Неожиданный успех применения воздушных дронов всех типов в ходе СВО привел к появлению у сухопутных войск противника своих эрзац-бомбардировщиков, эрзац-штурмовиков и эрзац-истребителей. Это значит, что для успешного решения поставленных перед ней боевых задач российской пехоте тоже требуется собственная эрзац-авиация. Но какой она может быть?
Необходимо признать, что наш противник по-прежнему опережает ВС РФ и по количеству применяемых на фронте БПЛА всех типов, и по креативности способов их применения.
Эволюция тактики
Так, начиналось все с обычных китайских квадрокоптеров типа «Мавик», которые использовались для ведения разведки и корректировки артогня. Затем ВСУ первыми сообразили, что эти беспилотники можно оснастить системой подвески боеприпасов типа гранат или минометных мин, которые можно сбрасывать на позиции ВС РФ или прямо под ноги нашим пехотинцам.
Следующим логическим шагом стало превращение в бомбардировщики тяжелых гражданских агродронов, которые в Китае используются для обработки полей, а в зоне СВО – для сброса настоящий авиабомб приличного калибра. Летают эти «Бабы Яги» по ночам на значительной высоте, что затрудняет поражение их стрелковым вооружением. Управление осуществляется по спутниковому терминалу, что делает РЭБ неэффективной, а сбросы осуществляются по заранее разведанным координатам, добытым ВСУ дронами самолетного типа.
Один такой украинский эрзац-бомбардировщик стоимостью в полтора-два миллиона рублей способен успеть уничтожить не одну единицу нашей бронетехники, каждая из которых может стоить десятки или даже сотни миллионов рублей. Дальнейшим развитием этой идеи стало появление вражеских мультикоптеров, которые осуществляют дистанционное минирование, сбрасывая на дороги мины или специальные металлические элементы, повреждающие колеса российской
Отдельным направлением эволюции БПЛА являются ударные дроны, управляемые от первого лица оператором. Примитивными беспилотниками стоимостью в районе 40 тысяч рублей, оснащенными боевой частью от РПГ, геймер-убийца в удачный день может в одиночку сжечь целую колонну бронетехники. Не жалеют в ВСУ потратить по полтора-два десятка FPV-дронов на российский танк или БМП, и по три-пять на простого нашего пехотинца-штурмовика.
Из новинок в тактике использования дронов противником следует отметить появление у него FPV-дронов, которые применяются в качестве огнеметов. В Сети можно посмотреть видеозапись того, как такой летающий огнемет выжигает лесопосадку, в которой укрылись российские бойцы. Страшно представить, что там внизу происходило в это время. Еще со времен Второй мировой войны есть неписаное правило огнеметчиков в плен не брать!
Наконец, глубочайшую озабоченность вызывает то, насколько повысилась эффективность действий ВСУ против наших разведывательных дронов самолетного типа, которые используются ВС РФ для наведения на цель и корректировки огня. Подробно об этом мы уже
Настоящая эта запись или монтаж, пусть решают специалисты, но теоретически это событие вполне вписывается в общую весьма негативную тенденцию.
«Крылья» для пехоты
Считается, что наиболее эффективным средством борьбы с БПЛА, управляемыми дистанционно, является РЭБ. Это действительно так, но есть нюансы. С одной стороны, мощные комплексы РЭБ, установленные на колесном шасси, к передовой не подвести из-за угрозы их уничтожения высокоточными средствами поражения противника. Поэтому приходится мастерить различные вариации на тему «окопного РЭБ», устанавливая их на бронетехнике или таская на спине в рюкзаке.
С другой стороны, противник непрерывно совершенствует систему управления при помощи спутниковой связи, элементов искусственного интеллекта и даже привязной проводной связи, что делает дроны устойчивыми к воздействию РЭБ. Потому более практичным является физическое уничтожение этих летательных аппаратов зенитным огнем или при помощи другого БПЛА методом тарана или при помощи подвесных вооружений.
Самым простым и, возможно, эффективным ответом на вражеские квадрокоптеры-наблюдатели, висящие вне пределов дальности поражения гладкоствольных дробовиков, является «летающий дробовик», разработанный в России по заказу концерна ВКО «Алмаз-Антей». Он представляет собой самозарядный карабин «Вепрь-12 Молот», интегрированный в летательный аппарат конвертопланного типа, который способен на вертикальные взлет и посадку на хвост и быстрый горизонтальный полет по-самолетному.
Его можно быстро поднять в небо и сбить картечными выстрелами вражеский дрон-разведчик, а после посадить на маленьком пятачке и разобрать. Также «летающий дробовик» может применяться против тяжелых мультикоптеров-бомбардировщиков типа «Баба Яга», оперативно вылетая на их перехват. Это тот тип беспилотного вооружения, простой, недорогой и надежный, что крайне востребован на самом низшем армейском уровне.
Для борьбы с вражескими дронами-разведчиками самолетного типа потребуются уже собственные дроны самолетного типа. Дело в том, что они могут пролетать даже сквозь наше поле РЭБ, восстанавливая управляемость после его преодоления.
Нужны дроны-перехватчики, прототипом которых могут послужить иранские реактивные дроны Karrar, оснащенные турелью с шестиствольным скорострельным пулеметом и способные нести легкие ракеты класса «воздух-воздух» на подвесе. Нечто подобное могло бы использоваться российской пехотой для защиты собственных дронов самолетного типа и охоты на вражеские воздушные разведчики и «Бабы Яги».
Наконец, перспективными видится использование для поддержки штурмовых подразделений ВС РФ и прикрытия колонн разведывательно-ударных беспилотных вертолетов типа белорусского Hunter. Они могли бы применяться в качестве носителей тактических комплексов РЭБ, а также РЛС и пулеметной турели, которая бы сбивала в автоматическом режиме атакующие FPV-дроны противника. Также БПЛА вертолетного типа могут использоваться для организации снабжения.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: