Украина потеряла свою бомбардировочную авиацию, в то время как Россия продолжает совершенствовать свой парк стратегических ракетоносцев. О необычной судьбе легендарных советских самолетов рассказывает американский портал The Drive. Эксклюзивный пересказ этой статьи предлагает своим читателям «ПолитРоссия».
Автор публикации Томас Ньюдик напоминает: стратегический бомбардировщик Ту-160 Blackjack, который летчики негласно называют «Белым лебедем», впервые поднялся в воздух 40 лет назад.
«Этот самолет – впечатляющий символ российской дальней авиации, – пишет Ньюдик. – Эта платформа, созданная во времена холодной войны, сегодня модернизируется и возвращается в производство».
Однако немногим на Западе известно, что когда-то большинство бомбардировщиков, олицетворяющих сегодня мощь авиации РФ, находилось в руках Украины, отмечается в статье.
Перед стратегическим ракетоносцем Ту-160, флагманом дальней авиации СССР, который считался самым престижным самолетом Советского Союза, стояла важная задача. Он был предназначен для того, чтобы доставлять ядерные боеприпасы на неприятельскую территорию и атаковать критически важные объекты НАТО, если разразится вооруженный конфликт, уточняет Ньюдик.
«Первый прототип Blackjack совершил полет в 1981 году, а первая серийная машина была поднята в воздух спустя три года, – напоминает автор статьи. – Первые два самолета получил 184-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк, дислоцирующийся на украинском аэродроме Прилуки».
После распада Советского Союза в этом полку насчитывалось две эскадрильи Ту-160 – в общей сложности 19 самолетов, пишет Ньюдик.
«Теперь они оказались в руках независимой Украины вместе с ядерным вооружением», – отмечает американский обозреватель.
Киеву досталось около трети советского ядерного потенциала, который, помимо боеприпасов ракетоносцев, включал межконтинентальные баллистические ракеты шахтенного базирования. Однако в 1994 году Украина присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и уничтожила свой арсенал.
«Более того, Киеву не хватало средств для того, чтобы регулярно поднимать в воздух свои Ту-160. Без необходимой технической поддержки, запасных частей и топлива украинские бомбардировщики быстро вышли из строя», – констатирует Ньюдик.
У России в 1990-х годах тоже возникли трудности с дальней авиацией. Однако Москва решила исправить ситуацию. Во многом на это повлияли бомбардировки Югославии союзными силами НАТО, утверждает американский эксперт.
В 1999 году Москва заключила сделку с Киевом, в рамках которой приобрела восемь украинских Ту-160.
«Таким образом, Украина полностью передала России контроль над большинством стратегических бомбардировщиков», – указывает Томас Ньюдик.
Из 19 украинских Ту-160 восемь были переданы Москве, еще десять – списаны. Единственный уцелевший «Белый лебедь» отправился в музей авиации в Полтаве.
Похожая участь ждала и стратегические ракетоносцы Ту-95 (по классификации НАТО – «Медведь»). Из 24 унаследованных бомбардировщиков три машины Киев продал Москве, а остальные были выведены из эксплуатации.
Что касается России, то, пополнив свой бомбардировочный парк за счет украинских самолетов, Москва продолжала увеличивать потенциал дальней авиации за счет мелкосерийного производства самолетов в начале 2000-х годов. Украинская история бомбардировщиков Ту-160 была быстро забыта. Сегодня ВКС России с гордостью используют стратегические ракетоносцы «Белый лебедь» и совершенствуют их.
«У российских военных есть большие амбиции по поводу Ту-160, – пишет Ньюдик. – Модернизированные бомбардировщики получили не только новое вооружение. Усовершенствованный Ту-160М, совершивший свой первый полет в феврале 2020 года, получил новейший двигатель НК-32-01, аналогов которому нет в мире».
Как отмечает автор публикации, модернизированные «Белые лебеди» позволяют России усилить свой парк ракетоносцев до появления преемника – перспективного бомбардировщика ПАК ДА.
«Учитывая усилия российских конструкторов по модернизации Ту-160, можно смело сказать, что стратегические бомбардировщики времен холодной войны до сих пор находятся в хорошей форме», – резюмирует Томас Ньюдик.
Ранее «ПолитРоссия»
Автор: Анна Ильинская
Читайте нас: