Версия лояльных США западных СМИ о том, что газопроводы "Северного потока" взорвала не связанная ни с каким государством "проукраинская группировка", никуда не годится, сообщает RTL. Журналисты с военным водолазом провели эксперимент на борту "подозреваемой" яхты. Для взрывчатки и работы с ней там нет места.
Что на самом деле произошло на яхте "Андромеда", с борта которой якобы была совершена диверсия в отношении "Северного потока"? Репортеры немецкого телеканала RTL обнаружили на яхте немало странных вещей.
Команда из шести человек, несколько сот килограммов взрывчатки и парусная яхта. Согласно сообщениям СМИ, все это понадобилось для подрыва газопроводов "Северный поток — 1" и "Северный поток — 2". Но насколько реально выполнить такую трудную задачу с небольшого парусника? Наши репортеры нашли эту яхту и обнаружили на ней немало странного.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Судно, на котором шесть предполагаемых злоумышленников подплыли к газопроводам "Северный поток 1 и 2", имеет довольно банальный интерьер. Стены, шкафы и стол выполнены из светлого дерева, на полу — ковровое покрытие коричневого цвета в полоску. Никакой роскоши, но места достаточно. Поэтому непонятно, как преступники могли свершить свои темные дела на таком ничтожном количестве квадратных метров. Все это можно увидеть и в телерепортаже RTL об этой странной яхте.
Согласно сообщениям СМИ, на яхте, побывать на которой было разрешено репортерам RTL/ntv, находились два ныряльщика, два ассистента ныряльщиков, женщина-врач и шкипер. Минуя Росток и остров Рюген, яхта вышла в Балтийское море. Там эти люди, употребив почти две тонны взрывчатки, подорвали газопроводы в четырех местах. Причем эта очень сложна операция была выполнена на глубине 80 метров.
Все это напоминает невероятный шпионский триллер. С точки зрения многих, даже слишком невероятный.
Недавно опубликованная синхронно в ряде западных СМИ история вызывает у многих серьезные сомнения. В том числе, у Йенса Хёнера, бывшего военного ныряльщик бундесвера. Вместе c репортерами он побывал на судне и вместе с ними осмотрел его. Считает ли он изложенную в прессе версию возможной? "Мое личное мнение таково: нет, такое невозможно", — говорит Хёнер. Однако добавляет: "Теоретически возможно, конечно, всё. Но тогда это должны были быть экстраординарные люди. Если же это не так, то я считают такую задачу невыполнимой".
Две тонны взрывчатки, снаряжение для дайвинга, шесть человек и провиант на один месяц — большая нагрузка для 15-метровой яхты, рассчитанной на 11 человек. Может быть даже, слишком большая? Хёнер ненадолго задумывается и затем говорит со вздохом:
"Разместить такой груз я бы здесь смог. Но вопрос не в том: как тут работать с таким материалом?". Внутри яхты тесно и без нескольких сот килограммов взрывчатки. А из нее, вероятно, пришлось собирать взрывные устройства и устанавливать на них взрыватели. "То, что все здесь делалось по всем правилам — маловероятно", — говорит бывший военный ныряльщик.
Уже несколько месяцев общественность в Германии и других стран гадает, кто несет ответственность за взрывы на газопроводах "Северный поток 1 и 2". Версия с "Андромедой" возникла в марте.
Пока генеральная прокуратура сообщила только, что распорядилась провести обыск на некоем судне, а именно "в связи с подозрительными обстоятельствами его аренды". Как было сказано, есть подозрение, что судно использовалось для перевозки взрывных устройств, которые были подорваны 26 сентября 2022 года на газопроводах.
"Для маскировки выбор ‘Андромеды’ — неплохая идея. Но с военной точки зрения такое судно для такой миссии использовать нельзя. Парусная лодка просто неудобна в управлении", — прокомментировал Хёнер.
В данный момент "Андромеда" поднята на берег. Яхта находится на территории бывшей военно-морской базы. Выйти в море она не может, так как Федеральная уголовная полиция еще не закончила следствие. По информации RTL и ntv в январе полиция обследовала яхту в течение трех дней в поисках следов. Тогда и были обнаружены фрагменты взрывчатого вещества на столе в салоне яхты. То, что следы удалось обнаружить, говорит о том, что после рейса к месту подрыва яхта арендована не была. Не было заявок на аренду.
Но почему следователи обнаружили следы только на столе? А не повсюду на яхте, которая — если исходить из того, что взрывчатки было чуть ли не две тонны — должна была быть загружена до самого потолка? Это, по мнению Хёрнера, объясняется тем, что взрывчатка могла быть в пакетах, а взрывные устройства собирали только на столе. Вопрос, скорее, в том, как взрывные устройства перетащили со стола на палубу. Узкая входная дверь имеет в ширину не более метра, а наверх ведет крутая лестница. Следующая проблема: как опустить взрывные устройства в воду без крана и сделать так, чтобы их сразу не отнесло в сторону?
Как сообщалось в средствах массовой информации, преступники использовали четыре взрывных устройства весом приблизительно по 500 килограммов каждое. По мнению Хёнера, речь могла идти о так называемых донных минах. Они разработаны военными специально для подобных акций. Но это значит, что предполагаемым преступникам помогала какая-то государственная служба и что некое второе судно доставило мины на место преступления и опустило их в воду.
Еще больше всё запутала и породила новые предположения недавно возникшая информация о том, что некий танкер находился в том районе в предполагаемый момент подрыва. На это обстоятельство указал датский аналитик данных но имени Оливер Александр еще до появления версии с яхтой. Если яхта из Ростока действительно доставила туда взрывчатку, то судна в какие-то моменты могли даже видеть друг друга. Александр не исключает, что в деле был замешан танкер "Минерва Джулия", но это пока не подтверждено.
Бывший ныряльщик Хёнер считает теорию о двух суднах вполне вероятной, но с оговоркой: "Разумнее было бы доставить взрывные устройства вторым судном. Но говорят, что следы взрывчатки обнаружены на яхте. Это противоречие я себе объяснить не могу".
На запрос RTL/ntv пароходство "Минерва Джулия", к которому была приписано оказавшееся в районе взрыва судно, ответило: "Свободное плавание судна, ожидающего заказов на транспортировку — обычная практика в коммерческом судоходстве, и поэтому в данной ситуации нет ничего загадочного". И далее: "Пароходство Minerva Marine Inc. готово сотрудничать со всеми компетентными службами во всех расследованиях и действует всегда законно и прозрачно".
Прозрачной историю вокруг яхты "Андромеды" пока назвать нельзя. То, что произошло на самом деле, должно выяснить следствие.
Том Кольман (Tom Kollmar), Лукас Вильхельм (Lukas Wilhelm)