Со дна на землю
Министр обороны Украины Степан Полторак заявил, что его стране предстоит отказаться от планов по созданию подводного флота. «Мы сегодня не можем рассчитывать на подводные лодки», – сказал он, отвечая на соответствующий вопрос в интервью украинскому «5 каналу».
Силы стоит бросить на более реальные вещи, полагает он – например, на укрепление так называемых сил специальных операций. «Приобретение боевых возможностей» для таковых планируется до конца 2016 года, добавил Полторак.
Заявление Полторака прямо противоречит словам вице-адмирала Сергея Гайдука, до недавнего времени занимавшего пост главнокомандующего украинских ВМС. В январе он заявлял о том, что Украина не просто возродит подводный флот, но и приумножит его. «Нашими планами предусматривается до 2020 года возродить подводные силы в составе двух–четырех подводных лодок. Подводные силы должны стать элитой флота и важным боевым, морально-психологическим и сдерживающим фактором в регионе», – говорил он, указывая на возможные варианты достижения цели. «Это могут быть сверхмалые, малые или даже средние подводные лодки, в том числе на правах аренды», – говорил он.
Сергей Гайдук 15 апреля был уволен со своего поста по приказу президента страны Петра Порошенко. В понедельник он назначил на его место генерал-лейтенанта Игоря Воронченко. «Учитывая позицию волонтеров и общественности и учитывая системные недостатки в исполнении служебных обязанностей, а также низкий авторитет среди служебного состава, принял решение освободить Сергея Гайдука от должности командующего Военно-морскими силами ВСУ», – написал в Facebook сам Порошенко, объясняя причину отставки Гайдука.
А были ли подлодки?
Украина лишилась подводного флота в 2014 году – после референдума в Крыму, где жители проголосовали за воссоединение полуострова с Россией. Тогда единственная подводная лодка, которая была в распоряжении Украины с 1997 года, оказалась в России. Субмарина «Запорожье», сделанная по советскому проекту 641, прославилась не только тем, что была у Киева единственной, но и ролью в голливудском приключенческом фильме «Черное море». Для реальных военных действий эта лодка вряд ли годилась – она перестала отвечать требованиям современного морского боя еще в начале 1980-х годов, а сейчас является и вовсе небезопасной для экипажа.
О том, что лодка неисправна, в Генштабе ВМФ России сообщили сразу после того, как лодка оказалась в их распоряжении – вместе с половиной ее экипажа, принявшего решение перейти на сторону РФ.
Что касается возможностей Киева возродить подводный флот, то бесперспективность этой идеи состоит не только в дороговизне и нецелесообразности такого решения. Интересен также еще один факт – это отсутствие места для базирования подводного флота. Украина теоретически может разместить его в портах Одессы и Ильичевска, но маловероятно, что там сохранилась необходимая инфраструктура. «Учитывая факт превращения базы подводных лодок в Балаклаве в порт для стоянки бизнес-яхт, можно предположить, что и инфраструктура для базирования подлодок в Одессе сегодня фактически утрачена», – отмечал ранее бывший командующий Черноморским флотом РФ адмирал Виктор Кравченко.
«Никчемные «хотелки» завершатся пшиком, что мы сейчас и наблюдаем»
По мнению председателя Движения поддержки флота капитана первого ранга Михаила Ненашева, все прожекты и мечтания украинских властей говорят о незрелости руководства и несостоятельности Украины как государства. «Весь мир иронизировал над украинским проектом по подводным лодкам. Все предупреждали, что эти смешные и никчемные «хотелки» завершатся пшиком, что мы сейчас и наблюдаем», – сказал Ненашев.
По его словам, на Украине осознали, что с точки зрения экономических возможностей, отсутствия подготовки кадров и отсутствия как таковых военных задач страна не сможет самостоятельно осуществить подобный проект. «Запад наверняка сказал, что даст денег только на выплату процентов по кредитам МВФ. А подводный флот – это всегда большие финансовые средства и сложнейшая система подготовки кадров. Наверное, «протрезвели» те, кто несколько месяцев назад предлагал создать подводный флот Украины», – полагает Ненашев.
«Украине не нужен подводный флот, у него нет никаких перспектив. Им нужно несколько катеров пограничной охраны для обеспечения экономических интересов. Это точно такой же флот, как у Румынии, Болгарии. Кроме подготовки кадров, для подводного флота нужна идеология, мировоззрение, которое должно воспитываться в народе. Украинскому государству всего двадцать с небольшим лет. Но если даже за это время оно не состоялось, то вопросы по самим перспективам украинского государства стоят открыто. А уж по созданию флота у всех специалистов, как в России, так и на Западе, были только одни ухмылки», – отметил Михаил Ненашев.
Он особо подчеркнул, что военно-морское сообщество России больше всего удивляет, как не боятся быть смешными и глупыми киевские начальники и военные, которые «хотя бы понимают серьезность тех или иных проектов».
«Саакашвили когда-то пытался Москву взять»
В свою очередь президент украинского Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко считает, что в свое время Гайдук с таким же успехом мог заявить о сознании космического флота.
«Любому нормальному человеку понятно, что если вам откуда-то с неба упадут подводные лодки, то вам все равно нужен как минимум обученный экипаж. Если у вас на протяжении последних 25 лет не было ни одного подводника за исключением тех, что числились на не плавающей лодке «Запорожье», то это значит, что вам потребуется лет десять на появление первого обученного экипажа», – сказал Ищенко.
По его словам, также необходимо, чтобы у офицеров был опыт плаванья, чтобы кто-то из них в результате лет за пять дослужился до возможности возглавить экипаж подлодки. «Если кто-то в прошлом бредил намерениями создать подводный флот, то я напомню, что украинские адмиралы, которых было больше, чем кораблей, бредили созданием океанского флота. Ракетный крейсер «Украина» собирались выпускать на просторы Мирового океана... В прошлом году командование украинских вооруженных сил заявляло, что им ничего не стоит взять Брянск, Ростов, Орел. А Саакашвили когда-то пытался Москву взять. Мало ли кто чего скажет. Есть целые учреждения, где до сих пор Наполеоны в палатах живут», – иронизирует политолог.
Он задается вопросом: насколько надо себя не уважать, чтобы производить адмиральские чины, которые по определению не могли покомандовать одним кораблем за всю свою службу?
«А их пачками производили, причем многие дослужились до высших адмиральских чинов. А министр обороны Кузьмук производился при Кучме во внеочередные генеральские звания еще быстрее, чем Жуков при Сталине во время Великой отечественной войны. Почувствуйте разницу. Жуков выигрывал военные кампании и сражения, а генерал Кузьмук совершил всего два подвига: попал ракетой по жилому дому в Броварах и в российский самолет Ту-154 над Черным морем в октябре 2001 года. За это получил три повышения в звании и четыре ордена. При таком подходе к строительству вооруженных сил заявить можно все что угодно», – уверен Ростислав Ищенко.
Читайте нас: