Жизнь россиян за год беспрецедентных западных санкций почти не изменилась, пишет Independent. Экономика страны выстояла. Хотя некоторые эксперты говорят о "переломном моменте" в этом году, такие прогнозы вызывают скептицизм.
Россия справляется с масштабными экономическими санкциями Запада лучше, чем многие ожидали
Введенные Западом санкции нанесли удар по российским банкам, богатым гражданам и импорту технологий. Однако эти широкомасштабные ограничения, призванные лишить Москву средств на ведение боевых действий, действуют уже целый год, а экономическая жизнь обычных россиян осталась практически такой же, как и до начала специальной военной операции на Украине.
Россия не столкнулась ни с массовой безработицей, ни с падением курса национальной валюты, ни с очередями у дверей разорившихся банков. Ассортимент товаров в супермаркетах почти не изменился, а продукцию международных брендов – или как минимум ее отечественные аналоги – можно найти до сих пор.
В некоторых московских торговых центрах стало немного меньше посетителей, но изменения почти незаметны. Некоторые иностранные компании, такие как McDonald’s и Starbucks, перешли в руки российских владельцев, которые просто придумали новые названия прежним блюдам.
"В экономическом смысле ничего не изменилось, – сказал 53-летний Владимир Жаров, который работает на телевидении. – Я работаю так же, как и работал, я хожу в магазины так же, как ходил прежде. Возможно, цены немного выросли, но не настолько, чтобы это бросалось в глаза".
Российская экономика справляется с беспрецедентными санкциями Запада намного лучше, чем ожидалось. Но поскольку ограничения наконец коснулись главного источника дохода Кремля – нефти, – в ближайшие несколько месяцев "экономике-крепости" президента Владимира Путина придется столкнуться с более серьезными испытаниями.
По словам экономистов, санкции против российских энергоносителей, которые пока только вступают в полную силу, – например, ценовой потолок на нефть, – должны резко ограничить доходы Кремля, которые тот использует для проведения своей специальной военной операции на Украине. Некоторые аналитики прогнозируют, что в ближайшие несколько месяцев могут появиться признаки проблем, такие как нехватка бюджетных средств или падение курса национальный валюты.
Однако другие экономисты указывают на то, что в распоряжении Кремля есть значительные запасы финансовых средств, которых не коснулись западные санкции, и что Москве удалось найти новых торговых партнеров в Азии. По их словам, в этом году у России вряд ли резко закончатся деньги – скорее она просто начнет медленно соскальзывать в затяжной период экономической стагнации.
"При любом мыслимом сценарии у России будет достаточно денег", – сказал Крис Уифер (Chris Weafer), директор и аналитик по российской экономике консалтинговой фирмы Macro-Advisory, в ходе недавней онлайн-дискуссии, которую организовала компания bne IntelliNews.
Россия и дальше будет получат доход от продажи нефти, даже если она будет торговать ей по более низкой цене, поэтому, по словам Уифера, "у Кремля сегодня нет причин для того, чтобы положить конец военному конфликту из-за экономического давления".
Пока экономика страны старается справиться с западными санкциями, у россиян есть возможность покупать себе практически все то же самое, что и прежде.
Компания Apple перестала продавать свою продукцию в России, но крупнейший российский онлайн-ритейлер Wildberries предлагает покупателям приобрести iPhone 14 почти по той же цене, что и в Европе. А в "Связном" можно найти Apple AirPods Pro.
Мебель и товары для дома, которые остались после ухода IKEA, свободно продаются на платформе "Яндекс Маркет". Капсулы для кофе-машин Nespresso исчезли из продажи после того, как швейцарская компания Nestle перестала их поставлять, однако на рынке есть множество более дешевых аналогов.
На этикетках пива Budweiser и Leffe, продающегося в Москве, указано, что его производит российский партнер компании ABInBev, хотя она отказалась от своей доли в российском совместном предприятии и выставила ее на продажу. На полках в магазинах до сих пор можно найти Coca-Cola, которую разливают в Польше, кроме того, появилось множество аналогов российского производства.
Представители ABInBev сообщили, что компания больше не получает денег от совместного предприятия, а производство Leffe остановлено. Wildberries и "Связной" не отреагировали на наши электронные письма с вопросами об источниках поставок.
Однако очевидно, что товары попадают в Россию в обход санкций посредством импорта из третьих стран, которые не вводили никаких ограничительных мер в отношении Москвы. Например, в первой половине 2022 года экспорт Армении в Россию вырос на 49%. Все более доступными становятся китайские смартфоны и автомобили.
Автомобильная промышленность сталкивается с серьезными трудностями в попытках адаптироваться к сложившейся ситуации. Западные автопроизводители, в том числе Renault, Volkswagen и Mercedes-Benz, остановили производство в России, при этом их продажи упали на 63%. Между тем местные компании уже захватили одни заводы и участвуют в торгах за другие.
Иномарки по-прежнему доступны, но их гораздо меньше, и продаются они по более высоким ценам, сказал Андрей Ольховский, генеральный директор "Автодома", у которого 36 дилерских центров в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре.
"Сейчас стало невозможно поставлять автомобили марки Porsche и некоторых других производителей по официальным каналам, – пояснил он. – Все, что есть на рынке, – это разрозненные предложения по автомобилям, которые были ввезены в страну частными лицами или через дружественные страны по официальным каналам".
В отличие от европейских автопроизводителей некоторые корпорации пока не готовы отступать.
Хотя 191 иностранная компания уже покинула Россию и еще 1169 работают над этим, 1223 компании остаются, а 496 заняли выжидательную позицию, о чем свидетельствует база данных, составленная Киевской школой экономики.
Между тем жители Москвы склонны преуменьшать воздействие санкций.
"Возможно, это пока меня не затронуло. Я уверен, что мы со всем справимся", – сказал 63-летний пенсионер Александр Еременко.
33-летний Дмитрий, попросивший не называть его фамилию, сказал, что он видит изменения только в брендах одежды.
"В нашей истории бывали и гораздо более тяжелые времена, и мы справились, – сказал он. – Но нам все же нужно развивать собственное производство, чтобы не зависеть от импортных товаров".
Одной из главных причин такой устойчивости российской экономики стала рекордно высокая прибыль от продажи горючих ископаемых, которая в прошлом году достигла 325 миллиардов долларов благодаря скачку цен. Стремительное подорожание энергоносителей было обусловлено страхом перед тем, что военные действия на Украине могут обернуться уходом с рынка третьего по величине производителя нефти в мире.
Эти высокие доходы в сочетании с резким сокращением круга товаров, которые Москва могла импортировать, –сокращением, обусловленным санкциями, – стали причиной рекордного положительного сальдо торгового баланса. Другими словами, то, что Россия заработала на продаже своих товаров в другие страны, намного превысило объемы ее закупок за границей.
В результате российский рубль укрепил свои позиции после временного падения, случившегося после начала СВО, а правительство получило достаточно средств для выплат пенсий, зарплат, пособий и, что самое важное, для обеспечения своих вооруженных сил.
Кремль предпринял целый ряд мер для того, чтобы оградить экономику государства от воздействия санкций, после того как Запад ввел первые ограничения в связи с аннексией Крымского полуострова в 2014 году. Компании начали закупать запчасти и продукты внутри страны, а правительство создало большие финансовые запасы благодаря прибыли от продаж нефти и природного газа. Однако почти половина этих средств сейчас заморожена, поскольку находится за границей.
Эти меры помогли предотвратить сокращение российской экономики на 11-15%, которое ранее прогнозировали многие аналитики. По данным российского статистического агентства, в прошлом году экономика страны сократилась на 2,1%. В этом году, согласно прогнозам Международного валютного фонда, экономика России вырастет на 0,3% – не слишком впечатляющий рост, однако это вряд ли можно считать катастрофой.
Тем не менее, новые ограничения, направленные против энергоносителей, могут существенно изменить картину. "Большая семерка" ранее остерегалась вводить полномасштабные санкции против российской нефти, опасаясь, что эти меры подстегнут рост цен на энергоносители и ускорят инфляцию.
Решением стало введение ценового потолка в 60 долларов за баррель российской нефти, которая направляется в такие страны, как Китай, Индия и Турция, – эта мера вступила в силу в декабре прошлого года. Затем аналогические ограничения были введены против дизельного топлива и других нефтепродуктов.
Оценки касательно того, насколько тяжелыми для Москвы будут последствия этих ограничений, разнятся. Эксперты из Киевской школы экономики считают, что в этом году российская экономика достигнет "переломного момента", когда ее доходы от продажи нефти и газа уменьшатся на 50%, а торговый профицит понизится с 257 миллиардов долларов в прошлом году до 80 миллиардов.
По их мнению, эти процессы уже начались. По данным Международного энергетического агентства, налоговые поступления от продажи нефти в январе упали на 48% по сравнению с прошлым годом.
Однако другие экономисты скептически относятся к прогнозам о том, что в этом году Россию ждет "переломный момент".
Москва вполне способна пережить даже краткосрочное падение доходов от продажи нефти, считает Янис Клюге (Janis Kluge), эксперт по российской экономике из Немецкого института международных отношений и проблем безопасности (German Institute for International and Security Affairs).
По его словам, даже сокращение доходов России от продажи нефти на треть "станет мощным ударом для ВВП страны, однако не обанкротит государство и не приведет к краху". "Я считаю, что отныне мы будем говорить о постепенных изменениях в экономике России", – добавил он.
По мнению Клюге, реальное воздействие санкций можно будет ощутить лишь в долгосрочной перспективе. Потеря доступа к западным технологиям, таким как передовые компьютерные чипы, означает, что российская экономика надолго застрянет на низкой передаче.
Возможно, России удалось успешно перезапустить заводы и фабрики после ухода западных компаний, однако, по словам Клюге, "экономическое обоснование производства каких-то сложных продуктов внутри России исчезло и в ближайшее время не появится".
Автор статьи: Дэвид Макхью (David McHugh)
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: