Председатель Верховного совета Крыма заявил о подготовке запроса в Конституционный суд РФ относительно передачи полуострова в состав УССР. По словам Владимира Константинова, за подготовку документа отвечает рабочая группа крымского парламента. И она уже собрала доказательства грубого нарушения советского законодательства в 1954 году. В связи с этим крымские парламентарии рассчитывают на признание незаконным решения 70-летней давности.
Заметим, что юридически передача Крыма Украине уже признана незаконной. В 2015 году Генеральная прокуратура Российской Федерации опубликовала официальное заключение по вопросу законности передачи Крыма УССР. В нем, в частности, указывалось, что 19 февраля 1954 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ "О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР". Этот документ, согласно архивным данным, был принят в отсутствие кворума. На заседании высшего государственного органа СССР присутствовали только 13 из 27 его членов. Кроме того, Конституция СССР не наделяла Президиум Верховного Совета СССР полномочиями рассматривать изменения конституционно-правового положения автономий, входящих в состав союзных республик. Таким образом, решение о передаче Крыма УССР было признано нелегитимным.
Также в заключении Генпрокуратуры было указано, что инициатором передачи Крымской области РСФСР в состав Украинской ССР "был лично Хрущев". В связи с этим настало время юридически разобраться с последствиями работы этого "деятеля".
Передача Крыма УССР произошла в рамках борьбы Хрущева с политическими оппонентами – Молотовым, Маленковым, Кагановичем. Тогда первый секретарь ЦК КПСС стремился заручиться поддержкой украинской номенклатуры. На тот момент компартию УССР возглавлял Алексей Кириченко, который являлся креатурой Никиты Хрущева. В этой связи передача Крыма выглядела как подкуп.
За каждой союзной республикой были зарезервированы определенные квоты в Верховном Совете СССР. Количество депутатов в Совете Союза Верховного Совета СССР зависело от количества округов, которые формировались в зависимости от численности избирателей. Количество депутатов в Союзе Национальностей Верховного Совета СССР зависело от количества регионов и автономий в составе союзной республики. Больше избирателей и областей в составе республики – больше депутатских мест. Таким образом, передача Крыма УССР позволила Украине увеличить свое представительство в Верховном Совете СССР за счет сокращения представительства РСФСР.
Еще более важно то, что численность представителей той или иной республиканской компартии в ЦК КПСС зависела от численности ее партийной организации. Вместе с Крыма в состав Компартии Украины перешла и Крымская организация КПСС. Это привело к резкому увеличению численности КПУ. Соответственно, выросла и численность представителей Компартии Украины в ЦК КПСС за счет сокращения численности представителей РСФСР.
Наконец, передача Крыма существенно увеличивала финансирование УССР. На тот момент с полуостровом было связано строительство масштабных гидротехнических и рекреационных сооружений. Финансирование таких проектов, как Северо-Крымский канал, предполагалось осуществлять из союзного бюджета. Его главным донором являлась РСФСР. И после передачи Крыма все средства, выделяемые из союзного бюджета, были перенаправлены Киеву.
Все это привело к тому, что в дальнейшем украинская партийная организация стала главной опорой Хрущева и сыграла огромную роль в его победе во внутриполитической борьбе.
Вопрос только в том, что автор "оттепели" не был способен к созидательной работе. По натуре он являлся популистом. И, чтобы удержать власть, продолжил политику подкупа местной номенклатуры. Это вылилось в постепенную передачу полномочий от центра республикам.
К концу 1963 года практически все предприятия были переведены в управление союзных республик. Одновременно началась административная реформа, предполагавшая сокращение Совета Министров СССР до трех министерств: внешней торговли, морского флота и путей сообщения.
Наконец, в 1964 году Конституционная комиссия во главе с Хрущевым подготовила проект нового Основного закона, который предусматривал преобразование СССР в конфедерацию. Республики наделялись правом вести самостоятельную внешнюю политику, иметь свою армию, налоговую и судебную системы, собственное гражданство. Несложно догадаться, что продолжение этой линии неизбежно вело к ликвидации СССР. В этом отношении Хрущев оказался идеологическим предшественником Горбачева и Ельцина.
Как видим, если обращаться в верховный судебный орган, то придется разбираться со всей цепочкой – от Крыма до распада СССР. Придется установить и осудить виновных.