Лента новостей

18:43
В Винницкой области пограничники отстреливают уклонистов при попытке сбежать в Молдову
18:37
Соглашение по Чабахару: Иран «развёл» Глобальный Юг и Север
18:01
Агентство Mehr удалило новость про спасение президента Ирана
18:00
Определено место крушения вертолета президента Ирана
17:33
Вертолёт с президентом Ирана при возвращении с Азербайджана потерпел крушение. Ибрагим Раиси жив
16:52
Операцию Кейт Мидлтон проводили врачи папы Римского
16:51
Президент Ирана выжил во время жесткой посадки вертолета
15:52
«Варп-двигатели больше не научная фантастика»: учёные предложили двигатель для полётов к звёздам, возможный в рамках известной физики
15:41
Житель Западной Украины рассказал об обогащении сотрудников ТЦК
15:14
ВС РФ поразили места дислокации ВСУ в Малой Даниловке и Черкасской Лозовой
15:13
Зурабишвили попросила Макрона избавить Кавказ от советского ига и российского влияния
15:05
Вице-премьер Словакии: жизни премьера Фицо больше ничего не угрожает
14:38
Украинский дрон атаковал микроавтобус с рабочими в селе Раденск Херсонской области, один погибший, 16 раненых
14:32
В Латвии устанавливается режим общественного авторитаризма
13:56
FT: мобилизация поставила под угрозу работу крупнейшего металлокомбината Украины
13:02
Режим Зеленского снес Десятинный храм в большевицко-монгольском стиле
12:55
Писториус запросил у правительства ФРГ дополнительное финансирование для нужд Украины
12:54
Волчанск и Часов Яр пылают
12:48
Пентагон и ЦРУ бросят в бой органоидный интеллект
12:46
Конфликт на Украине: Путин не планирует брать Харьков
11:12
Ходорковский, посоветовав украинцам закрыть уши, предрек проигрыш Украины и Запада в конфликте
10:38
ВСУ 57 дронами атаковали Краснодарский край
10:04
Севастополь четвертую ночь под обстрелом
07:11
Второе российское наступление на Харьков застало Украину врасплох
03:59
Три мифа о генерале Врангеле. Как слагаются легенды
02:46
Роберт Фицо: тот, на ком свет клином сошёлся?
02:34
Польша опасается нелегального оружия с Украины
00:40
Обзор ASUS Zenbook 14 OLED (UX3405): ноутбук «всего» с одним дисплеем — зато каким!
00:39
Китай испытал рельсотрон для запуска снарядов в стратосферу, но что-то пошло не так
00:33
Украинские страсти по Белоусову
22:20
Портативные электростанции Duracell, которые выглядят как гигантские щелочные батареи
21:47
Юрай Цинтула, стрелявший в Роберта Фицо, будет находиться под стражей
21:41
Гастроли Елены Зеленской в Белграде: нелепый пиар Киева и сербская многовекторность
21:29
Гастроли Елена Зеленской в Белграде: нелепый пиар Киева и сербская многовекторность
20:38
«Комчас с 23:00, а в 19:00 уже ни одного автобуса». Администрации Донецка мешает комендантский час для налаживания нормальной работы общественного транспорта
20:37
Президент Грузии заветировала законопроект об иноагентах
20:29
США поссорились с WADA из-за китайского допинга
20:26
Молодежи Донбасса презентовали четвертый сезон «ТопБЛОГ»
19:28
ВСУ ведут обстрелы ЛНР, ДНР, Белгородской и Курской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 18 мая
18:47
На Украине завели дело на мужчину, ранившего ножом военкома
18:13
Президент Грузии Зурабишвили наложила вето на законопроект об иноагентах
17:46
Европейский центробанк призвал банки из Евросоюза покинуть Россию
17:45
На Украине дальнобойщики заблокировали трассу Киев–Одесса, протестуя против закона Байдена-Зеленского о мобилизации
17:44
Глава ДНР заявил о выделении 150 участков под коммерческое строительство. Местные жители, ставшие бомжами, возмущены решениями властей
17:43
Вассерман призвал ликвидировать режим Зеленского, как террористическую организацию
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Геополитика»Россия – Латвия: газово-транзитный ренессанс в условиях санкций?

Россия – Латвия: газово-транзитный ренессанс в условиях санкций?


Порт Вентспилс

В начале августа стало известно о возобновлении поставок российского газа в Латвию, прекращённого «Газпромом» в июле из-за нарушения условий отбора. Голубое топливо попадает к латвийским потребителям по магистральному трубопроводу Валдай – Псков – Рига, ведущему через газоизмерительную станцию «Лухамаа» в Эстонии. Обращает на себя внимание и более активное использование латвийских портов для внешнеторгового транзита России, а также Казахстана.

Известно, что санкционная политика «коллективного Запада» распространяется и на российские порты, не исключая транзитные перевозки третьих стран через российскую территорию. Однако, придерживаясь откровенно русофобского курса, прибалтийские режимы, особенно латвийский, стремятся хотя бы отчасти сохранить свои транзитные доходы, обеспечивавшие с начала 1990-х годов до трети бюджета. Эта нездоровая традиция идёт ещё с советских времён, когда из Прибалтики делали «европейскую витрину» за счёт РСФСР. Свыше 60% эксплуатационных и социальных расходов управлявшейся из Риги Прибалтийской железной дороги шло за счёт получаемых ею платежей от внешнеторгового транзита, а также за перевозки между основной территорией РСФСР и Калининградской областью, которые после 24 февраля 2022 года марионеточные литовские власти с подачи Вашингтона неоднократно пытались нарушить. Так, стало известно о запрете перевозки рефрижераторов на том абсурдном основании, что «агрегат, который охлаждает контейнер, сам подпадает под санкции». Ситуация с грузовым транзитом в Калининградской области вышла на новый уровень сложности, сообщил депутат Госдумы РФ Андрей Колесник. Начались трудности с получением грузов в рамках заканчивающихся «квот», установленных Вильнюсом для железнодорожного транзита (к примеру, в Калининградскую область до конца года позволено перевезти только 41 тысячу тонн цемента).

Примечательно появление в латвийских СМИ публикаций на тему выгод Риги от решения Вильнюса отказаться от транзита российских и белорусских грузов, способствующего росту грузооборота Риги, Вентспилса и Лиепаи. Как утверждает – видимо, не без некоторой зависти к соседям – глава ассоциации стивидорных компаний Литвы (LJKKA) Вайдотас Шилейка, «все латвийские порты показывают положительные результаты». Разница в результатах деятельности портов Латвии и Литвы обусловлена тем, что не подпадающие под санкции товары из России отгружаются в Латвии, в то время как Литва старается дистанцироваться от любых связей с РФ. В целом, продолжает Шилейка, «Рига и, например, Таллинн всегда были ориентированы на российский транзит: так сложилось исторически».

По итогам I полугодия 2022 года через порты Латвии, Литвы и Эстонии было перегружено около 9,8 млн тонн российских внешнеторговых грузов: по отношению к первому полугодию 202 года этот объем вырос на 4,5%. За это время через прибалтийские порты перевалено 1,4 млн тонн руды, почти 3 млн тонн угля, 1,5 млн тонн минеральных удобрений, более 500 тыс. тонн зерна, порядка 200 тыс. тонн металлов и около 700 тыс. тонн наливных грузов. Большая часть грузопотока пришлась на Латвию, через порты которой было перегружено 6,9 млн тонн российских грузов, или 70% от следующего через Прибалтику общего объёма.

По уточнённым данным LJKKA, за 7 месяцев текущего года в порту Риги было перевалено 13,16 млн. тонн грузов (на 13% больше, чем за аналогичный период прошлого года), а в Вентспилсе – 8,2 млн. тонн (на 25% больше). Не меньше 60% этих объёмов приходится на российские внешнеторговые грузы и российский транзит из третьих стран. Возможно, применяются элементы гибкой транзитной политики, в том числе в отношении нефтепроводов России через Белоруссию на порт Вентспилс, а также (через юго-восточную Латвию) – на литовские порты Бутинге / Клайпеда.

Максимальными темпами растет транзитная востребованность Латвии для многовекторного Казахстана. По данным Министерства транспорта Латвии, за первое полугодие года 2022 в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года грузопоток в / из Казахстана увеличился без малого в 72 раза (2,46 млн. тонн против 34 тыс. тонн соответственно). Эта тенденция сохраняется и после июня, причём на фоне сокращения или стагнации перевалки грузов в российских портах.

Как отмечают местные эксперты, с началом СВО и введением санкций против России и Белоруссии хиреющая транспортная схема прибалтийских стран получила шанс для частичного восстановления своих позиций. Пользуясь моментом, латыши применяют гибкую тарифную политику в отношении грузотранзита. Не желая подпасть под вторичные санкции, третьи страны активнее используют латвийские порты, несмотря на то, что ведущие к ним экспортные маршруты проходят через российскую и частично через белорусскую территорию. Отсюда и происходит растущий грузопоток к портам Латвии из Казахстана и в обратном направлении.

«Казахстан не попадает под вторичные санкции. У нас создана правительственная рабочая группа по недопущению негативного влияния антироссийских санкций на нашу экономику, в том числе по недопущению вторичных санкций. Рабочая группа успешно работает, ведутся регулярные консультации с европейской комиссией и с администрацией США», – сообщил в кулуарах Съезда лидеров мировых и традиционных религий вице-премьер Казахстана, министр иностранных дел Мухтар Тлеуберди. Ещё одним следствием «многовекторности» Нур-Султана, вновь ставшего Астаной, является всё более активное вписывание Литвы в транзитные планы центральноазиатской страны. В июне стало известно о договорённости сторон по поводу подключении Транскаспийского транзитного коридора к порту Клайпеда (и в целом к долгоиграющему проекту Rail Batica). «С Казахстаном сотрудничество в области морского транспорта продолжается, но наша цель – увеличить грузопотоки в Казахстан и из Казахстана. Литва располагает достаточными мощностями для обеспечения беспрепятственного транзита казахстанских грузов через Литву», – поясняет гендиректор Клайпедского морского порта Альгис Латакас. Обращает на себя внимание и рекордное увеличение товарооборота Казахстана с прибалтийскими странами.

Пытаясь решить проблему обхода ненадёжного прибалтийского транзита, Москва и Минск активно прорабатывают вопрос о полной переориентации внешнеторгового транзита Белоруссии на порты российского северо-запада (Ленинградская область и Мурманск), но здесь придётся столкнуться с проблемами не только санкционного, но и объективного естественно-географического свойства. Как отмечает заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук, «тарифное расстояние через порты России существенно превышает тарифное расстояние при перевозке из Беларуси в Клайпеду: дистанция до Усть-Луги длиннее на 55%, а до Мурманска – в 3,3 раза» (схожие диспропорции в сравнении с латвийскими портами). Остаются и вопросы с размером оплаты операторам за вагоны и за перевалку в российских портах: «Очевидно, что эти параметры дороже расценок в прибалтийских портах. К тому же, в России на данный момент сохраняется дефицит портовых мощностей для экспорта удобрений (речь идёт о продукции «Беларуськалия». – Ред.). В результате чего, сами российские компании этой сферы пользуются портами стран Балтии».

В перспективе решит проблему планируется строительством «белорусского» терминала под Санкт-Петербургом в районе Бронка – Ломоносов. Стоит отметить и отсутствие, несмотря на развитие портовой инфраструктуры в Ленинградской области (Усть-Луга), специализированных экспортных зерновых терминалов. В настоящее время угольный терминал в порту Высоцк перепрофилируется под перевалку зерна. Кроме того, в той же Усть-Луге калининградским агрохолдингом «Содружество» к 2026 году планируется построить зерновой терминал мощностью 10 млн. тонн в год – соответствующее соглашение было подписано на Санкт-Петербургском экономическом форуме в июне.

…11 августа вслед за Литвой латвийский сейм объявил Россию государством – спонсором терроризма. Провокационная политика окончательно «потерявших берега» прибалтийских режимов не в последнюю очередь обусловлена транспортно-экономической географией региона, используемой в деструктивных геополитических целях. И ответ на подобные вызовы не может ограничиваться тактическим маневрированием, частными коммерческими интересами или надеждами на «авось, всё рассосётся».



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх