В окружающем нас мире происходит много важных и знаковых событий, имеющих отношение к положению и возможностям нашей собственной страны. Однако, к большому сожалению, та информационная повестка, которую предлагает населению протухшая до основания либеральная «элита», уводит его от любых серьезных тем, предлагая взамен безвкусную жвачку из похождений силиконовых мегадив или их престарелых бойфрендов.
К сожалению, потому что чем меньше мы знаем о действительно значимых вещах, тем сложнее нам ориентироваться, а порой и выживать в этом далеко не самом ласковом мире.
Попытаюсь пояснить эту мысль на нескольких примерах, которые, увы, практически неизвестны широкой аудитории.
Пример первый:
«Как сообщила французская компания Dassault Aviation, в рамках общего контракта, подписанного Индонезией в феврале 2022 года на приобретение 42 многоцелевых истребителей Dassault Rafale, 10 августа 2023 года вступил в силу твердый контракт на второй транш из 18 самолетов Rafale, в дополнение к шести истребителям, заказанным в первом транше. Таким образом, Индонезия к настоящему времени законтрактовала 24 самолета Rafale из 42 согласованных. Напомним, что 10 февраля 2022 года министерство обороны Индонезии подписало рамочноесоглашение с французской компанией Dassault Aviation о приобретении 42 истребителей Rafale новой постройки. Общая стоимость поставок по этому соглашению оценивается в 7 млрд долл без учета вооружения. Ввиду отсутствия у Индонезии таких свободных средств, данное соглашение о закупке Rafale было разделено на три поэтапные партии (транша): первый транш - шесть самолетов (формальный контракт на которые был также подписан в феврале 2022 года), а второй и третий транши – по 18 единиц».
На первый взгляд, совершенно сухая, специальная информация, которая может быть интересна разве что некоторым высоколобым интеллектуалам из военно-промышленного бизнеса. Однако это далеко не так. Особенно если знать историю и подоплеку этого контракта.
Его основной «фокус» заключается в том, что не самая богатая страна в мире Индонезия ради получения самых дорогостоящих в мире французских истребителей «Рафаль» самым скандальным образом отказалась от уже подписанного и вступившего в силу контракта на поставку российских истребителей Су-35 на условиях значительно более выгодных и доступных для Джакарты.
Индонезия ранее планировала закупить российские истребители Су-35, и в 2018 году был подписан контракт на поставку 11 машин на сумму 1,154 млрд долл., из которых примерно половину (570 млн долл.) планировалось оплатить за счет встречных поставок пальмового масла и других индонезийских товаров. Российская сторона в отличие от французов всегда была готова к гибким условиям оплаты своих вооружений индонезийцами. Такая готовность была проявлена и в вопросе возможной оплаты контракта на Су-35, и при оплате более ранних поставок истребителей Су-27 и Су-30. При этом речь не шла о невыгодных для России сделках: то же пальмовое масло – высоколиквидный и востребованный товар, отмечает член Общественного совета при Министерстве обороны России Руслан Пухов.
Индонезийский летчик пилотажной группы Thunder на фоне истребителя Су-35С ВКС России
Таким образом, небогатая Индонезия, выбирая из двух типов боевых самолетов – российского Су-35 и французского «Рафаль» – при вполне сопоставимых боевых качествах этих машин, сделала выбор в пользу значительно более дорогостоящего французского предложения. При том что даже сейчас на покупку всей запрошенной партии у неё реально нет денег.
Выглядит это крайне нелогично и противоестественно. Но, увы, этот мир устроен не так просто. И при совершении таких сделок одной арифметики мало, а решающую роль играет алгебра мировых экономических и геополитических отношений. И вот они-то и сыграли в данном случае не в пользу России. Потому что Индонезия при всей своей политической прогрессивности в экономическом отношении полностью зависит от США и Запада.
«Индонезия отказалась от сделки, мотивируя это финансовыми затруднениями. Но, по словам источника в системе военно-технического сотрудничества, основной причиной стало давление на Индонезию со стороны США, где к этому времени вступил в силу антироссийский санкционный закон CAATSA, угрожавший вторичными санкциями покупателям российских вооружений».
А теперь рассмотрим второй и, сразу скажем, прямо противоположный случай. Который в нынешней военно-политической ситуации для России имеет куда большее значение, чем предыдущий.
Другая крупная страна так называемого Глобального Юга – Египет – категорически отказывается совершать недружественные шаги по отношению к России, несмотря на сильнейшее давление тех же США и Запада.
«Официальные лица сообщили, что Египет изначально планировал поставить [122-мм] реактивные снаряды в Россию, но отказался от этого намерения под давлением США в начале этого года. Представители США, в том числе министр обороны Ллойд Остин, попросили Египет вместо этого поставить оружие Украине, стремясь помочь украинскому правительству преодолеть нехватку боеприпасов. Сопротивление Египта является препятствием для глобальных усилий Вашингтона по сбору вооружения и боеприпасов для Украины в критический момент войны. Украинские силы пытаются прорвать сильно укрепленные русские позиции в усилиях, которые рассматриваются как имеющие решающее значение для исхода войны. Вашингтон также вовлечен в усилия по активизации дипломатической и материальной поддержки Украины и противодействию влиянию Кремля на глобальный юг».
Американские эмиссары используют для «продавливания» Египта свою традиционную колониальную политику «кнута и пряника», с одной стороны пытаясь заигрывать с Каиром, а с другой – угрожая ему финансовыми и экономическими репрессиями.
«Высокопоставленный представитель Государственного департамента США заявил, что Египет действует как партнер, работающий над достижением справедливого и прочного мира на Украине. «Мы считаем эти переговоры с Египтом продуктивными. Мы провели ряд дипломатических обсуждений, и ответ Египта соответствовал его прочному партнерству с США, – сказал представитель. – Это не простые и не быстрые вопросы, и наши обсуждения с нашими египетскими партнерами нашей взаимной заинтересованности в прекращении Россией войны продуктивны и продолжаются. Наше сотрудничество с Египтом по многим вопросам, включая конфликт на Украине, является обширным и позитивным. Хотя мы не будем обсуждать деликатную дипломатию, любые сообщения об обратном являются полностью недостоверными».
Продолжающееся нежелание египетского правительства поставить оружие Украине вызывает обеспокоенность среди членов Конгресса США, которые настаивают на том, чтобы администрация президента США Джо Байдена не разблокировала 320 млн долл. военной помощи Египту, замороженные, чтобы оказать давление на египетское правительство в связи с нарушением им прав человека. США ежегодно предоставляют Египту 1,3 млрд долл. военной помощи, при этом выделение небольшой части этой помощи обуславливается ситуацией с правами человека в этой стране.
В прошлом месяце группа высокопоставленных сенаторов-демократов направила обращение государственному секретарю США Энтони Блинкену, в котором призвала американскую администрацию приостановить данную часть военной помощи Египту на третий год подряд и потребовать от Египта освободить политических заключенных и прекратить пытки, внесудебные казни и другие нарушения прав человека. Одиннадцать членов палаты представителей США от Демократической партии по отдельности призвали администрацию заморозить эту помощь в своих обращениях 10 августа».
Само собой разумеется, что американцы начинают активно «бороться за демократию и права человека» только в тех случаях, когда это соответствует их военно-политическим целям. Однако египтяне, чьи экономические и финансовые интересы в немалой степени связаны с Западом, и США в первую очередь, отнюдь не спешат уступать такому брутальному давлению. И даже сама американская пресса вынуждена констатировать, что у Египта для этого слишком близкие отношения с Россией:
«Египет пытался не занимать чью-либо сторону с тех пор, как Россия начала свою операцию на Украине, сохраняя дружеские отношения и связи с русским правительством. У Сиси тёплые личные отношения с президентом России Владимиром Путиным и он принял участие в саммите африканских лидеров в Санкт-Петербурге в июле. Египет также покупает большую часть своей пшеницы в России, и Москва надеется увеличить эти продажи после того, как в прошлом месяце она отказалась от соглашения, которое позволяло Украине экспортировать свое зерно через Чёрное море».
И это еще далеко не весь список фундаментальных причин и оснований, по которым эта традиционно дружественная России страна не очень-то спешит идти на встречу американским «партнерам», которые к тому же не раз на крутых поворотах истории оказывались по другую сторону линии фронта. Чего никогда не было в отношениях между Москвой и Каиром.
«…Отношения между Россией и Египтом носят на протяжении десятилетий стратегический характер. И это просто факт жизни, неважно даже, что написано в наших документах, хотя там как раз так и написано, но по факту жизни отношения между Египтом и Россией носят действительно стратегический характер и в области политики, и в области экономики. У нас много больших общих проектов…За эти годы, за эти десятилетия отношения между Россией и Египтом приобрели особый характер, особый статус. Многое сделано и под вашим руководством, господин президент. У нас большие, мощные проекты в области энергетики, в частности имею в виду известный проект по строительству атомной электростанции, все развивается по плану», – отметил Президент России в ходе встречи с Абюдель Фаттахом ас-Сиси в Санкт-Петербурге.
«Эд-Дабаа» – первая атомная электростанция в Египте, которая будет построена Росатомом в провинции Матрух на берегу Средиземного моря примерно в 300 км к северо-западу от Каира. Это первый крупный проект Росатома в Африке. До 2028 года госкорпорация построит четыре блока станции с реакторами ВВЭР-1200 и будет на протяжении всего жизненного цикла АЭС (60 лет) поставлять ядерное топливо, а также оказывать услуги по подготовке персонала, проводить техобслуживание и ремонт в течение 10 лет после пуска каждого блока.
По словам Путина, в прошлом году товарооборот между странами вырос на 28,8% по российской статистике, а за пять месяцев текущего года этот показатель прибавил еще 7%. Одна треть торгового оборота России с Африкой приходится как раз на Египет.
А теперь обязательная для любой истории мораль, а точнее выводы из оценки приведенной выше, вроде бы сугубо специальной и совсем малоинтересной информации. И наш главный вывод звучит так: чем глубже и шире взаимовыгодное сотрудничество России с другими странами мира, тем проще и эффективней она может выстраивать отношения с ними. А в острых ситуациях обеспечивать такие шаги и решения дружественного государства, которые в наибольшей степени отвечают нашим интересам.
И строго наоборот: чем меньше связей и взаимозависимостей у России с её зарубежными партнерами, тем меньше у нас шансов и возможностей повлиять на политику таких государств в нужном нам в направлении. В случае с Египтом эта теоретическая абстракция вполне могла бы материализоваться в виде огромного потока советского оружия и боеприпасов, которыми располагает Египет и которое вполне могло оказаться на Украине. Но не оказалось. И, скорее всего, никогда не окажется. Слишком уж много поставлено на карту в отношениях наших двух стран. А такими вещами не бросаются.
Это, собственно, всё, что следует знать и понимать в международной политике, в которой чем больше у нас будет друзей и партнеров, тем меньше открытых врагов и скрытых недоброжелателей. И это неплохо бы учитывать тем, кто, начитавшись мутных «экспертов» на вечнозелёную тему «Зачем мы помогаем Африке!» (Латинской Америке, Азии – нужное подчеркнуть) начинают дежурное нытьё по этому поводу. Увы, господа нытики, мир устроен чуточку сложнее, чем песочница в вашем дворе. И если Россия не будет делать того, что она делает в отношениях с этим сложным миром, то издержки такого ничегонеделания обернутся для нас сторицей в самом нехорошем смысле этого слова.