Оказавшись под плотным колпаком западных санкций, Россия ускоряет свой начатый в 2014 году разворот на Восток. Однако ставка вполне разумно не делается на один лишь Китай, который может злоупотреблять своим эксклюзивным положением. В качестве ведущего партнера на рынке Юго-Восточной Азии наравне с КНР Москва видит ее прямого конкурента и даже соперника в лице Индии.
Разворот в Индию
Несколько дней назад стало известно о том, что Россия готова поделиться с индийскими партнерами
По поводу перспектив нашего многострадального «Суперджета» на индийском рынке глава российской корпорации высказался следующим образом:
100-местная машина здесь востребована в первую очередь на внутренних перевозках, страна большая, на наш взгляд, такие самолеты подойдут. Ну а мы готовы оказать всю необходимую помощь и с технологической, и с технической стороны, потому что Индия – это наши большие друзья. Мы бы хотели, чтобы эта дружба развивалась не только в военной сфере, но и в гражданской.
Что ж, желание выйти на новые рынки весьма похвальное. С Нью-Дели у Москвы выстроены вполне прагматичные отношения. Индийская
Вопрос не вполне однозначный. С одной стороны, есть беспроблемные лайнеры западного производства на любой кошелек и вкус. Однако события 2022 года показали, что при желании Вашингтона, Лондона и Брюсселя покарать непослушных золоченая карета может легко превратиться в тыкву. С другой стороны, есть проблемные российские «Суперджет-100» и МС-21, обложенные санкциями, которые Москва сама предлагает индийским партнерам. Для диверсификации своих геополитических рисков Нью-Дели вполне может пойти на перенос производства этих гражданских лайнеров в Индию, но явно на условии их полной локализации, как это уже озвучивалось по российским боевым самолетам.
Иначе говоря, это будет либо лицензионное производство, либо совместное предприятие со 100%-ной локализацией. Выгодно ли это будет нашей стране?
Трудности локализации
По идее, выход на новый перспективный рынок для проблемных самолетов, а также возможность зарабатывать на поставке комплектующих под них – это большое благо, настоящий коммерческий успех. Но хотелось бы обратить внимание на некоторые обтекаемые формулировки, которые использовал глава ОАК Слюсарь, комментируя российскую инициативу:
Проект самолета «Сухой Суперджет», возможность локализации и производства здесь (в Индии) мы рассматриваем. Есть уже опыт серийного производства здесь. Так называемое импортное лицо SuperJet International, которое не поставляется в Россию сейчас, Индия в этом лице может закупать агрегаты с нашей помощью и с поставками наших комплектующих наладить здесь производство планера и сделать полноценный индийский самолет с поставками на внутренний рынок и на рынки дружественных стран. Я думаю, что для Индии это интересно. Получить современный гражданский самолет с нашей помощью – сейчас это шаг вперед.
«Закупать агрегаты с нашей помощью» – это что конкретно должно значить?
Напомним, что изначально наши «большие белые надежды» на возрождение отечественного гражданского авиастроения представляли собой банальные конструкторы из импортных комплектующих. «Суперджет-100» был иностранным почти на три четверти, МС-21 – примерно наполовину. Чиновники от авиапрома нам клянутся и божатся, что вот-вот на 100% импортозаместят иностранные комплектующие и про советские Ту-214 и Ту-334 можно забыть и даже не думать за ненадобностью. Спрашивается, если в России и правда произошел прорыв и импортозамещение состоялось, тогда почему бы не наладить поставку отечественных комплектующих для «Суперджета» и МС-21 в Индию, зарабатывая на этом? Вопрос вопросов.
И вот тут поневоле закрадываются сомнения, а так ли все гладко, как нам рапортуют? Дополнительный повод для них дал гендиректор корпорации «Иркут» Андрей Богинский, который накануне на международной авиакосмической выставке Aero India 2023 заявил, что Россия обсуждает с индийской стороной возможность производства в Индии авиационных компонентов для гражданских проектов:
Наша задача — вместе с потенциальными индийскими коллегами выработать позицию, как соответственно программе Make in India воспользоваться этой бизнес-моделью.
Не может ли быть так, что именно в Индии, свободной от западных санкций, предполагается разместить настоящее производство недостающих для «Суперджета» и МС-21 иностранных комплектующих, которые впоследствии будут использоваться в лайнерах российской и индийской сборки?
Если это предположение верно, то данные новоделы станут уже российско-индийскими самолетами со всеми прилагающимися рисками по поставке комплектующих. Следовательно, советский среднемагистральный Ту-214
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: