«Болгарские власти бросаются из крайности в крайность по отношению к украинским беженцам. В преддверии годовщины специальной военной операции на Украине объявили, что программа помощи украинцам продлена на год, но неизвестно, какова стратегия властей по управлению потоком, интеграции и помощи людям. По данным неправительственных организаций, во многих местах люди справляются самостоятельно или благодаря другим людям украинского происхождения, а также с помощью посредников»,
– пишет болгарский интернет-журнал
Поначалу была хорошая организация и координация, но из-за отсутствия долгосрочного видения работы с потоком беженцев и управления им, отсутствия грамотно составленного бюджета, коммуникационной стратегии, а впоследствии из-за политической нестабильности и падения правительства, от добрых намерений ничего не осталось, отмечает автор статьи Лора Филева.
Тем не менее официальные власти – и временное правительство, и предыдущее – заявляют, что они предприняли гуманные и добрые шаги, и Болгария предоставила хорошие условия тем, кто бежал от военных действий.
Еврокомиссия продлила действие Директивы о временной защите. В связи с этим болгарское правительство также было вынуждено продлить срок временной защиты украинских беженцев, попросивших убежища в стране, на один год – до февраля 2024.
Согласно статистике, с начала кризиса через Болгарию прошло более миллиона человек. Более 50 тысяч остались. 11 тысяч были размещены в государственных и муниципальных учреждениях, а остальные сумели самостоятельно найти жильё и оплачивать аренду. Среди оставшихся в Болгарии беженцев много пенсионеров, матерей с детьми, а также людей с хроническими заболеваниями.
«Было сделано много хорошего. Подход правительства Кирила Петкова к размещению украинцев в гостиницах был для них добрым знаком, учреждения были оперативно мобилизованы, въезжающих регистрировали на пограничных пунктах, был адекватный работающий кризисный штаб»,
– рассказала изданию представитель фонда «Мисия Криле» Диана Димова.
Её организация уже много лет занимается беженцами, в основном прибывающими из Турции (афганцы, иракцы, сирийцы). В прошлом году они также работали с двенадцатью украинскими посредниками, помогающими более чем 300 семьям. По словам Димовой, несмотря на все позитивные моменты, главный минус – отсутствие долгосрочной стратегии управления кризисом.
«Необходимо провести анализ выбранных стратегий. Мы не считаем, что размещать украинских беженцев в отелях – лучший вариант. Подобные меры были предприняты, чтобы компенсировать отельерам последствия пандемии, на потребностях людей усилия сосредоточены не были. Когда через три месяца стало известно, что деньги заканчиваются, та же политическая команда приняла принципиально другое решение – людей просто перевели в центры для размещения беженцев в Елхово и Сарафово, не предоставив им достаточной информации и не проведя предварительную агитацию»,
– считает Димова.
По её словам, эта внезапная смена решений властей плохо отразилась на людях, которые и без того растеряны.
«Внезапно решения стали приниматься спонтанно, без консультаций с экспертами. А потом пришло временное правительство. Как принимает решение оно, вообще непонятно».
Ещё резче действия временного правительства Гылыбы Донева оценивает Илиана Савова из Болгарского Хельсинского комитета: «Полный мрак. Они сделали всё возможное, чтобы выдворить оставшихся в стране украинцев. Никто не знает, кто находится в этом Национальном оперативном штабе, когда он собирается, чем занимается. Принимаются программы, ограничивающие гуманитарную помощь. Из их решений следует, что украинец должен сам ехать в Елхово, хотя никто там на него внимание не обратит и интегрировать его не будет. И неважно, кто он – ребёнок без сопровождения или инвалид».
Зарегистрированные беженцы имеют право в Болгарии на медицинское страхование и социальные услуги. Использование медицинской помощи осуществляется через оплату медицинского страхования, а доступ к социальному обслуживанию – через подачу документов в соответствующее Управление социальной помощи по месту жительства. Но как утверждают организации и волонтёры, на практике это не работает. Услуги и информация о них только на болгарском языке, доступ к ним ограничен из-за расстояния между центрами и местами размещения украинцев.
Издание получило данные от Генеральной инспекции труда. Согласно им, после 24 февраля к работе приступили почти 15 тысяч человек. Отсюда следует, что граждане Украины трудоустроены как по срочному, так и по бессрочному трудовому договору. Чаще всего они заняты в ресторанно-гостиничном бизнесе, в розничной торговле, в сфере информационных услуг.
По словам Дианы Димовой, большая часть людей, решивших остаться в Болгарии, сумела справиться самостоятельно, а также с помощью созданных на местах общин переселенцев.
«Они испытывают некоторые трудности, но мы всё чаще встречаемся с гражданами Украины в разных сферах общественной жизни; это благодаря не столько нашему гостеприимству, сколько их стараниям».
Отношение простых болгар к украинцам тоже менялось от гостеприимства, помощи и содействия, до неприязни из-за ощущения, что они легче получают доступ к социальным услугам и привилегиям, – заключает «Дневник».
Наш комментарий: Несмотря на то, что правозащитные организации «бьют в барабаны и трубят в трубы», критикуя правительство за отношение к украинским беженцам, те очень долго жили в отелях на Солнечном Берегу, в прекрасных условиях и, ясное дело, не хотели эти отели покидать – никакая агитация здесь не помогла бы, поскольку центры размещения беженцев – это контейнерные «городки», фургончики с минимумом удобств. Какая тут могла бы быть агитация?
С другой стороны, Болгарию переселенцы с Украины изначально не рассматривали как страну для проживания.
По данным Миграционной службы Болгарии, с конца февраля статус временной защиты получили 144 тысячи граждан Украины. За восемь месяцев прошлого года расходы на их содержание составили 523 млн левов, из них только третья часть – 183 млн – были получены по европейским программам.
В конце сентября правительство решило посчитать, сколько украинских беженцев осталось по программе поддержки, и оказалось, что таковых – около 11000 человек, а большинство хорошо отдохнули за счёт болгар и других европейцев и вернулись домой.
«Комната на три месяца в отелях с четырьмя и пятью звёздами, бесплатная еда, выдача наличных, одежда, подарки, пляж, парковка – всё оплачивает бедный болгарин. А по итогу ни слова благодарности, вместо этого нас назвали цыганами и указали, насколько они богаче нас», – так комментировали болгары поведение украинских беженцев.
А теперь, когда болгарские отели украинцам, похоже, не светят, правозащитники заговорили о том, что им не хватает заботы государства. Причём, без особой конкретики и без обоснования того, почему не слишком богатая Болгария должна украинским беженцам больше, чем собственным гражданам.
Соб. корр. ФСК
Читайте нас: