Автомобиль Мохсена Фахризаде после нападения. Видно, что для убийства хватило нескольких пуль. Фото Farnews.ir
Дистанционно управляемые боевые модули для наземной техники уже успели получить широкое распространение и никого не удивляют. Одним из мировых лидеров в этой области является Израиль. При этом он не только создает новые конструкции, но и предлагает необычные способы их применения. Так, стало известно, что современные ДУБМ могут использоваться для диверсий и специальных операций.
При неясных обстоятельствах
27 ноября 2020 г. в Иране произошло покушение на физика Мохсена Фахризаде, одного из руководителей иранской ядерной программы. Как сообщалось по следам этих событий, неизвестные лица обстреляли машину физика, убив его и телохранителя. Охрана ответным огнем ликвидировала нескольких нападавших. Начались мероприятия по расследованию и поиску причастных. Почти сразу Иран объявил, что покушение было организовано израильскими спецслужбами.
Вскоре в иранских и зарубежных СМИ появились новые подробности инцидента, в т.ч. противоречившие первым сообщениям. Утверждалось, что нападавшие использовали «дистанционно управляемый пулемет» на гражданском автомобиле-пикапе. Сначала он открыл огонь по машине с М. Фахризаде, а после взорвался.
Впрочем, приводились и другие версии. Упоминалось участие автоматчиков и снайперов, применение взрывных устройств и т.д. При этом официальные структуры Ирана утверждали, что им удалось установить все обстоятельства покушения и определить его участников. Кроме того, постоянно звучали официальные обвинения в адрес Израиля.
По новым данным
18 сентября издание New York Times опубликовало статью «The Scientist and the A.I.-Assisted, Remote-Control Killing Machine», посвященную прошлогоднему покушению. Ее авторы пообщались с представителями разных структур и спецслужб нескольких стран, в т.ч. из организаций, осуществлявших операцию.
Утверждается, что М. Фахризаде действительно был убит с применением дистанционно управляемого комплекса вооружений. Кроме того, приводятся примерный облик и возможности такой системы, а также общий ход мероприятий.
Примечательно, что МИД Ирана практически сразу опроверг эту информацию. При этом иранская сторона напомнила, что следственные органы установили все обстоятельства инцидента и всех причастных. Впрочем, внешнеполитическое ведомство не стало раскрывать такую информацию.
Диверсионные средства
По данным NYT, в операции использовались два доработанных автомобиля гражданских моделей. Один из них отвечал за ведение разведки, для чего получил видеокамеру и средства связи. Он должен был стоять на маршруте движения кортежа-цели. Для маскировки машину поставили на домкрат и сняли колесо.
Второй автомобиль представляет больший интерес. Это был обычный для Ирана пикап Zamyad с закрытым кузовом. Под тентом разместили ДУБМ с пулеметом FN MAG. Как сообщает NYT, по своей конструкции модуль похож на испанский серийный Escribano Sentinel 20. Также машину оснастили набором видеокамер для обзора, средствами связи и управления. Предусмотрели и заряд взрывчатого вещества для самоликвидации после выполнения атаки.
Схема покушения. Синим и стрелкой показан маршрут движения цели. Квадрат слева сверху - положение автомобиля-разведчика. Внизу отмечена позиция пикапа с ДУБМ. Графика NYT
Оператор комплекса и пульт находились на расстоянии в сотни километров от места операции. Двусторонняя связь пульта и ДУБМ шла через спутник, причем имела место задержка сигнала порядка 0,8 сек. в одну сторону. В связи с этим программное обеспечение системы управления огнем было доработано. В него внедрили элементы искусственного интеллекта, способные компенсировать задержку и обеспечить эффективную стрельбу по назначенной цели.
Как утверждается, комплекс массой около тонны был разобран на отдельные узлы и агрегаты, не вызывающие подозрения. По разным каналам Моссад в течение некоторого времени переправлял их на иранскую территорию. Там оперативники приобрели два автомобиля и переоборудовали их в средства проведения диверсии. В назначенный день их вывели на позиции, подготовили к работе и оставили. Далее вся работа легла на удаленных операторов.
Автомобиль-разведчик осуществлял съемку проезжающего транспорта. С его помощью диверсанты узнали о приближении кортежа М. Фахризаде. Кроме того, удалось определить, в какой машине и на каком месте находится цель. Затем в работу включился автомобиль с ДУБМ. Его оператор своевременно обнаружил приближающиеся машины и навел
Современный подход
Основной сферой применения ДУБМ на данный момент является наземная бронетехника, пилотируемая и робототехническая. Также подобные системы используются на современных кораблях и катерах. Существует принципиальная возможность применения модулей на стационарных огневых точках, например в контурах охраны объектов.
Боевой модуль Sentinel 20 испанского производства. Фото Escribano Mechanical & Engineering
Во всех этих сферах боевой модуль размещается открыто и имеет прямую связь пультом оператора, проводную или по радио. Сам оператор находится в непосредственной близости от ДУБМ либо на ограниченном расстоянии от него. Все это позволяет получить желаемый уровень защиты человека при высоких боевых качествах и обеспечить эффективное решение ставящихся задач.
Предполагаемый израильский проект диверсионного ДУБМ, будучи похожим на другие разработки, имеет ряд характерных отличий. В первую очередь, это скрытное размещение и максимальная автономность. Кроме того, интересной особенностью стала возможность разборки и тайной переправки через границу враждебного государства.
При всем этом, авторы проекта из Моссада или другой организации столкнулись с трудностями и ограничениями. Переделка готового ДУБМ в замаскированную систему вряд ли была простой. Не менее сложной следует считать и доработку СУО и ПО с внедрением новых решений, нивелирующих негативные факторы и обеспечивающие получение требуемых характеристик.
Необходимо обратить внимание на эксплуатационные и экономические особенности проекта. Так, израильские оперативники подготовили покушение, но не участвовали непосредственно в атаке. Это позволило исключить потери, а также резко сократило вероятность выявления и задержания участников. Израильские спецслужбы всегда делают акцент на гуманном отношении к своим сотрудникам – и «дистанционно управляемый пулемет» прекрасно соответствует такой политике.
В то же время, разработка нового комплекса вооружений, а также подготовка и проведение операции оказались весьма сложными, длительными и дорогими. Тот факт, что пикап с ДУБМ пока использовался только один раз, делает оригинальный проект не самым выгодным в экономическом отношении. Впрочем, убийство М. Фахризаде серьезно ударило по иранской ядерной программе. Вероятно, израильское руководство считает, что исключение связанных с нею военно-политических рисков полностью оправдывает все расходы.
Перспективный подход
Создание дистанционно управляемого разведывательно-боевого комплекса, использованного в Иране, можно считать закономерным событием. В последние годы шло активное развитие ДУБМ и различных беспилотных комплексов с возможностью работы на большом удалении от оператора. Объединение двух этих направлений фактически было делом времени – и Израиль сделал это.
Прошлогодняя операция в Иране наглядно показывает, что подобная техника способна решать поставленные боевые задачи. Однако из-за особой роли создание и применение такого образца связано с массой затруднений. Кроме того, теперь успешное использование замаскированного ДУБМ не гарантируется. Спецслужбы разных стран учтут провал иранских коллег и примут необходимые меры. На маршрутах следования важных персон будут искать не только взрывные устройства, но и пулеметы с дистанционным управлением, а также радиоканалы контроля за ними.
Таким образом, при всех своих сильных сторонах и преимуществах, оригинальный диверсионный комплекс израильских спецслужб рискует остаться без задач и уйти в категорию технических курьезов. Впрочем, этот курьез уже решил важную боевую задачу в интересах безопасности Израиля и, возможно, большее от него теперь не требуется.
Рябов Кирилл
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: