России удалось найти стратегические пути решения геополитических вызовов, пишет Donya-e Eqtesad. В ответ на западные санкции Москва переориентировала свой экспорт углеводородов на Индию и Китай. Европа же получила сильнейший удар бумерангом.
Россия в ответ на экономические санкции Запада против ее энергетики на самом деле только в уходящем году стала переориентировать экспорт своей нефти с европейских стран главным образом на Индию и Китай — поставки в эти страны начали стремительно расти. Как заявил в эфире ведущего российского государственного телеканала вице-премьер Александр Новак, на Китай и Индию в данный момент приходится почти 90% российского экспорта нефти, тогда как доля Европы снизилась до 4%. Целью подобного изменения традиционного подхода к экспорту нефти Новак назвал поиск новых направлений поставок на мировой рынок для преодоления наложенных странами Запада санкций. Он также подчеркнул, что еще до массового ввода санкций Россия начала активно развивать отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Новак заверил группу ОПЕК в том, что Россия будет следовать своим обязательствам по сокращению поставок, и спрогнозировал цену марки Brent на 2024 года в рамках 80—85 долларов за баррель. Относительно другой значимой области российского экспорта энергоресурсов, в данном случае — проекта "Арктик СПГ-2", вице-премьер России сообщил, что первая установка по производству СПГ (сжиженного природного газа) уже введена в опытную эксплуатацию, а первые поставки состоятся уже в первом квартале наступающего 2024 года.
Проект, как известно, подпал под санкции, поскольку в нем участвовали иностранные акционеры, ныне ушедшие из России. Но согласно заявлению руководства российской компании "Новатэк", крупнейшего производителя сжиженного природного газа и возглавляющей проект "Арктик СПГ-2", хотя реализации проекта несколько помешали введенные Европой и США санкции, откладывать коммерческие поставки СПГ не планируется, и они начнутся в ожидаемые сроки — в первом квартале следующего года.
Ситуация, описанная Новаком, доказывает способность России стратегически адаптироваться к геополитическим вызовам, особенно в энергетическом секторе. Быстро изменив маршрут экспорта нефти из Европы и перенаправив его в Китай и Индию, Россия продемонстрировала свои возможности своевременно реагировать на негативные условия и гибко противостоять экономическим санкциям. Это подчеркивает значение не только диверсификации рынков, но и роль построения прочных отношений с альтернативными партнерами, чего Россия, несомненно, добилась. При этом она обеспечила готовность к неблагоприятным для себя условиям уже с конца зимы 2022 года.
Сокращение доли Европы в экспорте нефти и одновременно увеличение доли Китая и Индии как основных получателей этого сырья подчеркивают происходящие экономические и геополитические изменения, и это происходит на фоне создавшейся вокруг России геополитической напряженности, которая может принести ей проблемы. Но вместе с тем, заявления вице-премьера Новака об обязательствах перед ОПЕК и прогнозе цен на нефть марки Brent свидетельствуют о взвешенном подходе к динамике мирового нефтяного рынка. Несмотря на эту напряженность, Россия, как видно, привержена совместным с ОПЕК усилиям, направленным на стабилизацию рынка. При этом стабилизация будет достигаться рыночными же механизмами, а не диктатом в угоду определенной политической концепции. И ожидания по ценам на нефть также вполне соответствуют рыночным условиям. А проблемы, с которыми из-за санкций сталкиваются энергетические проекты, такие как "Арктик СПГ-2", свидетельствуют о попытках отдельных стран в ущерб себе препятствовать нерыночными методами выгодным даже для них самих экономическим инвестициям.
Как известно, на мировом рынке энергоресурсов существует хрупкий баланс, который приходится соблюдать странам-экспортерам и импортерам, особенно в данной сфере, где тесно сходятся глобальный спрос, динамика рынка и политические соображения. По сути, эта ситуация подтверждает ту точку зрения, что геополитические события оказывают глубинное влияние на перспективы энергетического рынка.
Есть страны, которые могут стратегически адаптироваться к изменениям, диверсифицировать свою экономическую зависимость и поддерживать взаимодействие с другими участниками рынка. Они, несомненно, находятся в лучшем положении, чтобы противостоять неопределенности и обеспечивать стабильность своего энергетического сектора. Они находятся в более благоприятном положении, чем те страны, которые кропотливой адаптации предпочитают нерыночные рычаги, разного рода ограничения и санкции, всевозможные "потолки цен" и грубый политический диктат. Такие страны, неизбежно, сами страдают от подобной стратегии, которая бьет бумерангом по ним же самим.
Россия является одним из основных игроков мирового энергетического сектора, особенно в области добычи и экспорта нефти и газа. Страна обладает огромными запасами как одного, так и другого вида сырья. Запасы нефти сосредоточены в определенных регионах, таких как Западная Сибирь, Урал и Поволжье. Запасы природного газа также имеются в Западной Сибири, однако сейчас более перспективные месторождения разведаны в регионах Арктики и на полуострове Ямал. Если запасы нефти располагаются в регионах, более доступных и равноудаленных от восточных и западных границ России, то запасы природного газа находятся в малодоступных районах. Руководство энергетическим сектором страны учитывает это обстоятельство и соответствующим образом регулирует и направляет инвестиционные потоки. Россия является одной из крупнейших нефтедобывающих стран мира, успешно конкурируя за первые позиции в борьбе с такими странами, как США и Саудовская Аравия. А запасы природного газа, особенно недавно разведанные, как было упомянуто выше, имеют практически неисчерпаемый потенциал.
Ни для кого, мало-мальски знакомого с географией России, не секрет, что доходы такой страны сильно зависят от экспорта нефти. Также Россия является крупнейшим в мире экспортером природного газа. Эти отрасли имеют для страны стратегическое значение и потому со времен Советского Союза строго контролируются государством. Газпром, контролируемая государством энергетическая компания, играет главную роль в добыче и экспорте природного газа. Основные маршруты экспорта природного газа включают две системы трубопроводов: по одним газ доставляется в Западную Европу, это нитка "Северный поток", а по другим газ поставляется на Дальний Восток, в основном в Китай, — это трубопровод "Сила Сибири". Как видно, системы трубопроводов разнонаправлены, и Россия имеет возможность использовать свое энергетическое богатство как инструмент политического влияния в отношениях с другими странами. Но это инструмент именно влияния, а не диктата.
Экономика России чувствительна к колебаниям цен на нефть. Доходы государства тесно связаны с экспортом нефти, и изменения мировых цен на нефть могут заметно повлиять на наполняемость бюджета. На эти переменные Россия вынуждена искать и давать ответы. И в данный момент, в ответ на геополитические вызовы и изменения глобальной геополитической повестки, Россия предприняла усилия по диверсификации своего энергетического экспорта. Диверсификация включала, в том числе, увеличение экспорта на азиатские рынки, особенно в Индию и Китай. Эти две страны в непростых отношениях между собой, но к каждой из них Россия находит свой подход. И не в последнюю очередь по этой причине упомянутые усилия по диверсификации оказались эффективными, в том числе и потому, что для подобных изменений в маршрутах экспорта почва готовилась заранее, за годы до возникновения нынешней ситуации, оказавшейся для России неблагоприятной. Россия известна своими запасами ископаемого топлива. В стране еще со времен СССР велись дискуссии по развитию возобновляемых источников энергии, однако доля последних в общем балансе до сих пор невелика.
Извлечение энергии из возобновляемых источников также нестабильна и зависит от таких факторов, на которые человек не в силах повлиять. Кроме того, организация добычи из возобновляемых источников также требует расходования все того же традиционного сырья. И потому так называемая "зеленая энергетика" создает не меньше проблем для экологии, чем традиционная: и приверженность Европы "зеленой повестке" диктуется не заботами об экологии, а политическими обстоятельствами.
Подобный путь, несомненно, неприемлем для России. Экономические санкции, введенные против России западными странами, в отношении ее энергетического сектора, затронули такие факторы, как международные инвестиции и технологии, без которых экспорт ископаемого топлива также не будет полноценным в современных условиях. Однако России пока удается находить ответ на эти вызовы, работая вместе со странами ОПЕК и с партнерами группы ОПЕК Плюс: все вместе они работают над регулированием уровня добычи нефти и над стабилизацией мировых цен на нефть. Действия же западных стран, направленные на расшатывание рынка, имеют целью дестабилизацию российской экономики, но в итоге это наносит вред не только России, но и экономике этих стран, а также благополучию их собственных граждан.