Саломе Зурабишвили назвала его «российским». Однако президентское вето не является в Грузии окончательным запретом и легко преодолевается большинством голосов в парламенте.
«Сегодня я наложила вето на «российский» закон. Этот закон по своей сути и духу является российским. Он противоречит нашей конституции и всем европейским стандартам, поэтому представляет препятствие на нашем европейском пути. Это вето юридически грамотное и сегодня же будет передано парламенту. Этот закон не подлежит никаким изменениям, улучшению, поэтому вето очень простое. Этот закон должен быть отменен», - заявила Зурабишвили на брифинге.
По законам Грузии вето президента носит больше формальный характер, поскольку для его преодоления достаточно большинства голосов членов парламента. Преодолеть президентское вето правящей партии не будет сложно. Для этого достаточно поддержки 76 депутатов, тогда как в парламентском большинстве сегодня 83 парламентария. После этого Зурабишвили снова может воспользоваться правом вето или подписать законопроект. В случае, если она не подписывает закон, его подпишет председатель парламента.
Отметим, заветировавшая закон об иноагентах Саломе Зурабишвили является обладательницей двойного гражданства. Помимо гражданства Грузии, она является и гражданкой Франции.
Напомним, парламент Грузии 14 мая принял в третьем чтении закон «О прозрачности иностранного влияния», что спровоцировало резкие заявления со стороны ЕС об угрозах приостановки интеграции страны в Евросоюз. Зурабишвили еще до принятия закона заявляла, что наложит на него вето. У президента для этого был срок до 28 мая. Ранее премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявлял, что парламент может поддержать вето, если представленные президентом мотивированные замечания окажутся приемлемы. Однако Зурабишвили отмечала, что не будет вносить правок.
Рассмотрение законопроекта началось в апреле. С этого момента в Грузии проходят масштабные акции протеста. Несколько раз они перерастали в столкновения с силовиками, спецназ применял перцовый газ и водометы при разгоне протестующих. Против закона выступают США, ЕС, ООН, НАТО, ОБСЕ и Совет Европы. Европейские лидеры заявляют, что закон противоречит европейским ценностям. Лидеры правящей партии Грузии утверждают, что он служит лишь целям обеспечения прозрачности финансирования из-за рубежа неправительственного сектора и СМИ.
Читайте нас: