Коррупция препятствует вступлению Украины в Евросоюз, сообщает UnHerd. Перед Киевом поставили условие — показать результат борьбы с этим явлением. Задача оказалась невыполнимой: после всех принятых мер Украина по-прежнему возглавляет коррупционный антирейтинг.
На днях министр иностранных дел Германии Анналена Бербок поддержала вступление Украины в ЕС. Она выразила уверенность, что на декабрьском саммите Европейский совет объявит о начале переговоров с Киевом о членстве.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Столь громкая поддержка со стороны европейской державы — редкая благая весть для президента Владимира Зеленского: он не раз призывал включить его страну в состав ЕС и подчеркивал, что законное место Украины — в Европе.
Рано или поздно Украина вполне может получить членский билет. Европейские дипломаты признали, что поскольку Украина уже получила статус кандидата в июне 2022 года, можно ожидать, что в декабре ЕС даст переговорам зеленый свет, а политический импульс окажется слишком велик, чтобы члены ЕС смогли ему воспротивиться.
Однако на пути Украины встала масса проблем: европейские дипломаты обеспокоены тем, что расширенный союз из 30 и более членов окажется слишком громоздким и не сможет эффективно работать. Таким образом, Бербок работает как с членами, так и с кандидатами насчет предложений по реформе. Но поскольку подходы у стран ЕС изначально отличались, найти компромисс наверняка будет непросто.
В контексте будущих реформ нельзя будет игнорировать тот факт, что Украина значительно беднее большинства стран ЕС: в прошлом году ее ВВП на душу населения составлял всего 4534 доллара по сравнению с 48 433 долларами в Германии — и это если не учитывать многочисленных разрушений и национальной травмы от боевых действий. По внутренним прогнозам самого ЕС насчет расширенного союза с участием Украины, Молдавии, Грузии и шести западнобалканских государств, Киев получит право почти на 186 миллиардов евро в течение семи лет.
Это возымеет серьезные последствия для нынешних стран-членов ЕС и потребует сокращения сельскохозяйственных субсидий примерно на 20%. Из-за права новых, более бедных участников на средства, предназначенные для улучшения инфраструктуры, этого финансирования лишатся Чехия, Эстония, Литва, Словения, Кипр и Мальта.
Возможно, предвидя сопротивление со стороны этих стран, Бербок предложила предоставить Украине и другим потенциальным членам ряд льгот до полного членства, но не ускоренное вступление. Предоставив Украине статус кандидата в члены, Брюссель обозначил семь условий для начала переговоров, в том числе то, что Киев “усилит дальнейшую борьбу с коррупцией”.
Это явный камень преткновения. На следующей неделе Европейская комиссия опубликует доклад о прогрессе стран-кандидатов на пути к членству. Чиновники говорят, что порекомендуют начать переговоры с Украиной, но настоятельно потребуют предъявить доказательства эффективности антикоррупционных мер, а также независимости судебной системы и соблюдения прав меньшинств. И хотя Зеленский решительно возглавил борьбу с коррупцией и принял ряд громких мер, его страна по-прежнему занимает 116-е место в Индексе восприятия коррупции, а советник президента недавно заметил, что чиновники по-прежнему “воруют так, словно завтра конец света”. Так что эти реформы в любом случае будут проходить медленно и мучительно, когда бы они ни проводились, а уж тем более в разгар вооруженного конфликта.
В августе президент Европейского совета Шарль Мишель (Charles Michel) заявил, что ЕС должен быть готов к расширению к 2030 году. Однако прошло всего три месяца, и его настрой кажется чересчур оптимистичным. При всем бахвальстве и резкой риторике Украине предстоит пройти долгий путь, прежде чем она сможет занять свое место за европейским столом.