Пока около 150 кораблей остаются в Панамском канале из-за беспрецедентной засухи, Россия активно осваивает Северный морской путь. Легендарный маршрут, освоение которого обошлось в столько жизней и усилий за несколько сотен лет человеческой деятельности, сейчас воспринимается как интересная альтернатива международной торговле и вносит свой вклад в создание нового многополярного мира.
Плюсы развития Северного морского пути для России очевидны. Однако это выгодно не только для нее и для Китая, который уже его использует, но и для стран Евросоюза, для Японии, Южной Кореи, США, Канады, Африки и остального мира. Иными словами, речь идет о новом логистическом коридоре глобальной значимости.
Возьмем, к примеру, Евросоюз.
Это в настоящее время один из крупнейших торговых партнеров с Китаем. В 2022 году общий объем торговли между этими странами составил $847 миллиардов. Кроме того, в Азии есть и другие страны, вроде Японии и Южной Кореи, которые активно торгуют с Европой.
Чтобы добраться из северных портов Германии или с восточного побережья Британии в Китай по привычному маршруту Суэцкого канала, кораблю придется пройти около 23 тысяч километров, тогда как длина Северного морского пути составляет всего 14 тысяч километров. То есть, Арктический путь примерно на 40 процентов короче, и как результат, потребление топлива меньше.
Стоит заметить, что на Северном морском пути в настоящее время нет таких узких мест, как Суэцкий канал, что исключает такие инциденты, которые произошли с контейнеровозом Ever Given, который в марте 2021 года сел на мель в Суэцком канале, полностью парализовав движение. Тогда в пробке собралось более 450 судов и сама она продолжалась 8 дней. Этот инцидент обошелся мировой экономике в почти $10 миллиардов в день, а цена на многие товары мгновенно подскочила на 5-10 процентов.
Поэтому неудивительно, что многие крупные компании заинтересованы в возможности перевозки грузов через Арктику.
Вполне ожидаемо, что развитие такой крупной и многообещающей инфраструктуры вызовет раздражение США, которые санкциями пытаются задушить российскую экономику. Кроме того, из-за активизации морской деятельности НАТО в Арктике российскому правительству пришлось установить определенные нормы безопасности для иностранных военных судов, что вызвало бурное негодование Канады и США.
Однако один из принципов развития Северного морского пути гласит: Арктика — территория мира и согласия. Пусть так и остается.
Читайте нас: