Известная работа чешского художника Зденека Буридана, изображающая древнейших палеоантропов, попала даже в советский учебник по
«Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется.»
Книга Притчей Соломоновых, 19:5
Книга Притчей Соломоновых, 19:5
Материальная история нашей Родины. Мы начинаем новый цикл статей на ВО, который будет посвящён памятникам материальной культуры на территории нашей страны. Слишком часто стали появляться у нас здесь люди, которые по своему невежеству сомневаются в том, в чём сомневаться совершенно не следует, и требуют представления доказательств «чего-то там» предоставленными ими артефактами. Причём в большинстве своём эти люди ломятся в открытую дверь. Ведь то, что неизвестно им, давно уже найдено, описано и хранится в музеях. И это их беда, а не вина, что специальных книг они не читают, а в музеях… разве можно побывать во всех музеях нашей страны?
Ну а поскольку огромное количество находок либо зарисовано в чёрно-белой графике, а она особого интереса для неспециалистов не представляет, а фотографии их «паблик домайн», как правило, отсутствуют, то в качестве иллюстративного материала этой статьи сегодня будут использованы цветные картинки известного художника-иллюстратора первобытного времени – чеха Зденека Буридана (1905–1981), а также ряд авторских фотографий.
Конская голова. Один из удивительных образцов искусства каменного века. Национальный музей археологии, Сен-Жермен эн Лэ, Франция
Против «буржуазных фальсификаторов»
Ну а начнём мы наш рассказ, так сказать, с нашего самого «отечественного места» – берегов великой реки Волги, где древние люди поселились ещё в далёком каменном веке. Интересно, что если мы почитаем исторические исследования тех лет, то окажется, как и теперь, что и тогда существовали враждебные нам силы за рубежом, которые всячески пытались опорочить даже нашу доисторическую эпоху. Назывались они «буржуазными фальсификаторами истории», а занимались они тем, что неоднократно объявляли (хотя ссылки на их труды обычно в нашей литературе не приводились!), что Средняя Россия, мол, находилась вне территории обитания древнейших людей, и в течение десятков тысячелетий была дикой, а заселили её люди довольно поздно. Каким образом эти заявления, если бы даже они и имели место, могли принизить нашу культуру и государственность, непонятно. В то время не были ни русских, ни англичан, ни немцев. Равно как и непонятно, какое отношение расселение первобытных людей в Поволжье могло повлиять или как-то повлияло на «торжество ленинских» идей и успехи в построении первого в мире государства рабочих и крестьян. Но пусть, раз об этом шла речь, выходит, по мнению наших историков советской поры, связь тут была несомненной. А значит, этим самым фальсификаторам следовало дать отпор. А как? Способ был только лишь один: начать копать! И начали…
Ещё в далёком 1938 году, когда на Средней Волге советские археологи занялись проведением раскопок и много всего нашли. Однако их работе самым серьёзным образом помешала война. Но… не было бы счастья, а несчастье помогло. В 1950 году решили строить на Волге Куйбышевскую гидроэлектростанцию, и Академия наук СССР отправила на место проведения землекопных работ Куйбышевскую археологическую экспедицию. Целых пять отрядов охватили раскопками практически весь район затопления, он Ставрополя до Казани. Копали несколько лет и нашли десятки поселений самых различных эпох: и стоянки первобытных охотников, и большие города эпохи средневековья. О масштабе проведённых работ говорит тот факт, что площадь, которая была вскрыта, составила 15 тысяч квадратных метров. Найдено было более четырехсот древних погребений. Причём копать в Поволжье, например, в той же Пензенской области, продолжают и сейчас.
Ледниковый валун. Такие камни встречаются везде, где был ледник. Пензенский областной краеведческий музей. Фото автора
Надо сказать, что мамонты в то время от самой кромки ледника и до Чёрного моря водились в изобилии. Вот какой скелет, например, откопали у нас под Пензой. Теперь он является украшением областного краеведческого музея. Фото автора
Первые люди на Волге: кто они были и чем занимались?
Ну а когда всё-таки на Волге появились первые люди? История Поволжья с какого времени начинается? Ведь исследования, проведённые геологами, географами и палеонтологами к 30-ым годам прошлого века уже показали, что природные условия уже в эпоху палеолита были здесь благоприятны для расселения людей. Ледник, покрывавший значительную часть поверхности Европы, в Среднем Поволжье доходил до Пензы. Однако южнее простирались обширные равнины с тундровой растительностью, а ещё южнее равнины перемежались с лесами.
То есть животным было где пастись, и неудивительно, что их кости сохранились в земной толще до нашего времени. В половодье Волга раньше сильно подмывала берега и обнажала глубинные слои, содержавшие кости ископаемых животных. В ряде мест их намывало целые скопления. Но главным свидетельством пребывания древнейших людей в том или ином месте всегда были его каменные орудия.
Ручное каменное рубило. Верхний палеолит. Возраст 35 000–5000 лет. Найдено в Нижнем Египте в Ливийской пустыне. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Но их находки на берегах Волги в то время были единичными, сами находки носили случайный характер и не были локализованы. Поэтому-то дать отпор буржуазным фальсификаторам и не получалось!
Поэтому Куйбышевской экспедиции в первую очередь была поставлена задача решить вопрос о времени появления древних людей на Волге, для чего в её составе был даже создан целый специальный отряд. Его внимание было привлечено к местам скоплений костей древних животных, так как считалось, что там, где были животные, могут оказаться и люди. И данное предположение учёных полностью оправдалось в результате раскопок.
Кладбище вымерших животных
Так, неподалёку от деревни Хрящевки, на берегу реки Воложки – одного из волжских притоков, на двухкилометровом полуострове Тунгуз, нашли много костей животных, включая кости мамонта, волосатого носорога, гигантского оленя и других животных. Многие кости были расколоты, то есть явно побывали в руках людей. А в 1951 году палеолитический отряд экспедиции нашёл и орудия труда первобытных людей.
Они были изготовлены в основном из кремня, причём основных форм было две – это отщепы и остроконечники, с помощью которых люди резали мясо убитых ими животных, обрабатывали их шкуры, и кости.
Поскольку «тунгузские» орудия были очень характерны, методом сравнения определили их возраст. Оказалось, что они относятся к нижнему палеолиту, то есть — к «заре человеческого существования».
Можно было теперь уже доказательно предположить, что около ста тысяч лет тому назад здесь жила группа первобытных людей, занимавшихся охотой. Причём охотились они даже на мамонтов и бизонов, носорогов и оленей, быков. Так были посрамлены буржуазные фальсификаторы 30-50-ых годов прошлого века, тем более что затем отряд провёл исследование ещё шести больших кладбищ древних животных в Куйбышевской и Ульяновской областях, а затем и в Татарской АССР. Причём в четырех случаях из шести его поиски увенчались полным успехом: вместе с костями вымерших животных нашли орудия первобытных людей.
Хуже было, если в яму этот носорог не попадал! Рис. Зденека Буридана
В урочище Красная Глинка слой, содержащий находки, к счастью для археологов, был не нарушен и перекрывался большой толщей грунта. То есть и кости древних животных, и орудия труда наших далёких предков попали в этот слой одномоментно и затем не перемешивались. Вот так наше Среднее Поволжье было самым прочным образом включено в территорию распространения первобытных людей. Найденные орудия относятся к так называемому ашельскому и мустьерскому периодам нижнего палеолита и являются древнейшими орудиями труда, найденными в Центральной России.
Каменное орудие труда, обработанное в технике каменной ретуши. Национальный музей археологии, Сен-Жермен эн Лэ, Франция
Итак, было доказано, что люди в эпоху палеолита здесь жили. Теперь нужно было найти памятники более поздней эпохи – неолита, эпохи возникновения скотоводства и земледелия, появления керамики и формирования древнейших племён. Удалось это в 1953 году, когда экспедиция вблизи Казани, у посёлка Обсерватории, нашла небольшую неолитическую стоянку.
Древние обладатели керамических сосудов…
Выяснилось, что находилась она в лесу, недалеко от реки, и вокруг неё не было ни ограды, ни рва. В центре находилось жилище оригинальной конструкции. Это был прямоугольный котлован длиной 9 и шириной 5 метров, заглубленный в грунт на 1,5 метра. Стены были деревянными, и также деревянной, бревенчатой была его крыша двускатной конструкции. Внутри были обнаружены остатки нескольких очагов и даже небольшой погреб.
А вот это уже посёлок эпохи неолита. Собаку одомашнили, как видите, появилось примитивное земледелие, а топоры научились сверлить. Только почему-то художник не нарисовал ремешков, которыми топорище всегда приматывалось к древку для большей прочности. Забыл, наверное. Рис. Зденека Буридана
Орудия труда хотя и были каменными, поражали совершенством его обработки. Так, нашли топоры-рубила, кремневые ножи и долота, причём лезвия у них были заострены тщательно выполненной и тонкой ретушью. Нашли и наконечники стрел листовидной формы. Они были обработаны с помощью техники отжима. Суть её заключалась в откалывании («отжиме») каменным или костяным отжимником мельчайших чешуек с поверхности изделия.
Очень важную роль в жизни человеческого общества уже с эпохи палеолита играло погребение. Красной охры, чтобы посыпать усопшего, не жалели! Рис. Зденека Буридана
Здесь же нашли и большие котловидной формы сосуды с округлым дном, украшенные отпечатками зубчатого штампа и ямками, сделанными концом деревянной или же костяной палочки.
Искусством люди начали заниматься тоже очень давно. Доисторические фигурки из городского музея в Брно. Фото автора
История Джин Мэри Ауэл
Ну а уже в наше время первобытная история нашей страны вовсе реабилитировалась в серии романов американской писательницы Джин Мэри Ауэл, с 1980 года опубликовавшей гексалогию «Дети Земли». Писательница занималась обработкой камня и дублением кожи, училась выживать в дикой природе и строить ледяные дома, а также побывала на раскопках по всей Европе – от Франции до СССР, так что книги её вполне можно использовать в качестве… учебника по первобытной истории, тем более что многое в них она как раз из учебников-то и вставляла. Правда, я бы не рекомендовал бы читать их детям (уж очень много там самых откровенных любовных сцен), но для взрослого человека они очень даже познавательны.
Карта места действия романа Джин Ауэл: от причерноморских тундровых степей и до самого юга Франции!
Кстати, многочисленные находки черепов позволили установить и гаплотипы древних охотников, заселивших юг Евразии, и даже восстановить их внешний облик.
Продолжение следует…
Вячеслав Шпаковский
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: