На фоне происходящей на Украине войны, некоторые наблюдатели заметили, что Россия намерена заручиться влиятельной поддержкой своей позиции в этой войне. Заявления о том, что она борется против власти Запада и неоколониализма, похоже, завоевывает определенную поддержку, тогда как попытки Украины заполучить сторонников в тех же регионах, такого большого отклика, похоже, не находят.
Два взаимопересекающихся фактора могли бы помочь нам понять привлекательность России для стран Глобального Юга и отсутствие большого желания поддерживать Украину. Во-первых, Россия, особенно в Африке, позиционирует себя как «антиколониальный» агент. Такая стратегия основывается на «дипломатии памяти» и имеет целью увеличение зарубежного влияния через взаимные позитивные воспоминания — Россия никогда не колонизировала ни одну африканскую страну и не участвовала в работорговле. Россия, будучи центром Советского Союза, во время холодной войны поддерживала антиколониальную борьбу в таких странах как Ангола и Мозамбик.
Другим фактором в понимании привлекательности России для стран Глобального Юга является «доставшаяся по наследству» солидарность Москвы с различными странами в прошлом.
В 1927 году Коммунистический Интернационал, международная организация, поддерживающая мировой коммунизм, возглавляемая Советским Союзом, спонсировала Лигу против империализма.
Целью лиги было устранение колониального правления в мире. Лига собрала под своей эгидой ведущих антиколониальных активистов со всего мира и таких выдающихся людей, как Альберт Эйнштейн и Махатма Ганди, став источником вдохновения для многих лидеров борьбы за деколонизацию Глобального Юга.
Это очевидно на примере Южной Африки. Ее позиция по отношению к войне на Украине, возможно, частично определяется ностальгией по поддержке Москвой ее борьбы против апартеида, а также недоверием к политике Запада.
Критика Запада со стороны таких лидеров стран Глобального Юга как президент Бразилии Лула состоит в том, что Запад сохраняет демократию у себя дома, тогда как готов нарушать демократические принципы за пределами своих территорий, если только это отвечает его интересам.
Украина отреагировала на дипломатические действия России увеличением количества своих посольств в Африке и сделала Глобальный Юг приоритетным в своей внешней политике, однако что реально Украина может ему предложить?
Она могла бы получить дополнительную поддержку со стороны стран БРИКС, укрепив существующие экономические связи и использовав общие проблемы, вызванные Россией. Строительство недавно предложенных зерновых хабов стало бы хорошим началом, поскольку выход России из зерновой сделки вызвал осуждение Кении, когда президент Кении назвал это решение «ножом в спину».
Украина также могла бы использовать свою собственную борьбу как сходную с антиколониальной борьбой стран Глобального Юга. Вместо того чтобы основывать свою позицию против России, она могла бы начать создавать общие «воспоминания» с Глобальным Югом и эксплуатируя схожую жертвенность.
Ясно, что любая страна, которая попытается бросить вызов имиджу России как антиимпериалистического агента, ждет долгая битва. Особенно, если эти страны не смогут эффективно взывать к взаимным позитивным воспоминаниям.
Читайте нас: