Антипутинцы уже завыли свою мантру про «антинародный режим», который «уничтожает лучшее в мире оружие». Я же вам приведу вот эту вот фоточку, из которой умному человеку сразу станет всё ясно:
Да-да, это два РПКСН — «Акула» (сзади) и современный «Борей». Разница в размерах — очевидна.
Лодки имеют одинаковую скорость хода и глубину погружения, но на «Борее» экипаж в полтора раза меньше, шумит он меньше в разы, гораздо маневреннее и т.д., а главное — он намного дешевле в эксплуатации, при гораздо большей эффективности.
Акула» несет на борту 20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52), «Борей» — 16 БРПЛ Р-30 (SS-NX-30) «Булава». Но нас, как практиков, интересует не число ракет само по себе, а число боевых блоков и точность их доставки. Так вот: точность Булавы почти вдвое выше, чем ракеты Р-39, при этом она может забросить до десятка боеголовок мощностью в 150 килотонн каждая, а Р-39 — лишь четыре боеголовки на 200 килотонн (причем из-за меньшей точности их действие по цели оказывается даже слабее, чем 150-килотонных боеголовок Булавы). 20*4=80, 16*10=160. Другими словами, один «Борей» по ударной мощности заменяет две «Акулы».
При этом годных ракет Р-39 просто не осталось, а продолжать их выпуск — безумие, это чудовищная по размерам, массе (90 тонн) и цене дура, на вольфрамовые сопла которой в СССР ушел практически весь добываемый страной вольфрам — так что даже нити лампочек накаливания стало не из чего делать (помните, как лампочки продавали только ветеранам войны? Да-да — был такой период в СССР).
Собственно говоря, история создания ракеты Р-39 и лодки под нее (этой самой «Акулы», которую на флоте называли «водовоз» за чудовищный объем балластных цистерн) — это характерный пример технического безумия, типичного для позднего СССР. Военные выродили безумные требования к ракетам, ракетчики создали монстроидальные ракеты (кстати, требования всё равно не выполнили), чтобы возить эти ракеты — пришлось делать совершенно несуразные лодки, и так далее. Для постройки «Акул» на «Севмаше» был специально возведён новый цех № 55 — самый большой крытый эллинг в мире. Лодки обладают большим запасом плавучести — более 40%, в погруженном состоянии ровно половина водоизмещения приходится на балластную воду. Причем всем конструкторам было понятно, что это — безумие, но иначе лодку столь исполинских размеров было не ввести ни в одну базу флота из-за осадки.
Особенностью конструкции лодки является наличие внутри лёгкого корпуса пяти обитаемых прочных корпусов. Пять корпусов, Карл! Конструкторов в дурку увозили и за меньшее, вы уж поверьте. Два из этих корпусов являются основными, имеют максимальный диаметр 10 м и расположены параллельно друг другу, по принципу катамарана.
Прочные корпуса изготовлены из титановых сплавов. Ценник сами можете себе представить. Но в тогдашнем СССР считалось — чем дороже, тем лучше. Больше денег — больше власти у тех, кто рулит их расходованием. Отсюда, собственно, и весь этот гигантизм — атомные крейсера, просирание миллиардов денег на безумные разработки, и прочее. Про разумные и недорогие проекты никто и слушать не хотел.
Кстати, для «Акул» забортная температура выше +10°C может послужить причиной существенных механических проблем. Фактически нигде, кроме Арктики, они плавать и не могут.
Начальник оперативного Управления Северного флота В.Лебедько в 1982 году так охарактеризовал «Акулу»:
Если эту лодку выставить в Москве где-нибудь рядом с Царь-Пушкой, то, смотря на неё, человечество осознанно и добровольно навсегда откажется вести какие-либо войны.
На поддержание техсостояния каждой лодки типа «Акула» СССР тратил 300 млн тогдашних рублей в год (для сравнения — лодки 667БДРМ обходились почти вдвое дешевле).
Три из шести построенных «Акул» были утилизированы (кстати, денежки на это дали США и Канада). Варианты переоборудования трёх оставшихся кораблей в транспортные подлодки по проекту ЦКБМТ «Рубин» или подлодки-арсеналы крылатых ракет отвергнуты по причине чрезмерной дороговизны работ и эксплуатации.
Читайте нас: