В августе 1955 года американские военные отвели высокий приоритет созданию разнообразных видов авиатранспортабельной боевой техники, в том числе и самоходных артиллерийских установок. В январе 1956 года Артиллерийско-технической службой Армии США была начата работа по формированию тактико-технических требований для реализации программы авиатранспортабельной тяжелой артиллерии. Уже в сентябре 1956 года одобрение получил проект вашингтонской компании Pacific Car & Foundry, которой в итоге и был выдан контракт на создание семейства САУ на общей базе и постройку 6 прототипов, в том числе двух установок со 175-мм орудием, получивших обозначение T235, были приняты на вооружение под обозначением M107. Еще три прототипа T236 были вооружены более мощной 203-мм гаубицей, в дальнейшем они были приняты на вооружение под обозначением M110. Еще один прототип T245, который не был принят на вооружение, должен был получить 155-мм орудие. Помимо этого компания предложила варианты бронированной ремонтно-эвакуационной машины Т120 и небронированной ремонтно-эвакуационной машины T119.
В июне 1961 года компания Pacific Car and Foundry Company получила первоначальный контракт на выпуск самоходных артиллерийских установок M107 и M110. Первые серийные машины были готовы в 1962 году, а первый батальон САУ M107 был сформирован в Форт Силл в январе 1963 года. В американской армии M107 были развернуты в батальоны по 12 орудий в каждом. Установки использовались армией США и Корпусом морской пехоты США.
САУ M107 обладала классической переднемоторной компоновкой, с расположением трансмиссионного отделения в лобовой оконечности корпуса, за ним также в лобовой части корпуса находились моторное отделение и отделение управления, с правой и с левой стороны соответственно. Кормовую часть корпуса самоходной артиллерийской установки занимало открытое боевое отделение. Полный расчет САУ состоял из 13 человек: командира, механика-водителя, трех наводчиков и 8 заряжающих. Но кроме механика-водителя на САУ имелись места только для 4 членов экипажа: двух наводчиков и двух заряжающих, которые располагались по бортам боевого отделения. При этом механик-водитель был единственным членом экипажа САУ, который был прикрыт хоть какой-то броней. Остальные члены расчета перевозились на марше транспортно-заряжающей машиной M548 — это была небронированная гусеничная машина, в которой перевозились боеприпасы, на самой САУ весь возимый боезапас состоял всего лишь из двух готовых к стрельбе выстрелов. При этом размеры САУ позволяли в случае крайней необходимости разместить на ней хоть всех членов расчета.
Корпус установки сваривался из стальных бронелистов разной толщины. Лобовая и бортовая броня составляла 13 мм, бронирование крыши корпуса также 13 мм. Корпус был разделен перегородками на боевое отделение (в корме), отделение управления и силовое отделение (в носу). На крыше передней части корпуса САУ была размещена башенка механика-водителя с люком и перископами, а также съемные крышки, которые обеспечивали доступ к силовому отделению, воздухофильтрам и аккумуляторным батареям. Топливный бак был расположен в корме корпуса. Помимо этого в кормовой части САУ были расположены два сошника с гидравлическим приводом, которые при стрельбе устанавливались на грунт.
Первые опытные образцы шасси САУ оснащались 8-цилиндровым бензиновым двигателем воздушного охлаждения компании «Континентал» AOI-628-3 с горизонтальным противоположным расположением цилиндров, двигатель развивал мощность 230 кВт, а также трансмиссией XTG-410-2 производства компании «Аллисон». Двигатель оснащался системой непосредственного впрыска топлива. В дальнейшем двигатель решили заменить на двухтактный 8-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения с турбонаддувом, развивавший мощность 309 кВт при 2300 об/мин. Использование данного двигателя позволяло артиллерийской установке передвигаться по дорогам с твердым покрытием со скоростью до 56 км/ч. Моторно-трансмиссионное отделение и ведущие колеса располагались в передней части корпуса. Двигатель располагался справа от механика-водителя. Съемная панель, находящаяся на крыше МТО (справа от люка мехвода), обеспечивала техническому персоналу доступ к силовой установке для проведения регламентных работ и текущего или планового ремонта.
В состав ходовой части самоходной артиллерийской установки M107 входили 5 катков большого диаметра (на каждый борт), направляющие колеса заднего расположения, ведущие колеса переднего расположения. Поддерживающих роликов в ходовой части не имелось. Гусеницы с металлическим шарниром оснащались съемными резиновыми подушками. Элементы ходовой части были присоединены к корпусу САУ с помощью индивидуальной торсионной подвески. Каждый каток оснащался гидравлическим амортизатором двойного действия. Устройство использованных амортизаторов позволяло непосредственно с места мехвода регулировать жесткость подвески, а значит и плавность хода машины в разнообразных дорожных условиях, а также блокировать всю подвеску для обеспечения устойчивости корпуса во время стрельбы.
Используемый механизм блокировки подвески обеспечивал передачу усилия, прилагаемого к САУ, непосредственно на грунт. Данное качество подвески являлось новым, и было реализовано и при создании ремонтно-эвакуационных машин, получивших подъемные краны. Данное решение позволяло сохранить положение крана постоянным при подъеме различных грузов на заданную высоту. Помимо этого наличие на САУ механизма блокировки подвески позволяло в определенных случаях менять клиренс машины, а также придавать корпусу установки разные углы наклона относительно поперечной оси, что можно было использовать для увеличения углов вертикального наведения орудия.
На САУ M107 использовалась 175-мм пушка M113, которая была смонтирована на совершенно открытой тумбовой установке в кормовой части корпуса. Расчет не был защищен ничем. Орудие оснащалось гидропневматическим противооткатным устройством и таким же уравновешивающим механизмом. Приводы горизонтального и вертикального наведения были полностью гидравлическими, с дублированным ручным управлением, которое расчет мог использовать в экстренных ситуациях. Орудие обладало гидропневматической системой отдачи, минимальный ход отдачи составлял 0,711 метра, а максимальный — 1,778 метра. На корме установки с левой стороны был смонтирован полуавтомат заряжания, который поднимал 175-мм снаряд и направлял его в зарядную камеру. Необходимая мощность для функционирования данной системы подавалась от гидравлической системы САУ, но в аварийном режиме она также могла работать от ручного привода.
Наведение орудия по вертикали осуществлялось в пределах от -2° до +65°. Угол наведения орудия по горизонтали составлял 30° (вправо и влево) относительно продольной оси артиллерийской установки. Для стрельбы наводчик мог использовать панорамный прицел (увеличение ×4 и поле зрения 10°). Также имелись квадрант наведения по вертикали, квадрант наводчика и телескопический прицел (увеличение ×3 и поле зрения 13°) для стрельбы прямой наводкой.
Вместе с 175-мм орудием M113 могли использоваться лишь снаряды M437A2 или M437A1. Это были фугасно-осколочные боеприпасы. Каждый такой снаряд весил 66,78 кг, но при этом они отличались массой боевой части. Так M437A1 содержал в себе 13,6 кг тротила, а M437A2 — 14,07 кг состава «Composition B», который на 59,5% состоял из гексогена, на 39,5% из тротила и на 1% из флегматизатора в виде парафина. Максимальная дальность стрельбы этими боеприпасами составляла 32 700 метров. Помимо этого существовала возможность использования с M107 снарядов ERSC Mk 7 MOD 7. Это был активно-реактивный боеприпас производства компании Space Research Corporation, с ним максимальная дальность стрельбы САУ возрастала до 40 000 метров. Однако на вооружение американской армии этот снаряд принят так и не был, но использовался израильской армией.
Ядерных боеприпасов в арсенале САУ M107 не существовало, так как в полевой американской артиллерии уже имелись такие снаряды для 155-мм и 203-мм гаубиц, это считалось достаточным. Теоретически скорострельность установленного на артиллерийской установке орудия составляла всего один выстрел в минуту, однако хорошо обученный, подготовленный и слаженный расчет установки мог увеличить скорострельность, по меньшей мере, в два раза. Мощный сошник, оснащенный гидравлическим приводом, передавал на грунт энергию отката и обеспечивал самоходной установке устойчивость во время стрельбы.
В состав стандартного оборудования САУ входил инфракрасный перископ, которым механик-водитель пользовался для вождения машины в ночное время. При этом система защиты от оружия массового поражения на М107, естественно, отсутствовала, так как орудие и расчет располагались на открытой платформе. Для самообороны членов экипажа САУ имелся 11,43-мм пистолет-пулемет M3A1 (боезапас 180 патронов в 6 магазинах), четыре 7,62-мм автоматических винтовки M14 (боезапас 720 патронов в 36 магазинах), а также 8 ручных гранат.
Американские и южновьетнамские САУ М107 приняли активное участие в боях во время Вьетнамской войны, при этом некоторое количество данных САУ было захвачено бойцами Северного Вьетнама в качестве трофеев. Помимо этого 4 батальона САУ состояли на вооружении армии обороны Израиля и приняли участие в Октябрьской войне (6 октября — 24 октября 1973 года), при этом 329-й батальон самоходных артиллерийских установок М107 стал жертвой авиационного удара иракских истребителей-бомбардировщиков Hawker Hunter.
Уже во время Вьетнамской войны выяснилось, что живучесть ствола орудия САУ М107 является очень низкой: при стрельбе полными зарядами стволы, которые теоретически были рассчитаны на производство в таком режиме 700 выстрелов, выгорали и вследствие этого приходили в негодность уже после 200-300 залпов из-за повышенного давления пороховых газов. При этом полным зарядом расчеты производили не более 30% всех выстрелов. Для поддержания боеготовности своих артиллерийских батарей во Вьетнам вынуждены были летать специально переоборудованные самолеты С-141, в грузовых кабинах которых перевозилось по три запасных ствола. Смена ствола на САУ осуществлялась 30 специалистами с тремя подъемными кранами, эта операция занимала 3 часа. Помимо этого во Вьетнаме были зарегистрированы случаи неисправностей систем гидропривода и противооткатных устройств САУ, что не лучшим образом отразилась на ее перспективах в американской армии. Неудобной была и сама транспортировка. Машину весом чуть более 28 тонн на тот момент не мог взять на борт ни один американский транспортный самолет. Перед транспортировкой самоходной установки по воздуху ее разбирали на части, на одном военно-транспортном самолете перевозилось шасси САУ, а на другом ее артиллерийская часть.
Помимо вооруженных сил США САУ М107 состояла на вооружении армии ФРГ с 1964 года, а позднее армий Великобритании, Израиля, Ирана, Голландии и других стран. В начале 1970-х годов все американские САУ М107 были модернизированы, самоходные артиллерийские установки оснастили новыми стволами, которые обладали большим сроком службы, а также более эффективными противооткатными устройствами и усовершенствованными механизмами заряжания. При этом имеющиеся конструктивные недостатки и желание стандартизировать боеприпасы (перейти только на 155-мм и 203-мм снаряды) привели к тому, что в конце 1970-х годов САУ М107 перешла в разряд устаревших машин. Начиная с 1978 года, их начали заменять на 203-мм самоходные артиллерийские установки М110А2. Делалось это и из-за нестандартного калибра и крайне ограниченного ассортимента боеприпасов к M107. К тому же с принятием на вооружение американской армии новой на тот момент модификации САУ M110A2, дальность стрельбы которой с применением активно-реактивных снарядов довели до показателей M107, надобность в последней отпала. К 1981 году все M107 вооруженных сил США были переделаны в M110A2. В этом не было ничего необычного, так как шасси САУ M107 было общим для 203-мм САУ M110 и ремонтно-эвакуационной машины M578 ARV.
Тактико-технические характеристики M107:
Габаритные размеры: длина с пушкой вперед — 11,3 м, длина корпуса — 6,46 м, ширина — 3,15 м, высота — 3,48 м.
Боевая масса — 28,2 тонны.
Бронирование — лоб, борта и крыша корпуса — 13 мм.
Мощность двигателя — 405 л.с.
Скорость хода по шоссе — 55 км/ч.
Запас хода — 725 км.
Вооружение — 175-мм нарезная пушка M113 с длиной ствола 60 калибров.
Углы вертикальной наводки — от -2 до +65 градусов.
Углы горизонтальной наводки — ±30 градусов.
Возимый боекомплект — 2 выстрела.
Скорострельность — 1,5-2 выстр/мин.
Экипаж — 5 человек (расчет — 13 человек).
Артиллеристы 107-го артиллерийского батальона королевской армии Нидерландов на стрельбах из 175-мм САУ М-107, 1980-й год
Источники информации:
http://www.dogswar.ru/bronetehnika/say-zsy/1905-samohodnaia-artiller.html
http://www.thetankmaster.com/english/afv/d1_01.asp
http://www.army-guide.com/rus/product3234.html
http://forum.worldoftanks.ru/index.php?/topic/648127-сау-м107-американка
http://477768.livejournal.com/3190970.html (фото)
Материалы из свободных источников
Автор Юферев Сергей
Читайте нас: