Транзитные коммуникации России географически наиболее конкурентоспособны для освоения грузопотоков между Европой и Азией. Текущие геополитические условия, и прежде всего санкционная политика коллективного Запада в отношении России, нацелены на сокращение евроазиатских грузопотоков через РФ. В то же время высокая затратность обходящих РФ маршрутов ввиду их значительно больших расстояний и военной небезопасности обуславливают высокую конкурентоспособность именно транзитных маршрутов через российскую территорию.
Достаточно сказать, что, например, в сравнении с транзитом через РФ (Транссиб и Севморпуть) маршрут Европа – Средиземное море – Суэцкий канал – Красное море – Индийский океан – Юго-Восточная Азия / Китай / Япония протяжённее более чем на треть. Кроме того, Красное море и Баб-эль-Мандебский пролив, соединяющий эту акваторию с Индийским океаном, – своего рода эпицентр пиратских нападений на торговые суда и уже стал, как известно, театром всё более частых военных действий из-за военных действий в Палестине, Сомали, Йемене и внутриполитической дестабилизации в Судане.
Обычное дело – вылазки пиратских группировок и в Малаккском проливе между Индийским океаном и Южно-Китайским морем (ЮКМ), выходящим в Тихий океан. В последние годы военно-политическая ситуация в ЮКМ становится все более протяжённой ввиду американо-китайской конфронтации и многочисленных территориальных
Уже только эти факторы вынуждают Запад вводить лишь частичные, притом весьма маловразумительные санкции против «российского» транзита, едва ли всерьёз воспринимаемые странами Глобального Юга (мировое большинство).
Севморпуть. Фото fbm
Ввиду упомянутых факторов перевозка транзитных грузов по Севморпути в 2023 году достигла
Как
Во-первых, компании-грузоотправители согласились перенаправить часть грузопотока, ранее направляемого через Суэцкий канал в летне-осенний период, на СМП. Во-вторых, большую поддержку «Росатом» как транспортный оператор СМП получил от правительства, и «в итоге мы убедились, что СМП экономически эффективен и для грузотранзита».
Транссиб и БАМ состыкованы по 4-м елезнодорожным линиям
Не меньший уровень конкурентоспособности у системы Транссиб / БАМ, состыкованной с портами РФ на Балтике, Чёрном море, в Хабаровском и Приморском краях. Соответственно,
По тем же данным, стоимость дальнейшего расширения БАМа и Транссиба к 2030-31 годам до 255 млн. тонн в год составит 622,2 млрд. рублей, или 14 млрд. руб. на 1 млн. добавленных тонн. По оценке РЖД, эти средства будут окупаться за счет роста внешнеторгового (РФ) и транзитного грузопотоков по данной системе. Растущий интерес к ней проявляется в КНР, Монголии, странах Юго-Восточной Азии. По имеющейся информации, транзитный грузопоток этих стран через БАМ / Транссиб и примыкающие порты, особенно дальневосточные, растёт с середины 2022 года. Участвующие же в антироссийских санкциях Япония и Южная Корея не отказываются и не откажутся полностью от транзита через СМП и БАМ / Транссиб.
Проект Северо-Сибирской железной дороги на карте
Кроме того, по итогам августовского совещания с членами правительства Президент России
Транссиб состыкован с железными дорогами Китая, Монголии, Кореи
В последнее время трансграничные коммуникационные проекты приходится адаптировать к новым геополитическим условиям. Обуреваемые антироссийским ражем и действуя в интересах США, а не собственных экономик, с 1 сентября 2023 года страны Европейского союза ввели запрет транзита грузов, включенных в антироссийские (и антибелорусские) санкции, по территории РФ (и Белоруссии) в третьи страны. Однако, как мы отметили ранее, подобное решение сродни пословице «видит око, да зуб неймёт».
По
Имеется рекомендация Еврокомиссии не о запрете, а «об особом внимании к транзиту санкционных товаров из ЕС в третьи страны через территории РФ и Беларусь». Одновременно участникам внешнеэкономической деятельности Евросоюза необходимо «самостоятельно уточнять текущее состояние изменений в решениях Еврокомиссии по ограничению транзита на актуальную дату».
Столь причудливая сложносоставная система показывает, что все варианты обхода российских транзитных магистралей и связанных с ними портов в экономических взаимосвязях Европы с Азией фактически неконкурентоспособны. Немаловажно и то, что в антироссийских санкциях США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Японии и Южной Кореи вопросы запрета на транзит через РФ касаются только товаров, подсанкционных для Белоруссии, Ирана, Зимбабве, Судана, Йемена, Мьянмы и Северной Кореи…
Примечание
(1) См.: Власов Г. Актуальные проблемы развития транспортной инфраструктуры евразийского пространства России // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2013. № 3 (13).
Заглавное фото: triptonkosti.ru
Читайте нас: