Всемирный банк сделал прогноз о возможном нефтяном шоке в стиле начала 1970-х, когда в США за бензином стояли очереди из автомобилей, сообщает Monde. Газета реалистически рисует картину кризиса. А потому то, что виновником объявят Россию, ей уже ясно.
Всемирный Банк (World Bank) предупреждает о возможном "нефтяном шоке", который может оказаться сравним с нефтяным эмбарго, введенным арабскими странами в 1973 году в ответ на победу Израиля в войне Судного дня над арабскими армиями. Несмотря на то, что сейчас мировая экономика находится в более благоприятном положении, резкий рост цен на "черное золото" сейчас может привести к взлету цен на сельскохозяйственную продукцию. А это снизит продовольственную безопасность, угрожая бедной части западного общества, по-простому говоря, недоеданием отмечает Жан-Мишель Безат, экономический журналист газеты "Le Monde".
Есть основания надеяться на не худший исход дела, но сразу опишем самый плохой из возможных вариантов. Цена барреля нефти может достичь 157 долл. (148 евро), превысив рекордный максимум августа 2008 г. – 148 долл. Таков один из сценариев, разработанных Всемирным Банком на случай разрастания конфликта на границах Израиля, который до сих пор ограничивался сектором Газа и южным Ливаном. Такой региональный конфликт усилит последствия ограничительной политики Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), которую поддерживает Россия. Он также обострит влияние на рынки военного конфликта на Украине, который вызвал самое сильное потрясение на сырьевых рынках за последние 50 лет.
С 7 октября, когда террористы ХАМАС вторглись на территорию Израиля, цены на "черное золото" выросли всего на 6%, сообщает вашингтонский институт в ежегодном отчете по сырьевым рынкам Commodity Markets Outlook. Симптоматичен заголовок отчета: "В тени геополитических рисков". Он был опубликован 30 октября.
Что же может вызвать нефтяной шок? Вероятной причиной могут стать "перебои в поставках" с Ближнего Востока, на который приходится 40% мирового производства. В случае усиления таких перебоев цены вырастут до 93-102 долл. за баррель при сокращении поставок на 500 тысяч – 2 млн. баррелей в день. Если сокращение составит 3-5 млн. баррелей, то цены могут подпрыгнуть до 109-121 долларов. А вот при сокращении поставок на 6-8 млн. баррелей рост может дойти до 140-157 долларов, и такую ситуацию уже можно будет сравнить с арабским нефтяным эмбарго 1973 года.
В докладе отмечается, что мировая экономика, даже в своем нынешнем несколько "обморочном" состоянии, находится "в гораздо лучшем положении, чем в 1970-х годах". А это делает ее более способной справиться с серьезным нефтяным шоком". С тех пор производящие большую часть мировой промышленной продукции страны более чем на 50% сократили количество сырой нефти, необходимой для производства 1 доллара валового внутреннего продукта. Эти страны постарались расширить список своих нефтяных поставщиков и нашли новые источники энергии.
Так что большинство аналитиков сходятся на в целом оптимистичном "основном" сценарии. Он обнадеживает, вот выжимка из него: "Цены должны достичь среднего уровня 90 долларов за баррель в этом [четвертом] квартале, а затем снова упасть до среднего уровня в 81 доллар".
Впрочем, составление разных сценариев – часть работы Всемирного банка. Почему это важно? Потому что за резким ростом цен на нефть – навязчивым страхом богатых стран – стоит резкий рост цен на сельскохозяйственную продукцию и вообще на продовольствие. Инфляция во многих развивающихся странах, где 700 млн. человек недоедают, заставляет лидеров этих стран срочно решать эту проблему. И ограничивать, ради собственного политического выживания, экспорт риса, зерновых и удобрений в другие страны.
То есть причины ограничения этого столь важного для других стран экспорта чисто политические. А ведь это ограничение усиливает колебания цен и сокращает продовольственную бе6зопасность. Всемирный банк не указывает на виновных. Они и так известны: Россия, Украина, Индия, Турция, Аргентина...
Жан-Мишель Беза (Jean-Michel Bezat)
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: