Меч в камне у замка близ села Торнтон, Англия
На территории многих стран и континентов можно увидеть мегалиты. Так называют древние сооружения из громадных камней, соединённых без применения цемента или известкового раствора, либо отдельно стоящие огромные камни. Они удивляют и внушают уважение, им приписывались магические свойства, о них сочиняли легенды и рассказывали сказки. Давайте немного поговорим о них.
Менгиры, дольмены и кромлехи
Отдельно стоящие камни обычно называют менгирами («длинный камень»), примером может служить камень Ballard, который стоит в графстве Арма (Ирландия):
А это – Шан-Долан (Champ Dolent), самый высокий вертикальный менгир Бретани (9,5 метров):
К антропоморфным менгирам относятся и так называемые «каменные бабы», множество которых обнаружено на территории южной России, Украины, Алтая, Тувы, Казахстана и Монголии. Эту можно увидеть в заказнике «Каменная степь» (Воронежская область):
А на территории Монголии, северного Китая, Алтайского края, Тывы, Забайкалья находят «оленные камни». Чаще всего на них выбиты или нанесены охрой рисунки оленей, реже – лошадей, солярных знаков, либо другие изображения. На фотографии внизу – знаменитый Иволгинский оленный камень, найденный в середине XIX века примерно в 22 км от города Верхнеудинск:
Сейчас он стоит у Иркутского краеведческого музея.
Несколько камней, поставленных так, что они становятся похожими на стол, называют дольменами (буквальный перевод – «стол-камень»). На представленной ниже фотографии мы видим самый большой дольмен Франции – Рош-о-фе (Roche aux fées, «сказочный камень» или «камень фей»), он находится близ города Эссе:
А группы камней, расположенных по кругу – это кромлех («закруглённое место»). В Британии их называют также «хенджами» (Henge – «ограда»). Примером может служить Стоунхендж (дословно – «каменное ограждение»).
А это – кромлех Истер Акухорти (Easter Aquhorthies stone circle), который можно увидеть на северо-востоке Шотландии:
Кромлехи, построенные на вершине холмов, называются кернами («нагромождение из камней»).
Все эти термины (менгир, дольмен, кромлех) имеют бретонское происхождение. Но в Адыгее дольмены называют «испун» или «сырп-ун» (дома карликов»), в Скандинавии – «рёсе», в Португалии – «анта».
Как мы уже говорили, иногда объектами поклонения становились естественные камни, обратившие на себя внимание необычной формой или огромными размерами, о некоторых из них мы также поговорим в этой статье.
Мегалиты легенд и сказок
Камни с надписями, упоминающиеся в русских былинах и сказках, тоже смело можно считать мегалитами. Один из них мы видим на знаменитой картине В. Васнецова:
Ещё одна разновидность мегалитов – камни, под которыми герои находили «мечи-кладенцы»: уникальные клинки, явно принадлежавшие воинам других народов. «Кладенец» – это меч, взятый из древнего захоронения, то есть эти камни – надгробные. «Клад» в данном случае означает могилу (а несколько могил – кладбище). Поднять или сдвинуть с места такой огромный надгробный камень под силу лишь настоящему богатырю. Герои скандинавских саг подобные мечи искали не под камнями, а в древних курганах, при этом им приходилось сразиться с духом прежнего хозяина. Зазорным занятием такая «чёрная археология» ни на Руси, ни в Скандинавии не считалась: если богатырь или викинг не испугался встречи с потусторонними силами и оказался достаточно силён, чтобы добыть меч из могилы, значит, он достоин этого
Другой знаменитый «меч-кладенец» удалось вытащить из камня юноше, ставшему королём Артуром.
Этот меч часто путают с «Экскалибуром» (вероятно, от валлийского Caledbwlch, где сaled – «битва», bwlch – «разрушение»). Именно его Артур получил от Девы Озера, леди Вивьен (после того, как первый сломался во время его поединка с Пеленором).
Меч Девы Озера, иллюстрация к поэме Теннисона «Смерть Артура»
А вот как выглядит эта сцена на миниатюре из рукописи «Смерть Артура» (1316 год, хранится в Британской национальной библиотеке):
На приведённой ниже иллюстрации художник «соединил» два эти меча в один: меч в камне, но на озере:
На самом же деле Томас Мэлори прямо говорит:
«Посреди озера, видит Артур, торчит из воды рука в рукаве богатого белого шелка, и сжимает она в длани своей добрый меч.»
Анджей Сапковский в своей «саге» о Ведьмаке не удержался от пародии, в которой в роли Девы Озера оказалась Цири, а в роли короля Артура – сэр Галахед, будущий хранитель Грааля. Правда, меча от этой «неправильной» Владычицы Озера он не получил.
«Волшебница... то ли присела, скрывшись под водой по самый нос, и выставила над водной гладью вытянутую руку с мечом.
Рыцарь… пришел в себя, бросил поводья и, преклонив колено, опустился на влажный песок. Теперь он, наконец, понял, с кем его свела судьба.
– Пребывай в здравии, – забормотал он, протягивая руки. – Великая сие честь для меня… Великое отличие, о Владычица Озера… Я – Галахад, сын Ланселота Озерного и Элейны, дочери короля Пеллеса, хозяина Каэр Бенина… поверь, я действительно достоин получить меч из рук твоих...
– Не поняла.
– Меч. Я готов принять его.
– Это мой меч. Я никому не позволю к нему прикоснуться.
– Но…
– Что «но»?
– Владычица Озера, когда… Она же всегда выныривает из вод и одаряет мечом.
Девушка немного помолчала, потом сказала:
– Понимаю. Как говорится, что ни страна, то обычай. Сожалею, Галахад, или как там тебя, но ты налетел не на ту Владычицу. Я ничего не раздаю. Ничем не одариваю. И не позволяю у себя отбирать.»
Рыцарь… пришел в себя, бросил поводья и, преклонив колено, опустился на влажный песок. Теперь он, наконец, понял, с кем его свела судьба.
– Пребывай в здравии, – забормотал он, протягивая руки. – Великая сие честь для меня… Великое отличие, о Владычица Озера… Я – Галахад, сын Ланселота Озерного и Элейны, дочери короля Пеллеса, хозяина Каэр Бенина… поверь, я действительно достоин получить меч из рук твоих...
– Не поняла.
– Меч. Я готов принять его.
– Это мой меч. Я никому не позволю к нему прикоснуться.
– Но…
– Что «но»?
– Владычица Озера, когда… Она же всегда выныривает из вод и одаряет мечом.
Девушка немного помолчала, потом сказала:
– Понимаю. Как говорится, что ни страна, то обычай. Сожалею, Галахад, или как там тебя, но ты налетел не на ту Владычицу. Я ничего не раздаю. Ничем не одариваю. И не позволяю у себя отбирать.»
Но вернёмся к первому мечу короля Артура: по более древней и обоснованной версии, этот меч просто лежал на камне, придавленный тяжёлой наковальней. То есть Артур не вытащил его из камня, а сбросил наковальню на землю: вполне рационально и никакой мистики. И, кстати, это уже вариант «змеиного камня» или «камня судьбы». О таких камнях мы поговорим в одной из следующих статей.
Ещё один меч в камне до сих пор можно увидеть в цистерцианском аббатстве Сан-Гальгано (примерно в 30 км от Сиены). Будущий святой Гальгано Гуиотти (1148-1181 гг.) в молодости вёл распутный образ жизни, но однажды услышал голос, призывавший его к покаянию. С насмешкой он ответил, что сделать это ему будет так же легко, как воткнуть меч в камень, и ударил клинком оказавшийся рядом кусок скалы. К его удивлению, меч легко вошёл в камень и навсегда остался в нём. На этом месте Гальгано и провёл остаток жизни.
Меч Гальгано
Здесь была построена часовня, вокруг которой со временем выросло аббатство. В XVIII столетии оно пришло в упадок, а в 1786 году – обрушились колокольня и кровля. Аббатство так и не было восстановлено, но часовню отремонтировали в 1924 году, теперь в ней устроен музей. Историки полагают, что меч монахи воткнули в «искусственный» камень, технология изготовления которого была известна средневековым архитекторам: в раствор добавляли крошки гранита, доломита или песчаника. Получалось очень похоже на настоящие камни.
А этот меч можно увидеть в скале над входом в аббатство Девы Марии французского городка Рокамадур (в 135 км к северу от Тулузы):
Как и когда он появился там – неизвестно, однако древнее предание называет его мечом Роланда – Дюрандалем (Durandal). Но Ронсевальское ущелье находится на границе Испании и Франции – далеко от Рокамадура, да и в «Песне о Роланде» ничего о судьбе данного меча не сообщается. Говорится лишь, что перед смертью герой попытался разбить свой меч о камни, но не смог это сделать.
А это – современный памятник «Меч кровников», который можно увидеть на «Тропе чудес» в ущелье в каньоне Кардаваган (Северная Осетия):
Согласно народной легенде, некий охотник был спасён своим кровным врагом, после чего они в знак примирения и воткнули меч в камень.
Мегалиты Броселианда
Особое место в бретонской народной мифологии занимает знаменитый Броселиандский лес, о котором В. Гюго написал в романе «93 год»:
«Семь так называемых «черных лесов» Бретани были следующие: Фужерский лес, загораживавший пространство между Долем и Авраншом. Пронсеский, имевший восемь миль в окружности. Пемпонский, перерезанный оврагами и ручьями, почти недоступный со стороны Беньона, но имевший удобное сообщение с роялистским местечком Конкорнэ. Реннский, в котором слышны были звуки набата республиканских приходов, довольно многочисленных в окрестностях городов; в этом-то лесу отряд Пюисэ уничтожил отряд Фокара. Машкульский лес, в котором, словно дикий зверь, скрывался Шаррет. Гарнашский, принадлежавший семействам Ла Тремойль, Говэн и Роган. И, наконец, Броселиандский, принадлежавший феям.»
Это не иллюстрация к фэнтезийному роману, а современная фотография Броселианда. На заднем плане – «золотое дерево» (позолоченный каштан), которое окружают пять чёрных остовов сгоревших деревьев – память о последнем пожаре
В настоящее время считают, что Броселианд – часть Пемпонского леса. Именно в Броселианде можно увидеть два озера, одно из которых называют «Зеркалом фей» (le Miroir aux Fees), а во втором (Компер), если верить преданиям, находился подводный замок феи Вивьен, ученицы Мерлина и воспитательницы Ланселота.
Замок Компер на берегу одноимённого озера
По одной из версий, именно Вивьен (Нимуэ, Нинев, Владычица и Дева Озера) заточила в скале тщетно домогавшегося до неё знаменитого мага Мерлина. Об этом было рассказано в статье
На представленных ниже картинах Эдварда Коли Берн-Джонса Мерлин представлен не глубоким стариком, а молодым мужчиной в полном расцвете сил:
Эдвард Коли Берн-Джонс. «Зачарованный Мерлин»
А вот таким молодым щёголем предстаёт влюблённый в Вивьен Мерлин на иллюстрации Альберта Хертера:
Но, как говорится, «сердцу не прикажешь». На картине Гастона Бюссьера мы видим единственное, чего сумел добиться этот маг от Девы Озера:
В Броселианде до сих пор показывают источник Барантон (la Fontaine de Barenton), вода которого якобы исцеляет от безумия. Его называли также источником молодости: верили, что умывание водой из него разглаживает морщины. Утверждают, что когда-то на ветке стоявшего рядом дерева висел золотой ковш: если в него набирали воду из источника и выливали на окружавшие его камни, будто бы начинался дождь.
Охранял Барантон Рыцарь Источника.
Можно увидеть в Броселианде и «Долину без возврата», выход из которой, по воле феи Морганы, не могли отыскать неверные своим дамам рыцари.
И есть здесь мегалиты, некоторые из которых представлены на этих фотографиях:
«Дом феи Вивьен»
А вот эти мегалиты, получившие название de Monteneuf, были найдены на юге Броселиандского леса лишь в 1989 году:
В следующей статье мы поговорим о некоторых загадках мегалитов.
Рыжов В.А.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: