Артиллерийские войска были и остаются неотъемлемой частью российской армии, и с каждым годом их значимость и области применения только растут. Об этом по случаю Дня ракетных войск и артиллерии нашей страны заявили опрошенные «ПолитРоссией» эксперты.
Сегодня, 19 ноября, в России отмечается День ракетных войск и артиллерии. Впервые эта памятная дата была учреждена указом Верховного совета СССР в октябре 1944 года. Такой выбор далеко не случаен: 19 ноября 1942 года началась знаменитая операция «Уран» – советское контрнаступление в ходе Сталинградской битвы, начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной и всей Второй Мировой войны. И именно артиллерия в лице легендарных реактивных установок «Катюша» проявила себя в этом сражении как главная огневая ударная сила, которая способствовала разгрому врага.
От тюфяков до «Катюш»: расцвет отечественной артиллерии
Ракетные войска и артиллерия представляют собой род сухопутных войск, в задачи которого входят поражение бронетехники, оборонительных сооружений, военных объектов и инфраструктуры. Соответственно, основное их предназначение – это участие в наступательных и оборонительных операциях. Свою историю артиллерия берет со Средних веков, когда европейские армии впервые начали использовать пушки. Примерно в то же время такой род войск появился и в нашей стране – первое упоминание о начале применения артиллерийских орудий на Руси относится к 1382 году. Тогда при обороне Москвы от татаро-монгол впервые были применены так называемые тюфяки – орудия, способные выпускать множество крупных снарядов одновременно.
Настоящий же рывок отечественная артиллерия совершила уже в XX веке. И одним из главных ее символов по праву считается первая советская машина реактивной артиллерии «Катюша». Как отметил в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» военный историк и директор Музея войск ПВО России, полковник в отставке Юрий Кнутов, свою эффективность она доказала уже во время первого боя 14 июля 1941 года. Впервые батарея «Катюш» была применена при огневом налете на железнодорожную станцию Орша. Огневая мощь новой машины реактивной артиллерии буквально деморализовала немецкие войска. Всего за 7-10 секунд минометный полк «Катюш» на расстоянии до 8,5 км испепелял площадь свыше 100 гектаров.
«На тот момент "Катюша" была действительно уникальной и предвосхитившей свое время. Конечно, такие системы были и у немцев, и американцев, которые вообще скопировали нашу установку. Но, если говорить объективно, то таких эффективных и массово выпускаемых систем полевой артиллерии не было ни у одной страны мира», – рассказывает историк.
После Великой отечественной войны советские артиллерийские войска претерпевали множество изменений. С одной стороны, на основе уже имеющихся корпусов создавались новые дивизии, появлялись пушечный, гаубичный, минометно-артиллерийский полки. С другой стороны, по мере того, как советское руководство стало делать ставку на развитие ракетных вооружений, от этого рода войск начали выделяться самостоятельные виды войск. Именно так появились войска противовоздушной обороны и ракетные войска стратегического назначения. Все это привело к тому, что советская артиллерия долгое время находилась в законсервированном состоянии, и современные образцы полевой артиллерии стали поступать в войска только в 1970-е годы.
«Гонка вооружений двигалась бешеными темпами, и очень скоро стало понятно, что без комплексов, вооруженных баллистическими ракетами, мы просто ее не выиграем. Активными темпами развивалась и авиация, а это значит, что нам было необходимо развивать средства ПВО для борьбы с самолетами противников. Поэтому обновление линейки артиллерийский оружий пришлось на какое-то время отложить, но проблемой это не стало, поскольку наши гаубицы и самоходки продолжали оставаться на таком приличном уровне, что все равно представляли смертельную угрозу для противников», – объясняет Юрий Кнутов.
Современные Вооруженные силы России включают в себя ракетные войска и артиллерию сухопутных войск, артиллерию береговых войск Военно-морского флота и артиллерию воздушно-десантных войск. Однако, невзирая на такое разнообразие, принято считать, что она по-прежнему остается в тени ракетных технологий, авиации и комплексов ПВО, разработке которых наша страна уделяет первоочередное внимание. Впрочем, как отмечают эксперты, это серьезное заблуждение, ведь в действительности ракетные войска и артиллерия в нашей стране представлены лучшими современными образцами вооружений.
Новая жизнь советских орудий
Как уже отмечалось, Вторая мировая война дала мощный импульс развитию отечественных реактивных систем залпового огня. Первой звездой этого типа вооружений стала БМ-13 «Катюша». Однако уже в 60-е годы прошлого столетия на смену ей пришла 122-миллиметровая БМ-21 «Град». Впрочем, как отметил в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский, говорить в данном случае о принципиально новой технике будет не совсем корректно. И «Град», и появившиеся после БМ-27 «Ураган» или БМ-30 «Смерч» фактически представляют собой развитие легендарной установки. Конечно, они выполнены на новых платформах, однако боевая начинка, по словам эксперта, по-прежнему представляет собой старую добрую «Катюшу», которая останется актуальной и эффективной на еще не одно десятилетие.
«"Катюша" все время совершенствуется, равно как и расширяются спектр и тактика ее применения. Если первые "Катюши" наносили удар по площадям, но точность поражения реактивными снарядами была крайне низкая. Можно было только произвести залп целой батареи и за счет этого нанести ущерб врагу, то на сегодняшний день появились реактивные снаряды, имеющие высочайшую точность и систему наведения по GPS», – объясняет Мураховский.
По его словам, реактивные системы залпового огня уже превратились в полноценное ракетное оружие, способное поражать цели на серьезной дальности.Например, относительно недавно была проведена экспериментальная стрельба, в рамках которой модернизированная «Катюша» была использована в качестве оружия береговой охраны. И установка хорошо показала себя в противостоянии с десантными кораблями. Всего же на данный момент российская артиллерия имеет в своем распоряжении такие РСЗО, как «Ураган», «Смерч», «Торнадо», а также получившие известность уже во время сирийской кампании системы «Буратино» и «Солнцепек».
Еще одним видом артиллерийского вооружения, который активно использовался в Великую отечественную войну, являются буксируемые малоподвижные гаубицы. Примерно в 70-е годы от них начали массово отказываться, делая упор на самоходные установки. На тот момент шаг казался полностью оправданным, поскольку по причине малой мобильности гаубицы оказывались легкой целью для врага. Впрочем, окончательно время этих пушек еще не ушло. Так, в марте текущего года стало известно, что классические советские гаубицы получат комплект унифицированного оборудования, которое обеспечит автоматический ввод данных для стрельбы и наведения. Разработкой системы займется Всероссийский научно-исследовательский институт «Сигнал» (входит в состав госкорпорации «Ростех»). Таким образом, классические пушки, которые сами военные нередко именуют «кабриолетами», смогут достичь уровня высокоэффективных артиллерийских систем.
«Здесь мы идем в ногу со временем, поскольку многие станы мира сегодня занимаются этой же задачей. По сути, речь идет о включении таких орудий в автоматизированную систему управления. Главная проблема таких пушек, заключается в том, что ввод данных для стрельбы, наведение на цель и огонь в них ведутся в ручном режиме. А это небезопасно и отнимает очень много времени. Если же заменить человека на автоматику, то мы мгновенно решаем обе этих проблемы», – объясняет Виктор Мураховский.
По его словам, наибольшего успеха на этом поприще уже добились США, имеющие богатую историю использования буксируемой артиллерии, которая также постоянно проходит через всевозможные этапы модернизации. В частности, можно выделить 155-миллиметровую гаубицу M777. Самая первая модификация этой пушки имела систему оптического управления огня, в дальнейшем к ней добавились источник питания, система GPS, инерциальная навигация, радиоприемник, дисплей, автомат заряжания и новая система управления огнем. Во многом похожие изменения претерпела и 105-миллиметровая гаубица М119, которая сегодня может похвастаться цифровой системой управлением огнем и инерциальной навигационной системой. В итоге, несмотря на планы Пентагона по созданию новой буксируемой гаубицы, США по-прежнему не собираются отказываться ни от M777, ни от M119.
Как считает Юрий Кнутов, по такому же пути следует идти и России. Как минимум подобная модернизация окажет позитивный эффект с точки зрения экономии средств и повышения точности, как максимум – оснастит российскую армию принципиально новыми артиллерийскими орудиями. Тем более что достойных претендентов на обновление в нашей армии предостаточно. Это и находящиеся на вооружении 200 единиц 152-миллиметровой гаубицы 2А65 «Мста-Б», и 100-миллиметровая буксируемая противотанковая пушка МТ-12 «Рапира», впервые произведенная в 1970 году.
«Несмотря на свой возраст, обе пушки полностью отвечают современным требованиям. "Мста-Б", например, значительно выигрывает у американских M777 и M119 в дальнобойности. Да и вообще у нас очень много действительно мощных буксируемых артиллерийских орудий. Можно смотреть даже на период Второй мировой – например, на 152-миллиметровую гаубицу Д-1, появившуюся еще в 1943 году. Есть легендарная 122-миллиметровая гаубица Д-30, по сей день остающаяся одной из самых популярных в мире артиллерийских систем», – рассказывает Кнутов.
По его словам, в случае использования современных активно-реактивных снарядов гаубица Д-30 способна поражать цели на расстоянии до 22 километров, что делает ее абсолютно конкурентоспособным оружием по части баллистических характеристик. Таким образом, воскрешение архаичных, на первый взгляд, пушек и гаубиц окажется действительно выгодным решением.
Наконец, нельзя забывать и про самоходные пушки и гаубицы, которые еще совсем недавно считались основой основ любого артиллерийского подразделения. Они выгодно отличаются от своих буксируемых собратьев тем, что способны оперативно менять позицию во время боя, тем самым избегая прямого попадания под встречный огонь противника. Среди наиболее эффективных самоходных орудий находящих на вооружении ВС РФ, можно выделить пушки 2С7 «Пион», 2С7М «Малка» и 2С5 «Гиацинт-С», противотанковые комплексы 9К114 «Штурм-С» и «Конкурс», а также гаубицы 2С3 «Акация», «Мста-С» и 2С1 «Гвоздика». И такие орудия также получают своевременную модернизацию. Например, всего лишь в прошлом году новые системы получила «Малка», считающаяся одной из самых мощных пушек в мире. Установка получила новые коробки передач, механизмы распределения и агрегаты энергообеспечения, обновили приборы наблюдения, аппаратуру внутренней связи и радиостанцию.
«Регалии "Малки" абсолютно легитимны. Это действительно самая мощная самоходная пушка в мире, если сравнивать со всеми образцами, находящимися сейчас в составе вооруженных сил разных стран. Что касается артиллерийской части, надо понимать, что это не новая разработка – она была произведена еще в СССР. Это надежный боевой модуль, которому не страшно время. Модернизации же подверглась гусеничная платформа и системы навигации, связи и управления огнем. Теперь такие артиллерийские орудия можно интегрировать в автоматизированную систему управления войсками и оружием, в том числе ракетных войск и артиллерии», – рассказывает Виктор Мураховский.
Бог войны во всех ее проявлениях
В последнее время многие аналитики все чаще говорят о том, что в современных реалиях артиллерия начинает отходить на второй план, уступая подиум авиации и ракетному оружию. Недаром Россия за последние годы сделала огромный рывок в плане разработки гиперзвукового оружия, оставив далеко позади всех своих конкурентов. Впрочем, уверены эксперты, говорить о снижении роли артиллерии в условиях современной войны крайне неправильно – это по-прежнему одна из главных ударных наземных сил. И главным доказательством этому является тот факт, что Россия и сейчас производит на свет новые образцы артиллерийских орудий, нередко не имеющих аналогов в мире.
«На сегодняшний день роль артиллерии не снижается, а, наоборот, повышается. Мы же говорим не только об артиллерийском оружии, но и о ракетном. Это, в первую очередь наши знаменитые оперативно-тактические комплексы "Искандер". Они как раз являются одним из элементов нашей системы запреты доступа, создание которой в свое время очень взбесило НАТО. "Искандеры" предназначены для того, чтобы вдоль наших границ практически невозможно было создать какую-то серьезную группировку сухопутных войск и нанести удар по территории нашей страны. Артиллерия как раз этому препятствует. Так что роль у нее очень и очень большая», – отмечает Юрий Кнутов.
Сегодня главной особенностью российских оперативно-тактических комплексов «Искандер», без сомнения, являются новые неуязвимые снаряды, о появлении которых стало известно лишь в этом году. Они будут выполнены с использованием технологии «стелс», то есть их практически невозможно засечь с помощью радаров. Кроме того, снаряд сможет выполнять сложнейшие маневры во время полета, что максимально осложняет задачу для противоракетных систем противника.
Нельзя забывать и современной российской 152-миллиметровой самоходной установке «Коалиция». По словам Юрия Кнутова, она превосходит все зарубежные образцы – дальность стрельбы достигает 70 километров, чем не может похвастаться ни один из конкурентов, включая немецкую155-миллиметровую гаубицу Panzerhaubitze 2000, которую западные эксперты в один голос называют лучшей в мире самоходной установкой.
«В ближайшей перспективе будет происходить только совершенствование данных систем. В частности, наша самоходная гаубица "Коалиция-СВ" уже оснащена всеми передовыми комплексами и автоматизированными системами управления огнем. И является одной из самых современных гаубиц в мире. То же самое можно сказать и про "Искандеры", и про реактивные системы залпового огня. Более того, ставится задача индивидуального наведения ракет по системам GPS, использования кассетных боеприпасов, позволяющих уничтожать бронетехнику. То есть идет развитие и совершенствование этих систем. И, на мой взгляд, ракетные войска и артиллерия в обозримом будущем будут не просто востребованы, а будут играть очень важную роль на поле боя», – объясняет Кнутов.
По его словам, подобного рода системы способны подавлять не только огневые точки, но и выводить из строя командные пункты, склады боеприпасов, места сосредоточения войск и так далее. Более того, спектр задач, с которыми они способны справляться, на самом деле куда шире, чем принято считать.
«Те же самые самоходные гаубицы мы привыкли рассматривать как средство борьбы с противником на большой дальности. Но вот, например, американцы во время войны в Ираке использовали их как антиснайперское средство. Снайпера засекли, туда выехала гаубица, дала залп в это окно или на крышу здания, и все, вопрос со стрелком решен. Кроме того, сейчас мы идем по пути автоматизации. Системы самостоятельно производят наведение на цель по тем координатам, которые дает беспилотник или другие средства разведки, производят залп и тут же перемещаются в новое место. И все это без участия человека. То есть мы получаем и стопроцентное поражение цели, и абсолютную живучесть своих огневых средств. Нет, артиллерия – это действительно бог войны, как говорил Сталин, причем войны во всех ее проявлениях. Это кошмар для любого врага», – уверен военный историк.
Солидарен с этой точкой зрения и Виктор Мураховский. По его словам, на сегодняшний день артиллерия оказывается задействована во всех без исключения вооруженных конфликтах. И поскольку никаких глобальных изменений в тактике ведения современной войны пока не предвидится, этот род войск будет и дальше играть одну из ключевых ролей в армии любого государства.
«Если говорить о роли артиллерии вообще, и таких систем в частности, то пример Сирии показывает, что какую бы роль ни играла авиация, примерно половина огневых задач выполняется артиллерией. Это конкретный пример. А теперь представим, что у противника есть в распоряжении самолеты и средства ПВО, то доля артиллерии при выполнении боевых задач будет еще больше. Артиллерия никуда с поля боя не уходит – она до сих пор остается основным огневым средством для сухопутных войск, морской пехоты и береговых войск ВМФ. И артиллерийские подразделения входят структурно во все общевойсковые формирования наших сил, действующих на земле. Так что все наши пушки и гаубицы свое еще определенно не отслужили – они еще повоюют, да так, что мало никому не покажется», – резюмирует Виктор Мураховский.
Ранее «ПолитРоссия» приводила
Автор: Константин Липавский
Читайте нас: