Успех средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) в российско-украинской войне дал армии США толчок к возрождению своего тактического потенциала в области, которая ухудшила свои возможности за 20 лет со времени окончания холодной войны.
Россия лидирует в радиоэлектронной борьбе
Ранее в СМИ уже появлялись репортажи о том, какими неожиданно эффективными оказались возможности российских систем РЭБ по радиоэлектронному подавлению и последующему приземлению (сбиванию) нескольких турецких беспилотников Байрактар, после чего военнослужащие ВСУ ограничили их использование.
Россия наработала этот опыт благодаря участию в конфликте в Сирии, войне на Донбассе и крымском конфликте 2014 года.
Хотя кое-кто и утверждает, что российские системы ВЭБ просто случайно заглушили их линии связи, также указывая, что Москва отстает в других отраслях, в итоге они все же признают безраздельное господство их развернутых на поле боя систем радиоэлектронной борьбы, которые в промышленных масштабах прореживают ряды украинских беспилотных систем.
В отчете Королевского института объединенных вооружений Британии (RUSI), сообщается, что средства радиоэлектронной борьбы России сажают или сбивают примерно 10 тысяч украинских беспилотников в месяц или около 300 ежедневно.
Как и свою эшелонированную систему ПВО с ее перекрывающими друг друга системами ближнего, среднего и дальнего действия, российские войска также адекватно распределили свои РЭБ-системы, покрывая каждые 10 километров фронта. У этой страны имеется разнообразный набор систем для борьбы со всем что летает: от беспилотников и систем связи до спутниковой навигации и самих спутников.
Разнообразие систем РЭБ Москвы
Российские Красуха-2, Красуха-4, РБ-341В ЛЕЕР-3, Р-330Ж Житель, Мурманск-БН и Москва-1 — только некоторые из известных РЭБ-платформ, способных подавлять радио и другие коммуникационные сигналы и спутниковую навигацию в самом разнообразном спектре частот, а также могут менять роль от Радиоэлектронной защиты до Радиоэлектронного подавления.
Причина отставания США в сфере радиоэлектронной борьбы та же, что и неспособность их промышленности обеспечить производство боеприпасов для удовлетворения снарядного голода Украины — вторжения в Ирак и Афганистан.
В период с 1990 по 2020 годы США воевали с «негосударственным» противником, не обладавшим вооруженными силами государственного уровня, что не требовало развития промышленной и технической базы для войны с равным противником.
В ноябрьском репортаже 2019 года на канале NBC сообщалось, что военное руководство США начало осознавать явное лидерство России в средствах радиоэлектронной борьбы. «После окончания холодной войны Россия продолжала совершенствовать способы РЭБ-противодействия, в том числе, в конфликте с Украиной, США были заняты в основном борьбой с негосударственными группами вооруженных боевиков вроде Талибана или Аль-Кайеды, у которых отсутствовали возможности радиоэлектронной борьбы, что давало ложное самоуспокоение в отношении угроз, с которыми могут столкнуться США».
В то же время, у армии США сохранились надежные системы радиоэлектронной борьбы — для этих целей у армии имеются полностью приспособленные под цели РЭБ самолеты и даже целые корабли.
Фактический отказ армии от развития своих средств радиоэлектронной борьбы, позволявших глушить вражеские радары и линии связи, связан с окончанием холодной войны. Тогда идея была такова, что все эти возможности смогут обеспечить ВВС или ВМФ.
Но в сегодняшнем конфликте с противником, обладающим надежной системой противовоздушной обороны, сухопутные силы США должны обладать соответствующими возможностями.
В Ираке и Афганистане развернутые в регионе войска почти всегда сообщали о ходе обычных боевых действий по рации или по телефону. Однако в противостоянии с Россией или ее прокси «это приведет к тому что связь в подразделениях с помощью средств РЭБ противника будет подавлена, на них наведут артиллерию и они будут уничтожены», говорится в репортаже NBC со ссылкой на неназванное армейское исследование.
Читайте нас: