Пожар в предместье Риги в ночь с 11 на 12 (с 23 на 24) июля 1812 года
Рижское направление
В начале кампании 1812 года на Двине остался только 18-тысячный гарнизон Риги, составленный в основном из запасных батальонов и эскадронов, под командованием рижского военного губернатора Ивана Эссена. Генералу были подчинены все войска на рижском направлении, Курляндская и Лифляндская губернии.
Русское командование считало, что с началом войны Наполеон выделит значительные силы для захвата Риги, чтобы усилить позиции на северном направлении, лишить Россию важного порта, через который русские могли связываться с англичанами. Поэтому перед войной оборону Риги и Дюнамюнде (Динамюнде) по возможности усилили.
К 1812 году рижские укрепления включали Главную крепость (9 бастионов и 1 полубастион) на правом берегу Западной Двины, Цитадель (укрепление бастионного типа с 6 бастионами), прилегающую к ней ниже по течению, и предмостное укрепление Кобершанц на другом берегу (включал бастион, два полубастиона, три равелина и редут). Главную крепость и Цитадель окружали широкие рвы. Со стороны моря Рига защищалась Дюнамюндской крепостью (с 1893 года – Даугавгривская крепость), расположенной на острове в устье реки в 14 километрах к северо-западу от Риги.
Все укрепления были построены ещё шведами в XVII–XVIII вв. В 1811 году были приняты меры по приведению Рижской крепости в боевую готовность. В Ригу были направлены инженер-полковник Иван Труссон (Трузсон) и генерал-майор Лев Яшвиль.
Под руководством Труссона велись работу по восстановлению разрушившихся укреплений, сооружались новые позиции и батареи. Основное внимание было сосредоточено на усилении Задвинских укреплений. Кобершанец укрепили двойными палисадами. Построили новые батареи на острове Лукен позади левого фланга Кобершанца и Большую Анбарную батарею на острове Кливерс позади правого фланга. На Заячьем острове были поставлены земляной редут и батарея. Но построить всё, что планировали, не успели.
Также крепость готовили к осаде: порох, хранившийся вне города, свезли в Цитадель; запасы муки из форштадтов (предместий) перемещают в крепость, подвозят провиант, сгоняют скот и лошадей из Курляндской и Лифляндской губерний. Несколько церквей превратили в провиантские склады. Горожанам дали указание создать 4-месячный запас продовольствия. Принимались противопожарные меры. В частности, из города вывозили горючие материалы. Хозяева домов должны были запастись бочками с водой, инструментом для тушения пожаров.
Одновременно из Курляндии вывезли все ценности, которые смогли. Из Либавы и Миндавы вывозят орудия и хлеб. Всё, что не сумели вывезти, уничтожили. Телеги и особенно колёса ломают, выдавая хозяевам квитанции. Уничтожают мосты, портят дороги, чтобы ухудшить возможности вражеской армии к быстрому маршу.
Рижская крепость в альбоме 1831 г.
Начало боевых действий
С началом войны в Ригу прибыл отряд британского
После того как основные силы Наполеона форсировали Двину, на рижским направлении первое время было затишье. Наполеон приказал командиру 30-тысячного 10-го корпуса Этьену Жаку Макдональду взять Ригу. Корпус состоял из Прусского вспомогательного корпуса генерала фон Граверта (2 дивизии, лёгкая прусская кавалерия) и французской 7-й пехотной дивизии генерала Гранжана. Из-за удачных действий корпуса Витгенштейна против Удино войска Макдональда задержались на Двине дольше, чем планировал французский император. Войска Граверта шли из Шавли.
Одновременно Эссен отрядил из Риги в Митаву генерал-майора Вельяминова, чтобы наблюдать за Бауском и границей Виленской губернии. Русские разъезды дошли до Шавли, где 23 июня (5 июля) 1812 года произошла первая стычка. Наши отступили до Янишек, где 24 июня произошло новое столкновение. Вельяминов выступил из Митавы с 5 батальонами. Отряд передали под начало генерал-лейтенанта Фёдора Левиза. Новый командир решил не рисковать и отвести войска к Экау.
Театр военных действий. «Военная энциклопедия» Ивана Сытина. Санкт-Петербург; 1912 год
Битва при Экау
Пруссаки продвигались медленно и только 7 (19) июля 1812 года подошли к Экау. Русский отряд насчитывал 3–4 тыс. солдат при 10 орудиях. Пруссаки имели около 7 тыс. при 32 пушках.
Граверт начал атаку с фронта с артиллерийской перестрелки, затем послал в атаку кавалерию. Сам генерал в этом сражении упал с лошади и сломал ногу, передал начальство над прусскими войсками генерал-лейтенанту Йорку и отправился на лечение в Германию. Одновременно отряд Клейста, который находился восточнее, должен был обойти русских с фланга и тыла.
Отряд Левиза отбивался в домах, за заборами и церковной оградой. До вечера наши войска успешно отражали вражеские атаки, затем пруссаки захватили мост и создали плацдарм на правом берегу р. Экау. Клейст ударил по русскому левому флангу и прорвался в Экау. Пруссаки смогли смять два русских батальона. Поздним вечером Левиз организовал контратаку, но успеха не добился. Под давлением превосходящих сил врага наши войска отступили. Пехота Левиза штыками проложила дорогу через прусскую кавалерию. Русские отступили в Ригу.
Бой при Экау стал первым столкновением русских и прусских войск со времен Семилетней войны. Пруссаки сражались храбро. Многих прусских офицеров Наполеон наградил орденом Почётного легиона, чтобы приблизить новых союзников.
В результате русские войска очистили левобережье Двины. Эссен приказал сжечь Митавское предместье Риги. Из-за сильного ветра пожар стал неконтролируемым и тысячи горожан остались без крова и имущества.
Портрет генерал-лейтенанта Фёдора Фёдоровича Левиза (1767–1824) работы Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего дворца
Самсонов Александр
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: