Несмотря на санкции, модная одежда класса "люкс" и другие вещи от элитных западных брендов без проблем поставляются в Россию через перекупщиков, пишет FT. Некоторые иностранные компании даже нарочно занижают цены, чтобы их товары не попали под ограничения.
Дарья Мосолова, Крис Кук (Chris Cook)
Состоятельные россияне регулярно обходят торговые ограничения на люксовые бренды, воспользовавшись услугами доморощенной индустрии личных ассистентов (или “шопперов”), посредников-перекупщиков и контрабандистов, чтобы идти в ногу с европейской модой.
Социальные сети Instagram* и Telegram кишмя кишат перепродавцами (или “реселлерами”), которые обслуживают как крупных розничных торговцев, так и частных покупателей в России, суля им способ обойти санкции на дорогие аксессуары и высокую моду.
С началом путинской спецоперации на Украине в 2022 году европейские люксовые бренды попали под санкции, когда Брюссель запретил продажу в Россию товаров стоимостью выше 300 евро.
Средние цены на модную одежду из высшего сегмента значительно превышают установленный потолок, однако россияне продолжают красоваться в последних западных коллекциях — приобретая их через процветающих перекупщиков и контрабандистов. Один такой посредник Lliyenish с 10 000 подписчиками в социальных сетях, обещает подписчикам купить “все, что пожелаете” из Объединенных Арабских Эмиратов и Европы. На запрос о комментарии он не откликнулся.
Судя по таможенным данным, из-за санкций торговля идет через посредников в третьих странах, где никаких ограничений не действует. Например, в сентябре партия из более чем 300 сумок Bottega Veneta итальянского производства со средней ценой в 1 800 долларов ушла в Россию из Дубая через китайского посредника. Фирма Bottega на запрос о комментарии не ответила.
По данным аналитиков и таможни, некоторые бренды и российские импортеры также скорректировали ценовое предложение, чтобы вписаться в установленный ценовой потолок.
IBC Real Estate, московская консультационная компания по торговой недвижимости, заявила, что около половины крупных западных дизайнерских брендов, присутствовавших в России в начале 2020 года, по-прежнему доступны и завозят в страну новые коллекции.
С вступлением в силу санкций у посредников начался настоящий бум. Один закупщик в Италии сообщил, что из квартиры, забитой сумками класса “люкс”, отправлял в Россию по 10-20 посылок каждую неделю, зарабатывая до 6 000 евро в неделю на комиссионных.
“Итальянцам все равно, — сказал покупатель, представившийся Михаилом. — Им важно сбыть товар, а уж что с ним будет дальше — это наше дело”.
Михаил, который до 2022 года прощупывал европейский рынок в поисках линий одежды для запуска в России, признаёт, что пункт назначения купленных им товаров — секрет Полишинеля. “В этих магазинах меня все знают — и моих коллег тоже. Все прекрасно знают, куда отправляется эта одежда”, — сказал он.
Латвийские таможенники сообщили "Файнэншл таймс", что с начала года не пустили в Россию 60 грузов с предметами роскоши — в ряде случаев в таможенной декларации была явно занижена цена. Посредники часто пытаются замаскировать поставки под личные вещи, например, отрывая с сумок бирки.
Западные бренды несут ответственность за нарушение санкций, если их продукция появляется на российском рынке, независимо того, каким путем она туда попадает.
“Чтобы оправдаться, вам придется доказать, что вы не знали и не имели разумных оснований подозревать, что товары в итоге предназначались для России”, — сказал адвокат компании 2 Hare Court Гэвин Ирвин.
В некоторых случаях потолок цен вынудил компании сменить подход.
Анализ российских таможенных данных, проведенный "Файнэншл таймс", показал, что мужские костюмы от итальянской компанией Canali обходились оптовикам в 2021 году — то есть до начала спецоперации — в среднем в 600 евро.
После введения санкций цена упала до чуть ниже санкционного порога в 300 евро. Это явное исключение из общей ценовой политики компании: те же костюмы Canali ввозятся в Индию с прежней заявленной стоимостью.
Представитель Canali заявил, что компания “полностью выполняет все действующие правила и распоряжения”. На вопрос о ценовой стратегии компания ответила, что решения о ценообразовании “принимаются конфиденциально” и представляют собой “коммерческую тайну”, заверив при этом, что “цены для российских покупателей не упали”.
Компания пояснила, что снижение заявленных цен — следствие выбора российских покупателей, которые “выбирают и покупают доступные товары дешевле установленного порога”.
При этом некоторые костюмы производства Canali в настоящее время продаются в ЦУМе, крупном московском универмаге, по цене порядка 170 000 рублей (1 600 евро/1 650 долларов).
Глава аналитического отдела IBC Real Estate Екатерина Ногай заявила, что некоторые другие западные бренды специально для продаж в России запускают так называемые “капсульные коллекции” по ценам ниже установленного потолка.
“Хотя, возможно, это не так бросается в глаза, как экспорт западных комплектующих, используемых в российском оружии, ввоз предметов роскоши также играет важную роль в поддержке путинского режима”, — сказал исследователь Виталий Воловой из организации Squeezing Putin (“Прищемить Путина”), которая отслеживает реакцию компаний на российскую спецоперацию и первой отметила снижение оптовых цен Canali.
“Всякий обход санкций, особенно громкие случаи, подрывает их совокупное влияние на Россию и помогает путинскому режиму создать впечатление, что у россиян все еще есть доступ к новейшим западным товарам”, — сказала аналитик программы санкций из Киевской школы экономики Юлия Павицкая.
Одна россиянка, попросившая не называть ее имени, сказала, что санкции сказались лишь на покупателях из среднего класса вроде нее самой. Они и прежде нечасто покупали предметы роскоши, а теперь и вовсе прекратили из-за наценок от перекупщиков.
“Богатые россияне, которые и прежде могли себе позволить модную одежду, получают все через закупщиков — для них ничего не изменилось”, — рассказала 28-летняя веб-дизайнер из Москвы.
“Я всегда старалась больше работать, зарабатывать немного побольше, чтобы позволить себе эти предметы роскоши, а сейчас у меня сложилось такое впечатление, будто я опустилась на социальный класс ниже”, — заключила она.
___________________________________
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: