Экономика и радиолокация
Постепенное восстановление сплошного радиолокационного поля, окутывающего всю территорию России в нескольких направлениях, после непростых для страны 90-х годов стало основным вызовом для военной промышленности и руководства страны. Работа предстояла колоссальная: отсутствие внимания в откровенно непростой экономической обстановке сыграло свою роль – инфраструктура, да и сами станции предыдущего поколения находились в состоянии, близком к непригодному для работы.
С появлением на боевом дежурстве новых станций «Воронеж» радиолокационное одеяло постепенно начало обретать законченный вид, а в 2015-м министр обороны Сергей Шойгу доложил о готовности встречать незваных гостей как с востока, так и с севера. Как правило, передовые средства для контроля за оружием нападения вероятного противника сравнивают с предшественниками. Однако в случае с РЛС ВЗГ «Воронеж» отличий столько, что из списка нововведений, по словам специалистов, вполне можно составить отдельную научную работу. РЛС «Воронеж» оказалась дешевле, удобнее и проще в эксплуатации, чем радиолокационные станции предыдущих поколений «Дарьял» и «Днепр».
К достоинствам новейших РЛС можно отнести и срок их строительства: для возведения РЛС в отдельно взятом районе требуется полтора-два года в отличие от пяти-девяти лет у предшественников. Главное же, как водится, скрыто внутри: огромное количество сложной вычислительной техники и наличие новейших методов сбора и обработки данных при минимальном количестве личного состава говорит о том, что серьезная работа в области автоматизации не прошла даром.
«Стоит отметить, что над элементной базой поработали особенно тщательно», – поясняет в интервью «Звезде» военный эксперт Владислав Шурыгин. «К тому же на станции дежурит в несколько раз меньше операторов. Помимо конструкции, изменениям подверглась и сама математика работы станции, изменились алгоритмы, по которым сложная электроника работает», – добавил эксперт.
Колоссальный объем работ затронул также и весьма важную для работы подобной аппаратуры часть – охлаждение. Если станциям предыдущего поколения, таким как «Дарьял», каждый час необходимо потреблять около 150 кубометров воды в час для обеспечения охлаждения отдельных узлов, то «Воронеж» вовсе обходится без забора воды для охлаждения. Существенное упрощение конструкции (и, как следствие, удешевление эксплуатации) тем не менее не отразилось на возможностях станции: надгоризонтная РЛС способна обнаруживать и сопровождать до 500 целей на максимально возможной дальности в 6 000 километров (при постоянной рабочей в 4 500 километров) и 8 000 километров по высоте.
Помимо прочего, «Воронеж» существенно экономичнее других станций, входящих в систему предупреждения о ракетном нападении: показатель потребляемой энергии станции находится на отметке в 0,7 мегаватта, в то время как «Днепр» и «Дарьял» расходуют куда больше– два и 50 мегаватт соответственно. Выигрывает «Воронеж» и по общей стоимости эксплуатации: общие расходы на строительство и содержание РЛС специального назначения почти вдвое меньше, чем на уже используемых российских РЛС.
Радиолокационный дальнобой
Несмотря на упрощенную конструкцию, РЛС «Воронеж» способна серьезно пощекотать нервы и проверить уровень выдержки многих военных: к примеру, работающая в метровом диапазоне волн РЛС «Воронеж-М» из Ленинградской области способна прощупать на предмет пусков ракет расстояние от северной части Африки до северного архипелага Шпицберген, попутно накрыв радиолокационным колпаком значительную часть территории Европы.
Способностью оперативно принимать, обрабатывать и отфильтровывать сигналы станция обязана применению фазированной антенной решетки с цифровым формированием и управлением диаграмм направленности – методу, который позволяет отслеживать и принимать сигналы с нескольких направлений, осуществлять их быструю обработку и последующее использование. Внушительные показатели рабочих режимов станции специалисты объясняют просто: времени на обнаружение пусков ракет у операторов станции почти нет.
«Осуществлять обнаружение современных стратегических ракет нужно в кратчайшие сроки – это вопрос нескольких минут, и в этом случае быстрая работа РЛС и моментальная реакция на подобные угрозы – это жизненно важный показатель», – отмечает в интервью «Звезде» президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.
Введенная в строй РЛС «Воронеж-М» из состава СПРН, помимо сверхбыстрых вычислительных комплексов, обладает и еще одним уникальным показателем среди подобных РЛС – сектором обзора в 240 градусов. По словам военных, такой РЛС под силу осуществлять контроль воздушной обстановки от западного побережья США до Индии.
Перспективы и конкуренты
Технологический потенциал РЛС «Воронеж» – отдельная тема для изучения. В отличие от радиолокационных комплексов предыдущего поколения из состава СПРН РЛС «Воронеж» в случае необходимости может быть существенно модернизирована и улучшена. Главная особенность в этом случае заключается в отсутствии так называемой «жесткой архитектуры»: отдельные узлы и элементы станции можно демонтировать и заменить на модернизированные в кратчайшие сроки.
«Отечественная элементная база позволяет в очень сжатые сроки осуществлять довольно большой комплекс работ по усовершенствованию, это немаловажно, учитывая значимость и ценность объекта», – говорит военный эксперт Владислав Шурыгин. Высокая степень заводской готовности стационарных РЛС «Воронеж», по мнению экспертов, вполне может помочь реализовать и еще один не менее уникальный проект – создание и производство высокомобильных многофункциональных РЛС «МАРС», размещать которые можно будет даже на морских носителях и при необходимости перебрасывать на любое ракетоопасное направление.
Развертывание новейших РЛС в составе войск ВКО совершенно точно заставит нервничать зарубежных военных, ведь свою эффективность радиолокационная система «Воронеж» уже не раз доказывала. В частности, расположенная в Армавире РЛС в 2013 году определила координаты пуска двух целей в Средиземном море, которыми оказались новейшие ракеты совместной разработки США и Израиля. Российская РЛС стала единственной радиолокационной системой на южном направлении, «увидевшей» пуск ракет в столь отдаленной от места размещения точке. Демонстрация возможностей российской станции сняла все вопросы относительно перспективы использования подобного оборудования, а западные эксперты даже назвали армавирскую РЛС настоящей угрозой для союзников США в регионе.
Серьезное развитие проекта радиолокационных станций «Воронеж» породило целую массу вопросов относительно судьбы уже существующих РЛС из состава СПРН. Специалисты утверждают, что слухи о готовящемся выводе РЛС предыдущего поколения из состава системы предупреждения о ракетном нападении, мягко говоря, сильно преувеличены. «Радиолокационное поле, которое создавали долгое время, для безопасности такого государства, как Россия, жизненно важно. В связи с этим новейшие РЛС, скорее всего, дополнят собой уже существующие станции из состава СПРН», – пояснил военный эксперт Владислав Шурыгин.
Что касается конкурентов, то в США также могут похвастаться определенными успехами в работе над подобными системами. Самая громкая американская премьера – морской радар SBX, предназначенный для обнаружения пусков баллистических ракет. Сами американские военные всех характеристик своего изделия раскрывать не хотят, однако специалисты поясняют, что американский буксируемый радар может обладать похожим (на многие из существующих РЛС) набором качеств: считается, что американская РЛС способна обнаруживать и проводить фильтрацию ложных целей и помогать в осуществлении перехвата боевых блоков на среднем участке полета. Однако в случае с плавучим радаром SBX существует ряд ограничений.
Прежде всего, серьезная пиковая мощность и уровень энергопотребления вполне вероятно могут стать причинами, по которым не удастся использовать станцию в режиме непрерывного обзора, а значит не получится задействовать весь ее потенциал. «Плавучий радар – это прежде всего другой подход», – поясняет военный эксперт Владислав Шурыгин. «Американцы в случае с этой станцией пошли совершенно другим путем – транспортируют ее на максимально возможное расстояние, поближе к нашим границам, подключают к источнику питания и уже пробуют работать. У нас технология реализована по-другому», – добавил эксперт.
В судьбе американского радара, однако, не обошлось и без иронии: полупогружная платформа CS-50, на которой базируется оборудование стоимостью в три четверти миллиарда долларов, была построена в 2001 году на Выборгской судоверфи и изначально создавалась для работы на нефтепромыслах в Северном море. Норвежская компания Moss Maritime заплатила за строительство уникального сооружения 45 миллионов долларов, а после подписания акта о приеме продала платформу американской компании Boeing.
Что касается российской РЛС «Воронеж», то путевку в жизнь уникальное оборонительное сооружение уже подтвердило, а потенциала для модернизации станции, по словам специалистов, может хватит на несколько десятков лет. Эксперты поясняют, что благодаря развертыванию сети радиолокационных станций «Воронеж» на территории России появляется уникальная возможность избежать неожиданного ракетного удара со стороны противника и вовремя принять меры по противодействию.
Чувствительность российской РЛС настолько высока, что с помощью специальных датчиков и антенн она способна обнаружить запуск даже специальных метеоракет, габариты которых куда меньше МБР с ядерной боеголовкой. Подобным показателем не может похвастаться ни один зарубежный образец.
Читайте нас: