Лента новостей

04:02
Распад коллективного Запада запущен
03:56
Telegraf (Украина): на что может пойти Украина, чтобы Россия убралась с Донбасса
03:42
Словения предложила способ улучшить взаимопонимание между Россией и Евросоюзом
03:40
Северная Корея впервые протестировала гиперзвуковую ракету «Хвасон-8»
03:38
NI связал жалобы Киева из-за Крыма в ООН со страхом остаться не у дел
03:22
Главная цель возобновляемой энергетики совсем не предотвращение изменения климата планеты. Цель – изменить каждого из нас...
03:14
Зачем Гоголь скрывал свою настоящую фамилию, и что еще утаивал автор "Мертвых душ"
03:02
СК Белоруссии задержал супругу мужчины, застрелившего сотрудника КГБ
02:54
Financial Times: цены нефть пошли вслед за газом
02:46
Сегодня (Украина): Украина может остановить транзит газа в Венгрию из-за нового контракта с Газпромом
02:44
Bloomberg (США): сделка с «Газпромом» усиливает напряженность между Венгрией и Украиной
02:42
Кулеба о газовом договоре Венгрии и Газпрома: это удар, и мы ответим (Гордон, Украина)
02:40
Al Jazeera (Катар): Эрдоган «открыл огонь» по администрации Байдена. В чем причина?
02:38
Главные проигравшие на выборах в Германии? Франция, Китай и Россия (The Telegraph, Великобритания)
02:34
Губернатор Чибис: проект Новый Мурманск станет якорем для будущих поколений северян
02:32
Банк России ужесточает регулирование выдачи необеспеченных потребительских кредитов
02:30
Крупнейшие банки с 1 октября должны запустить новые сервисы в Системе быстрых платежей
02:28
Эксперт Берзон: работу на фондовом рынке надо начинать с выбора брокера
02:24
Мягков: на Украине боятся говорить об участии коллаборационистов в расстрелах в Бабьем Яру
02:22
На испанском острове Пальма лава от извержения вулкана дошла до океана
02:20
КНДР подтвердила сообщения об испытаниях новой гиперзвуковой ракеты Хвасон-8
02:18
NI: Киев нанял крымских татар для подрыва газопровода, чтобы выставить Россию агрессором
02:00
Дыма без Эрдогана не бывает
01:56
Рост цен на жилье грозит новым ипотечным пузырем: рассчитываться нечем
01:54
Почему газовый бум в Европе не поможет курсу рубля
01:50
Осужденных за митинги протеста не возьмут даже в таксисты
01:48
«Мы должны ответить жестче, чтобы американцы смогли понять»
01:46
Убивший КГБшника в Белоруссии Андрей Зельцер участвовал в протестах
01:30
Симоньян отреагировала на удаление немецких каналов RT в YouTube
01:28
Сенатор Пушков предрек волну отказов от сотрудничества с Украиной
01:26
Захарова жестко отреагировала на удаление немецких каналов RT на YouTube
01:16
Прогноз: в 2022 году генсеком НАТО станет бывший президент Эстонии
00:54
Противоречия между Саудовской Аравией и ОАЭ
00:52
Евросоциалисты торжествуют: «наш человек» пришел к власти в Германии
00:44
YouTube удалил каналы Russia Today за нарушение правил о фейках о коронавирусе
00:42
NYT: Путин специально взял красивую переводчицу на переговоры с Трампом (фото)
00:40
Украинский боксер Усик объяснил свое желание поехать в Крым после победы над Джошуа
00:38
Российская биатлонистка Дарья Сидорова решила выступать за Украину
00:36
Трамп в 2019 году предупреждал Путина перед тем, как жестко высказываться о России
00:32
Когда Китай захочет завоевать мир?
00:28
Amazon представила домашнего робота Astro за $1000 — он может привезти стакан воды, рассказать о погоде и многое другое
00:26
Объясняем, почему Intel Alder Lake — главный процессор этой осени
00:20
На Кубани стартовало совместное российско-пакистанское учение подразделений спецназа «Дружба-2021»
00:18
В Тюмени завершился чемпионат по самбо в рамках спартакиады инженерных войск ВС РФ
00:14
Кабмин обсудит запрет на промышленный вылов китов и дельфинов
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Геополитика»Канал «Стамбул» не позволяет Турции юридически обойти конвенцию Монтрё

Канал «Стамбул» не позволяет Турции юридически обойти конвенцию Монтрё


В российских средствах массовой информации и телеграм-каналах пошла очередная волна публикаций и обсуждений влияния турецкого проекта по строительству судоходного канала «Стамбул», дублирующего пролив Босфор, на обстановку в Чёрном море и возможное в перспективе осложнение ситуации для России.

Основное опасение заключается в том, что канал «Стамбул» сделает конвенцию Монтрё бессмысленной, и военные корабли нечерноморских государств, в том числе входящих в НАТО, смогут проходить через него без ограничений, установленных данной конвенцией.

Повышенный интерес к данному вопросу вызвало интервью старшего советника турецкого президента Мюджахита Кючюкйылмаза РИА Новости, в котором он сказал следующее: «Неправильно связывать конвенцию Монтрё с новым каналом «Стамбул». Конвенция Монтрё была разработана в 1936 году, когда на первом плане была тема проливов. Конвенция не имеет отношения к новому водному пути, который будет открыт. Думаю, что это отдельная тема. Эта ситуация не станет препятствием для прохода кораблей какой-либо страны в ближайшее время.

По сравнению со старым водным путем канал «Стамбул» шире, позволит пройти большему количеству кораблей, пройти безопасно, он предоставит альтернативный путь для судов. Канал будет преимуществом не только для Турции, но и для причерноморских стран и тех, кто использует проливы».

В принципе, Мюджахит Кючюкйылмаз не сказал ничего нового. 14 апреля 2021 года такое же заявление сделал сам президент Турции Реджеп Эрдоган: «У канала «Стамбул» нет никакой связи с конвенцией Монтрё. Этот канал для нас станет достижением, поможет серьёзно разгрузить пролив Босфор с точки зрения охраны окружающей среды». В декабре 2019 года президент Турции также заявлял, что морское сообщение через канал не будет подпадать под действие конвенции Монтрё.

Анкара уже сейчас, на этапе строительства, даёт всем понять, что судоходство по каналу «Стамбул» будет регулироваться внутренним турецким законодательством.

Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо внимательно читать текст самой конвенции Монтрё. В преамбуле Конвенции о режиме проливов (г. Монтрё, 1936) есть такая фраза: «проход и судоходство в проливе Дарданеллы, в Мраморном море и в Босфоре, обнимаемых общим определением «Проливы»».

Следует заметить, что судно или военный корабль, идущий из Средиземного моря в Чёрное море, чтобы попасть в канал «Стамбул» должен будет сначала пройти пролив Дарданеллы, где все положения Конвенции о режиме проливов сохраняют своё действие. Самим фактом входа в Дарданеллы судно (военный корабль) уже подчиняется положениям этого документа.

Ряд экспертов говорят о рисках, которые возникнут для России, если Турция вслед за каналом «Стамбул» построит второй канал, который будет дублировать пролив Дарданеллы. Опять возвращаемся к тексту Конвенции о режиме проливов (г. Монтрё, 1936), и опять читаем преамбулу документа: «проход и судоходство в проливе Дарданеллы, в Мраморном море и в Босфоре, обнимаемых общим определением «Проливы»».

Предположим, этот второй канал уже построен. Обойдя по нему пролив Дарданеллы, судно (военный корабль), идущий из Средиземного моря в Чёрное море, попадает в Мраморное море, где все положения Конвенции о режиме проливов сохраняют своё действие. И самим фактом входа в Мраморное море судно (военный корабль) опять же подчиняется положениям этого документа.

Надо отдать должное авторам текста Конвенции о режиме проливов. Ключевые моменты документа: фраза – «в Мраморном море», а также общее определение «Проливы» - «в проливе Дарданеллы, в Мраморном море и в Босфоре». Смотрим на карту: из Средиземного моря в Чёрное море попасть, минуя Мраморное море, никак невозможно.

Кроме того, в данной конвенции есть Раздел II «Военные корабли», который устанавливает серьёзные ограничения для военных флотов «Держав, неприбрежных к Чёрному морю». Например, пункт 2 статьи 18 Конвенции гласит: «Какова бы ни была цель их пребывания в Чёрном море, военные корабли неприбрежных Держав не могут оставаться там более двадцати одного дня».

В статье 14 Конвенции сказано, что «общий максимальный тоннаж всех судов иностранных морских отрядов, могущих находиться в состоянии транзита через Проливы, не должен превышать 15000 тонн».

Статья 18 Конвенции ограничивает общий тоннаж военных кораблей, который Державы, не прибрежные к Черному морю, могут иметь в этом море в мирное время. Общий тоннаж названных держав не должен превышать 30000 тонн, в ряде случаев он может быть увеличен вплоть до максимальной цифры в 45000 тонн.

Таким образом, ни строящийся канал «Стамбул», дублирующий пролив Босфор, ни его чисто теоретически потенциальный «собрат», дублирующий пролив Дарданеллы, с юридической точки зрения никак не позволят Анкаре обойти положения Конвенции о режиме проливов (г. Монтрё, 1936).

Необходимо задолго до окончания строительства канала «Стамбул» довести до Турции в официальном документе позицию России, основанную на юридическом анализе Конвенции о режиме проливов (г. Монтрё, 1936). И лучше это сделать прямо сейчас, дабы у Анкары в дальнейшем не было никаких юридических иллюзий. Данный официальный документ должен быть доступен и широкой общественности.

Конечно, не исключено, что с появлением новой водной артерии в лице канала «Стамбул» Турция может пытаться толковать Конвенцию о режиме проливов по-иному, и, возможно, даже игнорировать ряд её положений. И в данной ситуации, впрочем, как и в любой другой, на одном международном праве далеко не уедешь.

Надо иметь силу, чтобы соблюдались твои интересы. В полной мере это касается и ситуации с данными проливами. Россия должна быть сильной в военном, политическом и экономическом отношении. Поэтому необходимо заранее иметь различные рычаги влияния на Турцию, дабы у неё в будущем не возникло желания обойти положения Конвенции о режиме проливов (г. Монтрё, 1936).



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх