Как написала во вторник газета Milliyet (Стамбул), в ответ на переброску в Сирию российского зенитно-ракетного комплекса С-400 Турция развернула у сирийской границы свою новейшую систему радиоэлектронного подавления наземного базирования «Корал» (Koral). Как объявили газете собеседники в Генштабе турецкой армии, мощности «Корал» достаточно, чтобы вывести из строя российские радарные системы в Сирии.
«Корал» – передвижная станция радиоэлектронного подавления наземного базирования. В этом году принята Турцией на вооружение и установлена в Измире для обороны воздушных границ в Эгейском море. Задачи комплекса: подавление и создание помех современным радиолокационным станциям (РЛС) противника наземного, морского и авиационного базирования.
Заявляется, что станция цифровыми методами анализирует весь спектр радиоэлектронных частот, а алгоритм ответных действий формируется компьютерами автоматически и почти мгновенно. Разработала комплекс турецкая государственная корпорация Aselsan, которая занимается созданием электронных систем промышленного и военного назначения. Утверждается, что эффективная дальность работы Koral – 150 километров, что больше, чем от турецкой границы до российской авиабазы Хмеймим.
Многочисленные интернет-комментаторы уже заявляют, что турецкое средство радиоэлектронной борьбы (РЭБ) не позволит российским С-400 выполнять ту задачу, ради которой они экстренно были переброшены в Сирию – а именно прикрывать работу российской бомбардировочной авиации. А эта проблема стала особенно актуальной после того, как Турция сбила российский Су-24.
Но что на самом деле представляет собой комплекс «Корал»?
Помеховая обстановка
«Когда говорят, что такая-то система может гарантированно ослепить или заглушить комплекс ПВО – скорее всего, это не соответствует действительности просто по определению. Вообще в радиоэлектронной борьбе надо учитывать массу параметров. Какова мощность пикового сигнала? Какой диапазон частот? Какая «помеховая» обстановка? – говорит Сергей Денисенцев, эксперт Центра анализа, стратегий и технологий («АСТ Центр»). – Например, С-400 – это мощнейший радар с активной фазированной антенной решеткой, он может генерировать несколько работающих узконаправленных лучей.
Осложнить работу? Да. В некоторых случаях, при определенных условиях сорвать наведение на прикрываемую цель? Да. Дальность – тоже вопрос большой, потому что все зависит от рельефа местности, от погоды, от параметров той системы, которую пытаются заглушить, от того, в каком режиме ее пытаются заглушить – в режиме обнаружения цели или сопровождения (перехвата) цели, – перечисляет Денисенцев. – Какова была дистанция до цели? Что была за цель? Какие маневры выполняла? Отстреливала ли она ложные цели? Тут множество нюансов. Это касается и «Корала», и российских, и американских, и израильских систем, выполняющих аналогичные задачи».
Как пояснил эксперт, любая современная система РЭБ не столько глушит, сколько путает. «Она засылает в принимающую РЛС ложные сигналы. И система ПВО, соответственно, пытается в автоматическом режиме выделить истинную цель, – отмечает он. – Постоянно идет противоборство между этими двумя системами. В реальном бою множество нюансов будет иметь значение».
Даже на маневрах не опробована
Кроме того, надо учесть, каков уровень подготовки операторов, напомнил Денисенцев. «Кстати, «Корал» – это же совсем новая система! Турки же ее впервые показали на выставке IDEF в Стамбуле всего полгода назад. То есть ее даже турецкие военные пока видели только на картинке. Она не то что в бою, она еще на маневрах толком не опробована», – напоминает он.
Публикации турецкой печати – глупость, вторит Денисенцеву президент Академии геополитических проблем доктор военных наук Константин Сивков. «Да, они могут создать помехи, в какой-то мере снизить эффективность нашей системы на отдельных направлениях, например, дальность обнаружения цели – процентов на 20, но отнюдь не ослепить. Сигналы радиолокационных станций С-400 обладают повышенной помехозащищенностью. Чтобы обеспечить подавление этих станций, нужно знать логику и алгоритмы работы данной системы», – заявил ТАСС Сивков.
Такого же мнения придерживается и бывший командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО генерал-лейтенант Валерий Горбенко. «Точные характеристики «Корал» держатся Турцией в секрете, поэтому, кроме самих турок, пока никто не может сказать, насколько эта система хороша. Но если бы она была действительно такой мощной, инновационной и так далее, то они едва бы стали об этом молчать, – сказал «АиФ.ru» Валерий Горбенко. – Скорее всего, попробовали бы вывести свою разработку на внешние рынки, но они этого не сделали. Поэтому я лично склонен считать, что российские С-400 остаются неуязвимыми не только для действующих, но и для всех перспективных турецких систем».
Российским аналогом турецкой системы можно назвать комплекс РЭБ «Красуха», которую выпускает концерн КРЭТ. «Основная задача «Красухи» – как раз противоборство системам радиолокации противника. И тот, и тот на восьмиколесном транспортере, то есть внешне примерно совпадают по размерности. Но и про «Красуху», как и про «Корал», в открытых источниках информации мало», – напоминает Денисенцев. Эффективность же этих систем трудно сравнить, оговорился он. «Их нельзя сопоставлять, даже если вдруг будут проведены совместные учения, – признает он. – Сопоставить можно только в боевых условиях, причем на примере не одного, а целой серии боев».
«Кораловые» мифы
Денисенцев не исключает, что утечки из турецкого Генштаба – это попытка выведать параметры работы С-400. «РЭБ такого уровня всегда включает в себя и разведку. Чтобы подавить или сбить с толку РЛС противника, нужно сперва выяснить ее параметры, особенно в режиме сопровождения цели, когда станция работает на пиковую мощность», – отметил эксперт АСТ Центра.
Впрочем, по мнению Денисенцева, возможно, публикация – не более чем пиар. «Они демонстрируют своим налогоплательщикам, что вот не зря потратили деньги, что турецкий ВПК тоже что-то может. А может, это маркетинговый ход. Турки активно пытаются продвинуть свои вооружения на внешних рынках. Все-таки маловероятно, что конфликт получит реальную эскалацию, что будут сбиты какие-то турецкие истребители. Через пару лет, когда все это уляжется, можно будет сказать: смотрите, мы вытащили «Корал», и русские ни одного нашего самолета не сбили, – говорит эксперт. – А почему русские не сбили – из-за системы «Корал» или потому, что они и не собирались никого сбивать, это уже другой вопрос». Тогда-то, предполагает Денисенцев, Анкара и попытается сбыть «Корал» – например, Катару или Саудовской Аравии.
Читайте нас: