Лента новостей

02:12
Биологическое оружие: о новых задачах американских лабораторий в Центральной Азии и не только
02:10
ВКС России получили новые высокоточные планирующие бомбы с увеличенной дальностью полета
01:23
На распутье
01:20
Российские регионы развиваются: оправившееся от стихийных бедствий Оренбуржье движется вперёд (ВИДЕО)
00:32
Причудливые водовороты украинского эскапизма
00:27
Рашагейт возвращается: У агента Диланяна есть сенсационная информация о каждой мистификации глубинного государства
21:00
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 7 сентября, вечер
20:59
Для чего Украина открывает новые посольства в Африке, или «Маленький гешефт» киевского руководства
20:18
Зеленский анонсировал новый план урегулирования для Трампа и Харрис
19:35
Кураторы Украины опасаются победы России в Курской области
19:34
Фицо: в Евросоюзе замалчивают тему подрыва «Северных потоков» Украиной
19:33
В Одессе военком избил женщину, которая препятствовала мобилизации
19:26
День румынского языка и пропаганда румынского фашизма
19:23
Во Франции тысячи активистов вышли на митинг против нового премьера
19:13
Немецкие болельщики протестуют против неонацизма в украинском футболе
18:39
Маск выставил Байдена и Харрис кукольными марионетками
18:38
Французы вышли на акции протеста и требуют отставки Макрона
18:37
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 7 сентября
17:34
За кого бы вмешаться: почему шутка президента РФ о поддержке Харрис вызвала бурную реакцию в США
17:04
Алжир проводит досрочные выборы президента страны
16:50
Борис в поход собрался...
15:58
Золотой век мировых автопроизводителей в Китае закончился
15:55
Путин и Собянин приняли участие в открытии ряда столичных соцобъектов
15:42
Война на Украине (07.09.24): Возобновление нашего наступление под Украинском...
15:25
«Крылья» для пехоты: какие БПЛА требуются российским штурмовикам
15:14
Doom запустили на объёмном воксельном дисплее
15:10
Сладков обвинил команду Шойгу: Пытались посадить в тюрьму за правду о проблемах в армии
15:09
CNN: ВСУ начали использовать «драконов» против российских бойцов
15:08
The Washington Post: Запад не разрешил Зеленскому наносить ракетные удары вглубь России
15:00
Буданов: в арсенале ВСУ есть БПЛА дальностью действия до 1,8 тыс км
14:42
Последние новости от Юрия Подоляки на 7 сентября 2024 года: Ситуация в Курской области постепенно стабилизируется
14:16
В сети распространяется петиция жителей сёл, захваченных ВСУ, с призывом к Путину организовать «зелёный коридор»
14:15
Медведев: И Трамп, и Харрис сохранят санкции против России
13:50
Зеленский требует завершения войны до зимы: последние новости СВО на 7 сентября 2024 года, карта боевых действий на Украине, обстановка в Курской области
13:45
«Найти клиническое применение»: российский учёный — о влиянии низких доз радиации на нейроны головного мозга
13:43
В Баренцевом море прошёл комплекс учений ВМФ
13:38
Болезнь Альцгеймера: новый многообещающий препарат обращает вспять потерю памяти у мышей
13:17
Подмога нашим: Ford от читателей «Русской Весны» прибыл на фронт (ВИДЕО)
13:15
Роман Свитан как образец украинской пропаганды
13:12
WP: Зеленский не убедил союзников снять ограничения на удары по России
12:45
Марсаход Персеверанс зафиксировал возвращение пылевых бурь на Марс
12:28
Орбан: для Европы вредно поддерживать Украину
12:19
Васильев: Госдума обсудила запрет на въезд семей мигрантов
11:49
«Дорога жизни»: что даст России расширение пропускных возможностей БАМа
11:35
Страны Запада продолжают нелегально закупать российский газ
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Вооружение»Альтернативы для «Варана»

Альтернативы для «Варана»


После фактического уничтожения Черноморского кораблестроительного завода (ЧСЗ) в Николаеве, который в советские годы являлся одним из ведущих в мире производителей крупнотоннажной морской техники и по уровню механизации и занимаемой территории превосходил все европейские верфи, строительство авианосного флота в СССР было разрушено до основания.

За индийские деньги

Спущенные со стапелей ЧСЗ авианесущие крейсеры проекта 1143 «Кречет» постигла незавидная судьба. Лишь один из построенных в Николаеве авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» находится сегодня в составе ВМФ России.

Авианесущий крейсер «Ульяновск» был разрезан на металлолом, «Варяг» продан Китаю за смешные деньги (25 млн долл.) и отбуксирован в Поднебесную, а тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.4 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» превратился в авианосец «Викрамадитья» индийских ВМС.

Наступил период, когда все чаще заявления о ближайших планах строительства нового авианосца звучат из уст авторитетных военных экспертов и военачальников

Однако нет худа без добра. Исходя из того, что реинкарнация «Адмирала Горшкова» произошла в Северодвинске, на Севмаше при активном участии Невского проектно-конструкторского бюро нашими кораблестроителями получен уникальный опыт в реализации столь глобальных задач. Мало того, индийский заказ позволил фактически модернизировать российский палубный истребитель МиГ-29К до уровня «4++».

Сегодня МиГ-29К отвечает всем современным требованиям к палубной авиации. Он малозаметен – 20 процентов массы самолета собраны из неметаллических композитных материалов, а для снижения видимости в инфракрасном диапазоне реализована технология «охлаждаемое крыло».

Истребитель оборудован новейшей авионикой, инфракрасным пеленгатором целей, наведением ближних ракет «воздух-воздух» по повороту головы летчика. Новая РЛС «Жук-МЭ», установленная на борту, находит цели на дистанции 200 километров, с ее помощью осуществляется управление наведением корректируемыми бомбами и ракетами средней дальности (110 км).

И хоть МиГ-29К имеет меньшую дальность и грузоподъемность, чем Су-33, он компактнее и благодаря деньгам индусов глубоко модернизирован относительно исходных советских проектов МиГ-29К и Су-33.

Универсальный подход

Исходя из вышеизложенного не за горами и появление нового авианосца в составе ВМФ России. Индия, безусловно, повлияла на то, что силуэт новейшего российского авианосца видится теперь не только во снах патриотов страны и кораблестроителей, мечтающих о возрождении авианосного флота России, но и в реальной перспективе.

Обоснованием необходимости закладки корабля водоизмещением более 45 тысяч тонн в России активно занимаются как раз в Невском проектно-конструкторском бюро (Санкт-Петербург), представившем проекты «Ламантин» и «Варан» (о «Варане» подробно рассказано в «ВПК», №11, 2021), также в Крыловском государственном научном центре (Санкт-Петербург), заявившем о проекте «Шторм».

Эти проекты по сути олицетворяют собой культивируемый ныне революционный подход в кораблестроении, когда формирование корпуса корабля осуществляется модульным методом. Что позволяет обеспечить высокий темп строительства. Но главной отличительной особенностью является многофункциональность и унификация платформы.

Универсальный морской комплекс – иначе не скажешь. На основе проектируемого корпуса можно создать несколько типов больших надводных кораблей, в том числе авианосец, УДК, транспортно-госпитальное судно, а также судно обеспечения арктической зоны.

Альтернативы для «Варана»
Фото: google.com

Специализирующееся на нескольких направлениях кораблестроения (авианесущие корабли, большие десантные корабли, корабельные авиационно-технические средства) АО «Невское проектно-конструкторское бюро» является старейшим бюро надводного кораблестроения в России. Именно Невское ПКБ выполнило проект переоборудования ТАВКР «Адмирал Горшков» в авианосец в Северодвинске. Это к тому, что опыт колоссальный. Оно же приняло участие и в создании в Гоа (Индия) наземного испытательно-тренировочного комплекса, подобного существующему в Крыму, оснащенного взлетно-посадочным оборудованием для корабельных самолетов.

Наступил период, когда все чаще заявления о ближайших планах строительства нового авианосца звучат из уст авторитетных военных экспертов и военачальников. Ведь присутствие оперативных объединений России, предназначенных для решения боевых задач на морских и океанских театрах военных действий, продиктовано суровой необходимостью противодействовать планам Вашингтона на абсолютную монополию в Мировом океане.

Протяженность Северного морского пути также не только указывает на необходимость развертывания «быстрых» ледовых аэродромов на всем протяжении шельфа (работа в этом направлении ведется), но и говорит о заинтересованности ВМФ в кораблях с взлетно-посадочными полосами для сохраненной и модернизированной палубной авиации.

Новая стратегия ВВС США в Арктическом регионе, суть которой выражается в усилении ударной мощи истребительной авиации и наращивания сил 3-го авиакрыла 11-й воздушной армии ВВС в Анкоридже (Аляска), вынуждает нас перебрасывать значительные силы в регион. В том числе истребители-перехватчики ТОФ поближе к авиабазе ВВС США «Эльмендорф-Ричардсон». Однако переброска может решить тактические задачи лишь на время. А вот наличие в составе Северного и Тихоокеанского флотов авианосной ударной группы решило бы эту задачу на стратегическом уровне.

Мал, да удал

На проектах авианосцев стоит остановиться подробнее. Предполагается, что полетная палуба авианосца проекта «Шторм» водоизмещением до 100 тысяч тонн будет оснащена четырьмя стартовыми позициями, двумя трамплинами, четырьмя электромагнитными катапультами, аэрофинишером. В составе авиагруппы может разместиться до 90 летательных аппаратов, включая палубную версию истребителя пятого поколения Су-57. Это могут быть тяжелые и легкие истребители, корабельные вертолеты и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения. Автономность плавания – 120 суток. Дальность плавания за счет атомных реакторов РИТМ-200 (такой же выбрали для ледокола «Арктика») неограниченная. Планируемая скорость хода – 30 узлов. Экипаж предположительно составит четыре-пять тысяч человек.

Проект 11430Э «Ламантин» предполагает строительство авианосца водоизмещением 80–90 тысяч тонн. О нем пока мало что известно.

Что касается проекта «Варан», то корабль значительно меньше по размерам. Его длина почти на 100 метров меньше (250 метров), а водоизмещение – 45 тысяч тонн. По водоизмещению ему соответствуют американские УДК класса America.

Сегодня в составе ВМС США находятся два таких корабля – America и Tripoli. Еще один – Bougainville заложен в 2019 году. Стоимость этих кораблей достигает 3,3–3,4 миллиарда долларов за единицу. Учитывая, что стратегические атомные субмарины проекта «Борей» обходятся России в 14,5 раза дешевле, чем атомные субмарины типа «Колумбия» американским налогоплательщикам, то можно предположить: на деньги, которые Пентагон тратит на один УДК, Россия сможет построить несколько авианосцев.

Владимир Ераносян,
капитан 1-го ранга запаса

Опубликовано в выпуске № 12 (875) за 6 апреля 2021 года



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх