Вероятная остановка полетов европейских авиакомпаний через Белоруссию и наземных перевозок между республикой и Евросоюзом скажется на торговых отношениях сторон, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.
В странах Европейского союза заговорили о вероятных мерах, направленных против Белоруссии на фоне вынужденной посадки в Минске самолета авиакомпании Ryanair.
На борту в тот момент находился бывший главный редактор признанного в республике экстремистским Telegram-канала Nexta Роман Протасевич, которого после посадки самолета задержали правоохранительные органы. Следственный комитет республики возбудил уголовное дело по факту ложного сообщения о минировании воздушного судна.
Как сообщает Bloomberg со ссылкой на два официальных источника, знакомых с ситуацией, в ЕС обсуждаются ограничения на поездки и полеты через территорию Белоруссии, а также запрет авиакомпании «Белавиа» совершать посадки в аэропортах Евросоюза и прекращение всех транзитных перевозок.
Политолог Владимир Оленченко, оценивая реакцию на действия белорусских правоохранительных органов, допустил, что Европейский союз преувеличивает.
«Проблемы надуманные, потому что белорусские власти действовали в полном соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации (ICAO), которая регулирует деятельность авиационных сообщений.
По нормативам этого ведомства, при возникновении угрозы жизни пассажиров или потенциальной угрозы судну страны, в воздушном пространстве которых они находятся, должны обеспечить безопасное приземление и провести максимальную проверку состояния самолета.
Становится понятно, что вряд ли кто-то может предъявить претензии белорусам с этой точки зрения, в частности Европейский союз, у которого нет полномочий», – поделился точкой зрения эксперт.
В тот же день латвийская авиакомпания airBaltic приняла решение не проводить полеты над территорией Белоруссии. «Закрытие воздушного пространства Белоруссии» допустил государственный секретарь при Министерстве иностранных дел Франции Клеман Бон.
Цепочку заявлений продолжил исполнительный директор ирландской авиакомпании Ryanair Майкл О'Лири, который 24 мая допустил присутствие сотрудников белорусского Комитета государственной безопасности на борту севшего самолета.
Санкционная пирамида Евросоюза
Агентство Bloomberg сообщало, что среди обсуждаемых мер против Минска рассматривались приостановка полетов европейских авиакомпаний над белорусской территорией, запрет авиакомпании «Белавиа» совершать посадки в аэропортах Евросоюза и прекращение всех транзитных перевозок.
Подобное сообщение делала газета Financial Times, писавшая, что лидеры Евросоюза рассмотрят такие варианты, как запрет на посадку в аэропортах блока национальному авиаперевозчику Белоруссии, объявление воздушного пространства республики небезопасным, продление запрета на въезд и замораживание активов.
«Европейский союз и Белоруссия приняли разные ограничения или санкции. Например, ЕС их устанавливал осенью 2020 года на фоне массовых протестов на территории Белоруссии.
В силу того, что акции больше там не проходят, европейские власти настаивают на признании действий Белоруссии преднамеренными, чтобы ввести очередные надуманные ограничения», – сказал политолог.
Возмутители спокойствия: кто обыгрывает нападки на Минск
Владимир Оленченко напомнил, что в настоящий момент в информационном пространстве присутствует утверждение, будто вынужденная посадка Ryanair в Минске была целенаправленно организована белорусскими властями.
«Эту версию озвучила некая Светлана Тихановская, считающая себя лидером оппозиции в Республике Беларусь. Поэтому Евросоюзу надо адресоваться к ней и уточнить, почему она высказала такое мнение, либо признать, что лидеры европейских стран готовы слушать любое заявление, если оно антибелорусское», – подчеркнул эксперт.
Если Международная организация гражданской авиации придет к выводу, что посадка самолета авиакомпании Ryanair сделана по преднамеренному плану, Европейский союз получит право рассмотреть возможность введения ограничений для Белоруссии.
«Остальные сценарии не предполагают никаких оснований для санкций. Сегодняшняя ситуация показывает приземленное и пристрастное отношение к белорусским властям за то, что они выполнили требования безопасности по посадке самолета.
Акцент Евросоюз в данном случае делает на гражданина, который был объявлен в розыск в Белоруссии. Однако важно понимать, что это не заслуга властей республики, а случайность. При этом Евросоюз просто устраивает пропаганду», – дополнил Оленченко.
Авиаудар по торговле Белоруссии
Европейский союз является вторым после России крупным торговым партнером Белоруссии с третью общего объема торговли страны. Экономическая связь выстраивается на основе Соглашения о сотрудничестве и торговле от 1989 года. Негативная реакция и меры Евросоюза скорее ударят по нему же, чем по Минску, потому что прежде всего, считает Оленченко, на белорусский рынок ориентированы Польша, Литва, Эстония, Бельгия, Нидерланды, Латвия и Германия.
«Если появятся новые ограничения, этим странам придется страдать за весь Европейский союз. Но важно не забывать, что превенции к Минску могут косвенно затронуть Россию, которая связана с белорусской стороной договором о создании Союзного государства, предполагающего множество нюансов, но не участие России во внутриполитических процессах Белоруссии.
Мы видели много чудных действий Евросоюза, которые зачастую продиктованы странами-аутсайдерами: Литвой, Латвией, Эстонией. Но я не думаю, что на этот раз европейские государства нанесут вред и зайдут дальше политической пропаганды», – резюмировал эксперт.
Александра Мельник
Подпишись: