Продолжительные забастовки работников Боржомского разливочного завода в Грузии могут изменить структуру российского рынка минеральной бутилированной воды, рассказал ФБА «Экономика сегодня» кандидат экономических наук Михаил Беляев.
Предприятия по производству минеральной воды «Боржоми» в Грузии простаивают более пяти дней. Причиной прекращения рабочего процесса стали забастовки работников первого и второго Боржомского разливочного завода – протесты продолжаются с 18 мая 2021 года.
Приняв к сведению требования сотрудников о повышении заработной платы и улучшения условий труда, руководство IDS Borjomi Georgia объявило о прекращении производства с 19 мая.
Представители компании заявили о готовности организовать переговоры с бастующими тет-а-тет. Руководство IDS Borjomi Georgia не готово обсуждать проблемы и предложения при участии профсоюзов и их председателя Георгия Диасамидзе.
Профсоюзы, по убеждению владельцев завода, становятся причиной «деструктивных действий организаторов бастующих, членов торгово-промышленного профсоюза», запрещающих сотрудникам встречаться с работодателем без их участия.
«Люди, которые работают на предприятиях, кажущихся на первый взгляд, не самыми стратегическими и несущими в области национальной экономики, имеют право на лучшие условия труда и достойную его оплату.
К тому же ситуация усугубляется последствиями пандемии коронавирусной инфекции и кризисом – рабочие в Грузии находятся не в лучшем финансовом положении. Поэтому забастовки на грузинских предприятиях можно оценить, как типичную борьбу трудящихся за свои права, но крайними мерами – забастовкой», - прокомментировал события в Грузии кандидат экономических наук Михаил Беляев.
Бастующие не торопятся соглашаться на условия руководства IDS Borjomi Georgia и отказываются от переговоров и прекращения акций. Многие протестующие установили палатки на близлежащей территории предприятия.
Такие действия подтолкнули сотрудников других предприятий к решительным мерам. Теперь в Грузии бастуют дистрибьюторы компании «Цкали Маргебели», часть сотрудников завода по розливу минеральной воды «Набеглави» и мукомольный комбинат Guria Express.
«Распространение протестующих по стране говорит о том, что там не очень хорошее состояние организаций во многих отраслях. К тому же Грузия отличается активной позицией населения по защите своих прав в публичных формах проявления.
Далее сценарий должен развиваться обычно. Но бывает, что забастовки перерастают в беспорядки. Нельзя исключать и внешнее влияние с учетом тесных связей страны с Соединенными Штатами Америки», - рассуждает эксперт.
Грузинская во главе
Минеральная вода «Боржоми», рассказывает Беляев, остается одной из самых популярных и востребованных в России на протяжении многих лет.
Довод эксперта подтверждается данными исследования аналитической компании «ВладВнешСервис» (VVS). Так по состоянию на период с 2018 года 2019 год 105 производителей газированной питьевой воды поставляли свою продукцию в Россию.
Основу импорта составила вода производства грузинской компании IDS Borjomi Georgia a Georgian Branch of IDS Borjomi. На российском рынке производитель представляет воду ТМ Borjomi. По итогам 2019 года на долю предприятия пришлось 81% общего объема импорта, а покупателями продукции данного производителя, говорится в материалах VVS, стали восемь российских импортеров.
«Грузинская минеральная вода сегодня скорее дань традиции тех времен, когда марка «Боржоми» была одной из самых раскрученных. Сейчас, думаю, ее можно просто заменить на другую, если речь, конечно, не идет о ее применении в лечебных целях.
Источников много, в том числе на Кавказе. Благодаря этому перебоев в поставках минеральной бутилированной воды не возникнет», - предположил эксперт.
Российский рынок без «Боржоми»
Аналитики NeoAnalytics, в свою очередь, выяснили, что 2019 год оказался положительным для участников торговых процессов: по показателям наблюдалась поступательная динамика роста.
Однако по версии этого аналитического агентства, доля импорта в структуре рынка незначительная и составляет не более 1%. Например, в 2019 году импортировано на 8,6% больше, чем в 2018 году, а именно 169,2 млн литров. Небольшие показатели специалисты связывают с тем, что в основном в Россию импортируется дорогостоящая бутилированная вода, ведущими поставщиками которой являются Италия, Грузия и Франция.
Объем рынка бутилированной воды в указанный период увеличился на 28,9 по сравнению с показателями 2018 года и достиг 26,3 млрд литров, а внутреннее производство выросло на 12,2%, составив 29,7 млрд литров.
Доля минеральной бутилированной воды в структуре отечественного рынка находится на уровне 38,5%, в то время как доля воды питьевой газированной и негазированной составляет 61,5%.
«Отсутствие известной грузинской минеральной воды для российского внутреннего рынка не критично – существует много марок от других производителей.
Во всем мире бутилированная вода становится самым быстрорастущим сегментом в структуре напитков. Но ее экспорт в 2019-2020 годах из Российской Федерации снизился на 42%, оставшись на значении не выше 4 млрд литров и снизился на 42%. Большая часть экспорта направляется в Казахстан, Украину и Беларусь.
Подпишись: