Несмотря на то, что чешские пивовары обещали прекратить экспорт в Россию, их пиво продолжает там продаваться, пишет Seznam Zpravy. Пока одни предприниматели не понимают, как их товар попал в "закрытую" страну, другие предпочитают хранить молчание.
Йиржи Пшеничка (Jiří Pšenička)
Осмотр одного из российских гипермаркетов показал, что на прилавках можно найти целый ряд продуктов чешского производства. Часть предпринимателей не понимает, как их товар мог попасть в "закрытую" Россию, а другие молчат.
Даже через год после начала российской СВО ряд чешских компаний продолжают бизнес на российском рынке. На прилавках российских магазинов российские покупатели могут найти чешское пиво, а также, например, более крепкий алкоголь, макароны и мюсли чешского производства.
Как порталу "Сезнам справы" удалось узнать от собственного корреспондента непосредственно с места событий, чешские товары покупатели могут приобрести в одном из московских гипермаркетов сети "Глобус", в частности в Саларьево в Новой Москве.
Пиво чешского происхождения россияне также могут купить в интернет-магазине упомянутой сети гипермаркетов. Из Чешской Республики зайти на его сайт нельзя, потому что для иностранных пользователей он заблокирован.
Интернет-магазин "Глобуса" предлагает аж 24 сорта чешского пива. Многие компании после начала конфликта немедленно покинули Российскую Федерацию, включая, например, "Пльзенский праздрой" и "Будеевицки будвар". Однако небольшие пивоваренные компании остались и зарабатывают на неугасающем спросе россиян на западные товары.
Как сервер "Сезнам справы" уже писал, в России остается и сеть "Глобус" с немецкими владельцами, как и, например, французский "Ашан". В прошлом году генеральный директор российского "Глобуса" переехал в Прагу, откуда управляет чешской и российской торговой сетью гипермаркетов одновременно. Их связь подтверждает и то, что некоторые сотрудники чешского филиала вскоре будут отправлены в командировку в Россию, чтобы там обменяться с российскими коллегами "профессиональным опытом".
Редакция попыталась обратиться ко всем чешским производителям, чьи товары нашла на прилавках "Глобуса". Некоторые из них, несмотря на представленные доказательства, утверждают, что давно прекратили экспорт в Россию, и удивляются, как их товары вообще могли попасть в торговые залы "Глобуса".
Так говорят, например, представители небольшого пивоваренного завода "Губертус" из Кацова и Зруче-над-Сазавоу.
"Я полностью поддерживаю решение уйти с российского рынка, и я также поддерживаю решение спортивных союзов запретить выступать представителям российской сборной. Я думаю, что мое отношение к России однозначно и бескомпромиссно", — заявил владелец компании Давид Горжейший.
Сначала он назвал информацию об экспорте кацовского пива в Россию несоответствующей действительности, но когда редакция показала ему фотографию, недавно сделанную в Москве, он не скрывал удивления.
"Единственный экспорт одной фуры в Российскую Федерацию мы осуществляли еще до начала вооруженного конфликта, и это пиво может быть полуторагодовалой давности. Или же оно могло попасть туда через какого-нибудь мелкого дистрибутора. Это пиво с чешской этикеткой, то есть предназначенное в первую очередь для чешского рынка", — искал Давид Горжейший объяснение фотографиям с бутылками пива в Москве.
То же говорят и менеджеры пивоваренной группы "Пивовары ЦЗ", куда входят марки "Литовел", "Голба" и "Зубр".
Представитель этой компании по связям с общественностью Ян Вавра заявил, что после начала вооруженного конфликта на Украине группа не заключает контрактов с новыми заказчиками на российском рынке и отклоняет все предложения.
Однако это не касается некоторых соседних стран. "Возможной продажи нашего пива мы, конечно, не можем избежать. Для нас это новость, и если есть какая-то конкретная информация о продаже нашего пива в российской сети "Глобус", мы хотим с ней ознакомиться и займемся ее проверкой", — заявил Ян Вавра.
С таким же удивлением, как и у пивоваров, редакция недавно столкнулась при общении с чешскими производителями мебели из компании "Ганак" и "ТОН". Они были крайне удивлены, что объявления о продаже их мебели размещают некоторые российские магазины, один из которых даже находится на Донбассе.
Владельцы обеих компаний полностью отрицают прямой экспорт, но допускают, что их мебель, без их ведома, может попадать в Россию через третьи страны, такие как Турция или Казахстан.
Сервер "Сезнам справы" спросили об обстоятельствах, при которых из Чешской Республики и Европейского Союза в Россию попадают продукты питания, у пресс-секретаря чешского филиала холдинга "Глобус" Анетты Турновской. Та заявила, что в Чешской Республике этими контрактами в Российской Федерации не занимаются.
Из ее заявления следует, что русские из московского филиала все обеспечивают собственными силами, то есть даже чешские товары они закупают сами. "Глобус ЧР" не отправляет товары из Чешской Республики или других стран-членов Европейского Союза в Россию и не участвует в этом процессе", — заявила Анетта Турновска.
Экспорт в Российскую Федерацию сначала отрицали и сотрудники маркетингового отдела чешской компании "Еуропаста СЭ", которая производит макароны "Адриана". В московском гипермаркете "Глобус" предлагается сразу несколько продуктов этой фирмы, включая спагетти.
Наконец фотографию объяснил генеральный директор компании Богумил Враблик. По его словам, сейчас распродаются остатки продукции. "Товары, которые периодически можно найти на прилавках в Российской Федерации, это последние партии и ассортимента, для которого еще до вооруженного конфликта на Украине мы закупили упаковочный материал. Цель — снизить большие потери от его уничтожения", — объяснил Богумил Враблик.
Никакой другой деятельности в Российской Федерации вплоть до завершения вооруженного конфликта на Украине компания, по его словам, не планирует. "Мы решительно осуждаем действия России и, напротив, помогаем семьям украинских беженцев, находящиеся в нашей стране", — подчеркнул Богумил Враблик.
О запланированном прекращении продаж в Российской Федерации говорит и Михаил Капитанов, владелец компании "Редфуд" из Смиловице-у-Тршинце. Она предлагает в российской сети "Глобус" пиво под маркой "Зелена коруна". Михаил Капитанов говорит, что их пиво предназначено, прежде всего, для украинского рынка. Российскую Федерацию компания уже якобы покинула, однако нужно завершить уже ранее подписанные контракты.
"Зачем вы копаетесь в этом! Дайте людям пожить! На пиво нет эмбарго", — заявил нам в итоге чешский предприниматель Михаил Капитанов, прежде чем положить трубку. Он не объяснил, где вообще варится их пиво. Его коллега из фирмы с неуверенностью говорил о Либереце.
Руководители ряда компаний, чьи товары фигурируют на фотографиях из московского "Глобуса", вообще не пожелали говорить о России. Зачастую все это компании с российскими владельцами или совладельцами.
Так было и с пивоваренным заводом в Раковнике, который уже много лет поставляет в довольно больших объемах пиво под марками "Бакаларж", "Пражачка" и "Черновар". Сегодня компания является, по-видимому, крупнейшим экспортером в этом сегменте. В реестре конечным владельцев "Традиционного пивовара в Раковнике" указан российский гражданин Андрей Браиловский. Компания никак не отреагировала на телефонные звонки и несколько электронных писем от наших корреспондентов.
Нежелание что-либо объяснять выказали и владельцы "Прага Бревринг Компани", которая выпускает марку "Прага". Наша редакция попыталась связаться с совладельцем компании Мирославом Земаном по контактному телефону и электронной почте. В данном случае тоже непонятно, где же варят пиво "Прага" на самом деле. Согласно данным на сайте компании, она сотрудничает с несколькими отечественными производителями, включая пивоваренный завод в пражском Бржевновском монастыре. Однако этот вопрос отчасти прояснил главный пивовар монастырского пивного завода Алеш Потешил, который сообщил нашей редакции, что они еще в 2018 году прекратили сотрудничество с компанией "Прага Бревринг Компани". Точно, однако, известно, что упомянутая компания наполовину принадлежит россиянину из Москвы Алексею Каневскому.
Никаких комментариев мы не получили и от малоизвестной пльзеньской компании "Старопилсен", которая продает в Российской Федерации пиво "Злата Прага". Компанией владеет болгарский предприниматель Явор Валканов Калудов. "Не в наших правилах предоставлять информацию о коммерческой политике", — отрезал на вопросы "Сезнам справы" по поводу Российской Федерации менеджер Йиржи Звонарж. У этой компании тоже нет своего производства пива. По некоторой ранее появлявшейся информации, компания варила свое пиво в Нимбурке.
Никаких объяснений относительно экспорта нам не дал и крупный южночешский производитель спиртных напитков "Фруко-Шульц", который принадлежит владельцам из холдинга "Ладога". Сразу после начала вооруженного конфликта на Украине компания из Йиндржихова-Градеца прекратила экспорт на российский рынок, но в сентябре уже восстановила его. В московском гипермаркете продаются сразу несколько ликеров производства "Фруко-Шульц".
Директор компании Йозеф Неедлы заявил в интервью, которое дал сайту "Будееска дрбна" в конце прошлого года, что, экспортируя в Российскую Федерацию, "изнутри разлагает ее режим алкоголем". Однако, оставив шутки, он объяснил, что экспорт алкоголя из Европейского Союза в Россию сегодня не запрещен, если только речь не идет о предметах роскоши. И тут он прав, поскольку санкционные ограничения Европейского Союза распространяются только на бутылки алкоголя стоимостью более трехсот евро за штуку.
Желание не вникать в политику и заниматься исключительно бизнесом сквозит и в словах директора и совладельца пивоваренного производства в Нова Пака Яромира Булко, чье предприятие варит пиво марки "Златы прамен". Он не сказал четко, производят ли сегодня там пиво и для Российской Федерации, подчеркнув, что пиво под этим названием варят несколько чешских пивоваренных заводов.
"Под этим названием ("Златы прамен") мы варили пиво для польского заказчика, а куда он экспортировал его: в Буркина-Фасо или в Нагорный Карабах, нам неизвестно", — заявил Яромир Булко.
Но если кто-то из чешских производителей на самом деле пожелает узнать, является ли товар, продаваемый в Российской Федерации их, и как он туда попал, то особого труда это не составит. Как отмечают многие эксперты, по номеру партии можно установить, кто произвел товар, когда и кому тот или иной продукт питания был отправлен производителем. Именно в случае продовольствия подобные вещи особенно тщательно контролируются.
Но как подчеркивает Мирослав Коберна из руководства Продовольственной палаты Чешской Республики, для этого потребовалось бы содействие чешскому производителю от российского продавца, то есть в данном случае от российского филиала немецкого холдинга "Глобус". "На то должна быть добрая воля. Разумеется, намного труднее придется, если речь идет о реэкспорте через третьи страны", — обозначил возможные трудности Мирослав Коберна.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: