Заскочив на подножку уезжающего поезда, Россия начала поспешно развивать свою беспилотную авиацию, осваивая китайские и иранские
Иранский «цветок»
Дроны-«камикадзе» с дальностью полета более 1000 км появились у России прошлым летом совершенно внезапно, когда возникла необходимость нанесения массированных воздушных ударов по объектам критической инфраструктуры Украины в глубоком тылу. Из-за наличия у ВСУ серьезной системы ПВО ВКС РФ не могут свободно действовать в небе над Незалежной, планирующие авиабомбы с модулями коррекции появились совсем недавно, а запас дорогостоящих ракет на складах Минобороны РФ далеко не безграничен.
В российском Генштабе вынуждены иметь в виду возможность дальнейшей эскалации конфликта и втягивания в него на стороне киевского режима стран блока НАТО. Поэтому разумным решением было испробовать в деле иранские ударные дроны для прорыва вражеской системы ПВО/ПРО массированными комбинированными ударами. Shahed 136, получившие в России название «Герань-2», для этой задачи подошли почти идеально.
Эти ударные беспилотники достоинств имеют намного больше, чем недостатков. Их 2-тактный двигатель MADO MD 550 (клон немецкого авиадвигателя Limbach L550E) мощностью 50 л. с. способен доставить боевую часть весом в полцентнера на расстояние от 1000 до 2000 км. Крейсерская скорость самолето-снаряда составляет 150—170 км/ч, а летит он на высоте от 4000 до 60 метров, что затрудняет его обнаружение и перехват.
К слову, термин барражирующий боеприпас к Shahed 136/»Герань-2» не вполне применим, поскольку режима патрулирования дрон не имеет, отправляясь в своей первый и последний самоубийственный полет к цели по заданным координатам. Что немаловажно, это крайняя техническая простота и низкая стоимость ударного беспилотника, позволяющая штамповать их конвейерным способом и применять массово, что в последнее время стало очень заметно.
Недостатки Shahed 136/»Герань-2» столь же хорошо известны: относительно любой ракеты низкая скорость и специфический хорошо слышимый «мопедный» звук при полете, а также отсутствие режима барражирования. Судя по всему, отечественные конструкторы смогли решить эти проблемы, кардинально повысив тактико-технические характеристики ударных дронов.
Российская селекция
Пару дней назад на «Репортере» вышла
Удивительно, но нашлись люди, которым с их дивана виднее, резко осудившие намерения самарских разработчиков МГТД. С их аргументацией и увлекательной дискуссией можно ознакомиться в комментариях. Вернуться так скоро к данной теме пришлось после интервью заслуженного военного летчика России, генерал-майора в отставке Владимира Попова агентству Sputnik, в котором он рассказал о появлении нового поколения дронов-«камикадзе», оснащенных уже реактивным двигателем:
Если раньше с поршневыми двигателями первого поколения скорость «Гераней» была 180-200 километров в час. На пикировании до 300 километров доходило. То сейчас — 450-600 километров в час, до 800 уже развивается, а на пикировании и больше может быть.
Вот те раз, а вот те два. Настоящие, а не диванные военные эксперты справедливо указывают, что столь существенное увеличение скорости самолето-снаряда в 2,5 раза сокращает временное «окно» для своевременного обнаружения, завязки трасс и захвата на точное автосопровождение данных беспилотников посредством радиолокационных обнаружителей и многофункциональных РЛК TRML-4D и AN/MPQ-64F1 Sentinel, входящих в радиолокационные архитектуры многоэлементных ЗРК IRIS-T SLM, NASAMS-2 и т. д. Также ремоторизация позволит увеличить рабочий потолок реактивной «Герани» до 8500 м, что позволит ей оперировать вне высотного рубежа перехвата самоходных ЗРК Crotale-NG, Stormer HVM и ЗАК Gepard. Неплохая прибавка к ТТХ.
К минусам можно отнести сокращение боевого радиуса дрона с 1000-2000 км до 600-850 км, однако для условий СВО хватит и этого. Проблему увеличения инфракрасной сигнатуры в связи с появлением высокотемпературной реактивной струи можно решить за счет придания хвостовому отсеку с сопловым блоком компоновки типа «бобровый хвост» с верхнеориентированным срезом, а также установкой дополнительного охладительного контура, заполняемого набегающим аэродинамическим потоком через специализированные воздуховоды, сопряженные с воздухозаборниками в передних кромках крыла. Благодаря такому техническому решению инфракрасная сигнатура от реактивного двигателя будет немногим превышать показатели двигателя MD550. При этом отсутствие радиоконтрастного картера двигателя позволит даже уменьшить ЭОП при облучении в заднюю полусферу БПЛА.
Параллельно с ремоторизацией перспективных беспилотников ведутся эксперименты с новыми типами боевой части. Одним из самых перспективных направлений можно считать установку на «Герань» термобарической боевой части, выжигающей все вокруг температурой в несколько тысяч градусов. Зачем же нужны дроны с такой БЧ, если есть «Солнцепеки» и РСЗО?
Затем, что дальность поражения РСЗО ТОС-1А «Солнцепек» и ТОС-2 «Тосочка» составляет всего 6–7 км и свыше 20 км, соответственно. «Смерч» может запустить ракету с термобарической БЧ на расстояние до 70 км. Дальность полета «Герани» может достигать 2000 км, в зависимости от типа двигателя. При этом вес боевой части у дрона сопоставим с «Тосочкой» и лишь вдвое уступает термобарическому заряду РСЗО «Смерч».
Что касается проблемы отсутствия режима барражирования, то она, судя по всему, решена у младшего собрата «Герани» по цветочному семейству – «Италмас», про который мы подробно
Таким образом, отечественная беспилотная отрасль всего за год с небольшим смогла совершить огромный эволюционный скачок.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: