Председатель Государственной думы России Вячеслав Володин сообщил, что в парламент поступает много обращений от родителей из-за чрезмерной нагрузки школьников.
Спикер законодательного органа отметил, что в среднем школьники тратят на учебу восемь-десять часов в день, и это, по мнению родителей, чрезмерно.
«Поступает много обращений от родителей, что это носит чрезмерный характер... По данным экспертов, 70−80% детей отмечают усталость от процесса обучения. Всё это сказывается на их здоровье», —
Кроме того, он добавил, что при такой занятости у ребёнка практически не остаётся времени и сил на увлечения и живое общение с друзьями. «Среди факторов, влияющих на нагрузку, называют: постоянное усложнение учебной программы; перегруженное расписание — до восьми уроков в день; посещение факультативов, работа над индивидуальными проектами, дополнительное образование; объём и сложность домашних заданий; подготовка к контрольным и ЕГЭ; каждый третий школьник учится по субботам», — отметил Володин.
20 ноября Володин заявил, что ребенка надо беречь и сделать всё для того, чтобы он был здоров, не было излишней нагрузки, которая сейчас повсеместно в школах. Отмечается, что нагрузка на старшеклассников превышает санитарно-эпидемические нормы на 30%. По словам Володина, это сказывается на состоянии детей и при этом «ничего хорошего не дает».
Он подчеркнул, что данный вопрос касается не только учеников старших классов, но и младших. Володин также предложил привлечь к обсуждению учителей, представителей родительских комитетов, экспертов и профильного министра. Кроме того, депутат заявил, что необходимо организовать обсуждение по вопросу целесообразности ОГЭ в девятом классе. «Зачем ОГЭ сдавать, если ребенок идет поступать в колледж, техникум, училище? Давайте все эти вопросы обсудим», — добавил Володин.
Заместитель председателя ГД Ирина Яровая также отметила рост заболеваемости школьников по результатам «такого активного образовательного процесса». По ее словам, в период обучения свыше 50% детей приобретают заболевания глаз, опорно-двигательного аппарата и ЖКТ.
Заслуженный учитель России Евгений Ямбург заявил, что школьники не перегружены, а, наоборот, недогружены, отчего происходит много глупостей. «Школьники вообще-то недогружены. Отсюда много глупостей происходит. Всё наоборот. Я так мечтаю, чтобы пирожник пёк пирожные, а сапожник тачал сапоги. Я с полной ответственностью говорю, что вопрос ведь не в нагрузке, а в вариативности образования, гибкости. Образование должно учитывать индивидуальные особенности, состояние здоровья ребенка. Это целая наука, которой должен заниматься профессионал. Если, например, вам никогда не понадобится китайский язык, вы взбеситесь от того, что вы пытаетесь запомнить то, что вам не нужно. Но если вы собираетесь заниматься той же математикой, вам и 10 часов будет не тягостно, потому что это вам нравится, любимо. Поэтому я бы не стал вот так рубить про то, что ученики перегружены... Это антинаучно», — сказал Ямбург.
По словам заслуженного учителя РФ, если школьники преимущественно будут заниматься теми предметами, которые им нравятся и пригодятся в будущем, они будут и заняты делом, и не перегружены. «Что уже происходит в московских школах, и не только в московских? Дети, когда мы построили индивидуальную траекторию их развития с учетом их интереса, состояния здоровья, занимаются этим с удовольствием. Вот представьте себе, даже дети, которые в больницах, после тяжелой процедуры химиотерапии и так далее, они должны взять себя за шиворот, подняться, даже если тошнит, потому что нельзя все время думать о болезни. Нужно думать о перспективах. Если дети занимаются тем, чем им интересно, тем, что им пригодится в будущем, они верят в перспективы. Поэтому вот эта самая вещь позволяет и занять их, но и не перегружать», — добавил Ямбург.
Ранее академик РАН, заместитель президента Российской академии образования Геннадий Онищенко заявил, что подбор индивидуальной программы для ребенка или поиск ее альтернативы могут помочь справиться с повышенной нагрузкой на школьника. По словам эксперта, наиболее оптимальным решением проблемы, связанной с нагрузкой на детей в школе, станет подбор индивидуальной программы, которую можно разработать исходя из показателей здоровья, работоспособности, талантов и желаний школьника. «Вот один прочитал разок учебник — и все, а другому надо пять раз повторить материал, чтоб он понял и усвоил. Но в настоящее время такой идеал — недостижимая мечта», — отметил Онищенко.
19 ноября премьер-министр России Михаил Мишустин заявил, что повышение качества образования в стране и снижение нагрузки на преподавателей остаются в числе главных задач. Он также указал на готовность комплексного плана действий для повышения качества обучения точным наукам и естественно-научным предметам во всех школах страны, а также уровня подготовки учителей и устранения кадрового дефицита.
Читайте нас: