Разговоры вокруг фильма Урсуляка "Праведник" начали вестись еще задолго до его официального релиза. Причиной послужило участие в картине недружественной политике нашей страны Чулпан Хаматовой. В прессе активно муссировались слухи о том, что фильм Урсуляка может повторить судьбу так и не появившихся в отечественном прокате «Ампира V» (из-за участия в нем сильно оппозиционного (и признанного иноагентом) Оксимирона) или «Просточеловека» (с той же нетерпимой борцуньей с режимом Чулпан). Но, к радости поклонников, военных драм и творчества Сергея Урсуляка «Праведник»-таки выбил себе путь на большие экраны нашей необъятной Родины.
Тут стоит еще добавить, что роль Чулпан Хаматовой в этом фильме, в отличие от того же заблокированного «Просточеловека», максимально крошечная. Русофобствующая актриса появляется в кадре буквально на одну минуту, играя роль еврейской матери, вынужденной выбрать, кому из ее восьми детей дать шанс на выживание. (Да-да, привет Мэрил Стрип и ее оскароносный «Выбор Софи»). И еще справедливее стоило бы отметить, что на еврейку Хаматова в «Праведнике» похожа так же, как Нонна Мордюкова на негритянку. Но это уже вопросы к кастингу.
Основные события военно-драматической ленты «Праведник» разворачиваются в 1942 году, во время Великой Отечественной войны. Красноармеец Николай Киселев получает задание сделать на тот момент практически невозможное: лесами, по тылам врагов, вывести из оккупированного белорусского села Долгиново более 250 еврейских женщин, стариков и детей.
В основу фильма «Праведник» положены реальные события и реальные герои. Тогда, в августе 1942 года, советский политрук, партизан белорусского отряда «Мститель» Николай Киселев и семеро его помощников из того же отряда действительно получили задание вывести из Белоруссии более 200 евреев. Даже тогда было всем понятно, насколько мал шанс на успех этой миссии. Более тысячи км предстояло вести Киселеву через немецкие тылы совершенно неподготовленных ни к походной, ни к военной жизни ослабленных людей, среди которых было почти четверть детей возраста до 10 лет.
Переход занял несколько недель, на пути беженцев дважды встречались немецкие отряды, провизию команде Киселева приходилось добывать самостоятельно в лесу или выменивать в располагающихся на пути следования деревнях и селах. Лекарств у отряда не было. Несмотря на все трудности, отряду все же удалось завершить свою миссию.
За свой подвиг Киселев был удостоен звания Героя СССР, а после ВОВ израильский институт Яд ва-Шем присвоил ему звание «Праведника народов мира». С момента того перехода прошло уже 80 лет, но потомки тех, кто тогда спасся благодаря подвигу Киселева и его товарищей (а их еще десять лет назад уже было больше 2000 человек) каждый год 5 июня собираются в Тель-Авиве, чтобы выразить свое уважение и благодарность Николаю Киселеву.
Многие реальные события из того перехода были использованы и в «Праведнике» Сергея Урсуляка. Например, эпопея со спасением руки мальчика от гангрены с помощью сахара, выменянного Киселевым в ближайшей деревне. Или душераздирающая сцена с рыдающей двухлетней девочкой, которую впавшие в ступор от усталости и отчаяния родители пытались утопить в реке, чтобы своим плачем она не выдала расположение всего отряда проходившим мимо немцам.
Тогда двухлетняя Берта Кремер выжила исключительно благодаря Николаю Киселеву, которых вырвал ребенка из рук родителя буквально за секунду до свершения необратимого. По рассказам очевидцев тех событий, Киселев не только смог успокоить рыдающую малышку, но еще больше десяти километров нес ребенка на своих руках. Сейчас Берта живет в США, но каждый год и она сама, и две ее дочери и пять внуков 5 июня в день ликвидации Долгинского гетто, прилетают в Тель-Авив, чтобы почтить память Николая Киселева.
Снимали картину «Праведник» в России, Белоруссии и Израиле. Съёмки проходили именно в тех в местах, где когда-то и происходили описанные в фильме боевые действия. Первые сцены начали снимать в июле 2021 года, а финальные — уже осенью 2022 года.
Люди - главная ценность
Один из главных плюсов «Праведника» Урсуляка — это каст. Александр Яценко просто идеален в роли Николая Киселева. Негероический герой, мягкий снаружи и несгибаемый внутри.
Отлично справился с другой центральной ролью - еврейского мальчика Моше Таля 20-летний Марк Эдельштейн, которого после нашумевшего сериала «Монастырь» с Настей Ивлеевой журналисты окрестили русским Тимати Шаламе. Действительно, очень похож. Кстати, у Марка Эдельштейна в этом году ожидается еще одна громкая премьера — новая экранизация «Гостьи из будущего» Кира Булычева, в которой Марку досталась роль простого советского школьника Коли Герасимова.
Пугающе убедителен и достоверен в «Праведнике» «истинный ариец» Дитмар Кениг в роли главного преследователя евреев немецкого офицера Шмюкера.
А вот Федор Добронравов в роли партизанского комиссара, по ощущению, так и продолжает играть своего Ивана Будько из «Сватов». Только Валюхи ему не хватает.
Прекрасна и очень достоверна еврейская мать, потерявшая во время зачистки гетто своих сыновей получилась у актрисы Натальи Савченко. Очень колоритный еврейский староста Рувим Янкель вышел и у Сергея Маковецкого. Но в остальном, конечно, группа евреев тут выглядит скорее как толпа стереотипов, чем реальные люди.
Хэппи-энд
А еще немного фильму не хватило финала. Эдакой жирной и эффектной точки, завершения похода. Переход Николая Киселева у Урсуляка заканчивается масштабной перестрелкой на мосту, который должен вывести отряд к месту расположения Красной Армии.
В реальной же жизни Николая Киселева на месте дислокации наших войск ожидал арест НКВД. У героического партизана не оказалось с собой документов, они были утеряны во время перестрелки у Суражских ворот, в которой Киселев буквально за руки выводил из-под огня дезориентированных и напуганных людей. За отсутствие документов политрука обвинили в дезертирстве.
Но от неминуемого ареста Киселева спасли выведенные им из окружения евреи. Все 200 спасенных им человек, усталые и оборванные, бросились к избе, где располагался Особый отдел. Они окружили ее и стали требовать отпустить задержанного. Они добились встречи с представителем НКВД и убедили его, что задержанный Киселев не дезертир. Николая освободили. Он спас им жизнь, они спасли ему свободу.
Картина у Урсуляка получилась масштабной, трогательной и монументальной. Почти три часа экранного времени смотрятся действительно на одном дыхании.
Но наряду с поистине душевными и искренними моментами много стереотипного и клишейного. Начиная от внешности и поведения еврейской группы и заканчивая ожидаемой, но не менее от этого трагической гибелью возлюбленной одного из партизан.
В любом случае, «Праведник» Сергея Урсуляка хорош. Несмотря на то, что в финале не покидает ощущение, что часть отснятого была вынужденно вырезана, дабы уместить фильм в итак нескромный 140-минутный хронометраж.
Некоторое недоумение подобный финал вызывает. Но общее впечатление от фильма не портит.
Рейтинг ожидания «Праведника» на просторах нашего интернета велик: 95% посетителей крупнейшего отечественного киносайта ждут его премьеры.
Алена Жирикова
Читайте нас: