Нам предстоит узнать, что происходило в сентябре 1943 года в небе над последними анапскими конвоями, и с цифрами на руках подвести итоги этой семимесячной эпопеи. Мы также попробуем выяснить, была ли у Черноморского флота возможность добиться решительного успеха в этой борьбе.
Последние бои
14 сентября утром воздушная разведка обнаружила «Хаген 85» в Анапе. Для удара по нему от поддержки десантников была отвлечена одна группа – 8 Ил-2 (капитан В.М. Вартанян) в сопровождении 8 Як-1. В 07:40 они вышли к порту. Погода была плохая, и атаковать пришлось через окна в облачности с высоты 1200 до 200 м. Штурмовики сделали один заход, израсходовав 25 ФАБ-100, 2 ФАБ-50, 4 АО-25М-35, 4 АО-25М-1, 12 РОФС, 37 РС-82, 1070 ВЯ, 3645 ШКАС и 150 БС. Была достигнута полная внезапность, зенитная артиллерия открыла огонь с запозданием. С другой стороны, удар получился слабоприцельный. Попаданий в баржи не было, в городе возникли три пожара и произошел один взрыв. Попутно была атакована пехота силой до роты и 15 автомашин, две из которых были уничтожены, потери живой силы противника оценены цифрой «до 30 человек». На отходе истребители сопровождения вели безрезультатный бой с 4 Ме-109.
По донесению командира конвоя фенриха Арнольда, все 9 БДБ конвоя в момент налёта стояли под загрузкой у мола. Налёт действительно получился абсолютно внезапным – без объявления воздушной тревоги легкая артиллерия в порту открыла огонь и одновременно из облаков вынырнули «Илы». Часть бомб упала в городе, часть – с недолетом до мола, часть – в 10 метрах от крайней с юга F418 и с перелетом через баржи в воду. Портовые зенитки вели огонь по низколетящим самолетам прямо через места погрузки барж, настолько опасно, что расчеты орудий на БДБ не рискнули занять свои места. Лишь три самых северных БДБ, над которыми не шли зенитные трассы, смогли чуть-чуть пострелять. Баржи не пострадали. По донесению начальника морской обороны Кавказа, на суше ранения получили 8 человек, в т.ч. 3 моряка. Были порваны 38 телефонных линий, но связь восстановили в тот же день.
Немецкие зенитчики не видели результат своего огня, но он, к сожалению, был. Ил-2 ведущего капитана В.М. Вартаняна со стрелком сержантом П.Е. Бабуцким был подбит и упал в воду в районе мыса Утриш. Потеря опытного ведущего стала тяжелым ударом для 8-го гв.шап. В течение дня на безуспешные поиски экипажа сделали 16 вылетов «Яки» 9-го иап. В одном из таких вылетов в 10:13-11:30 шестерка Як-1 (капитан П.С. Сычев) сопровождала летающую лодку МБР-2. В районе мыса Утриш их атаковали 6 истребителей. По донесениям лётчиков, Сычев в паре с молодым лётчиком младшим лейтенантом В.И. Драгунцовым сбил самолет, ошибочно опознанный как ФВ-190. Кроме того, один Ме-109 сбил младший лейтенант Ю.Д. Тючкин. В этом же бою Драгунцов был сбит и погиб.
В 11:07 для удара по конвою в Анапе вылетала пятёрка «Бостонов» (майор В.И. Стародуб) 36-го полка в сопровождении 8 «Аэрокобр» 11-го гв.иап. К этому времени облачность совсем закрыла Анапу, и Стародуб повернул свою пятерку назад. Но два экипажа в облаках оторвались от группы и в 12:05 сбросили 16 ФАБ-100 — по их расчетам, на юго-западную часть города Анапа. Результаты не наблюдались, велся огонь силой до трех батарей. Судя по донесению того же Арнольда, бомбардировщики вышли не на город, а точно на порт. Баржи и батареи на суше открыли сильный огонь. По мнению немцев, именно этот огонь вынудил «Бостоны» сбросить бомбы не по цели. ФАБы разорвались в воде в стороне от конвоя, баржи не пострадали.
15–17 сентября прошли еще три конвоя. Два из них были обнаружены, но не атакованы, т.к. 11-я шад полностью переключилась на поддержку 18-й армии.
18 сентября «Хаген 89» был обнаружен воздушной разведкой в Анапе и на обратном пути. Для удара по конвою вылетели 9 Ил-2 в сопровождении 8 Як-1 9-го иап и 2 «Аэрокобр» 11 гв.иап. Один «Ил» вернулся из-за неисправности, а остальные вышли к конвою в районе Бугазского лимана в 17:46. 12 БДБ и два буксира за тралами трех катеров-тральщиков шли в необычном для анапских конвоев ордере – трехкильватерной колонной. В середине шли буксиры, которые тащили за собой снятое в Анапе сетевое заграждение, впереди шла F472 с «фирлингом». Из-за буксировки заграждения «Хаген» шел со скоростью всего 4 узла. По донесению командира конвоя фенриха Фрица Колькмана (Kolkmann) и некоторых других участников, «Илы» четырьмя парами атаковали тральную группу, головную F472, баржи в средней колонне и буксиры. Чаще всего немцы завышали число ударных самолетов, плюсуя к ним истребители непосредственного сопровождения, но в данном случае посчитали точно.
«Илы» атаковали с высоты 1100 до 150 м. «Горбатых» встретил сильнейший зенитный огонь, что не удивительно, учитывая размер и состав конвоя. Тем не менее, все штурмовики прорвались к конвою и затем сделали еще один заход. Расход составил 48 ФАБ-50М-9, 6 РОФС, 24 РС-82, 1250 ВЯ, 900 ШВАК, 3930 ШКАС и 280 БС. По наблюдениям лётчиков, две БДБ взорвались, на двух БДБ и одном катере возникли пожары, пушечно-пулеметным огнем уничтожено не менее 150 человек, не считая погибших на взорванных баржах. Лётчики-истребители на отходе наблюдали взрыв огромной силы со столбом черного дыма высотой 200 м, как предполагали – взрыв одной из загоревшихся барж. В итоге 8-му гв.шап были засчитаны уничтоженными три БДБ и один катер-тральщик, поврежденными — две БДБ.
Немецкие донесения подтверждают ведение сильного зенитного огня. Противник настрелял рекордное для анапских конвоев число 75-мм снарядов — 339. Кроме того, баржи сделали 4360 выстрелов из «Эрликонов» и 500 — из «фирлинга», тральная группа добавила еще 600 20-мм и 350 15-мм выстрелов. Всё это явно отразилось на точности бомбометания и ведения огня «Илами». В первом заходе сам конвой не пострадал, а в тральной группе пушечно-пулеметным огнем и осколками были ранены три человека на RA51, этот же катер получил незначительные повреждения от обстрела. Второй заход «горбатых» оказался чуть удачнее — пушечно-пулеметным огнем был поврежден и вышел из строя до 27 сентября буксир «Любек» (Lübeck), из команд конвоя были ранены еще три человека и видимо получили незначительные повреждения некоторые баржи. Взрыв с 200-метровым столбом дыма, который наблюдали лётчики, остается загадкой. Возможно, что-то взорвалось на суше вне связи с этим налётом.
По донесению Колькмана, зенитным огнем был точно сбит один Ил-2 и еще один — возможно. Кроме того, один «Ил» подбили баржи и затем добили истребители. Еще один штурмовик истребители по наблюдению с конвоя сбили самостоятельно. В действительности зенитным огнем не был сбит ни один самолет. Во время налёта ни одного немецкого истребителя в районе конвоя не было, а сразу после него со стороны суши подошел на малой высоте Ме-110 обер-фельдфебеля Герхарда Хауфе (Haufe, 5./NJG200). Он подбил один Ил-2, который вскоре сел на воду. Экипаж штурмовика – младший лейтенант А.А. Татаринов и старший краснофлотец В.И. Кулаков — погиб. Неизвестно, оказался ли ночной истребитель в районе конвоя случайно, или имел задачу прикрыть его из-за нехватки одномоторных истребителей. Также неизвестно, был ли он единственным. Присутствие Ме-110 в воздухе отмечено и в донесении немецкой тральной группы, хотя командир конвоя ошибочно написал о Ме-109. На счет воздушного стрелка старшего краснофлотца В.К. Строинова был записан один подбитый Ме-110. 18 сентября последние части люфтваффе оставили аэродром Анапа, и теперь ближайшим к ближней коммуникации стал аэродром Тамань.
Через пять часов после ухода «Хагена 89» порт бомбили 26 «Бостонов» 4-й воздушной армии. Лётчики отчитались о потоплении некоей баржи и множестве взрывов в порту. В донесении начальника морской обороны Кавказа отмечено, что повреждений от этого налета не было, но три моряка получили легкие ранения. При посадке после вылета от взрыва не сброшенной бомбы погиб один «Бостон» 244-го бап вместе с экипажем.
19 сентября воздушная разведка обнаружила «Хаген 90» (8 БДБ) вскоре после его прихода в Анапу. Удар наносился смешанными силами — 4 «Бостона» 36-го дбап (капитан И.Г. Ильюшкин) в сопровождении 6 «Аэрокобр» 11 гв.иап и 8 Ил-2 8 гв.шап (старший лейтенант А.М. Дорофеев) в сопровождении 8 Як-1 9 иап. Один Ил-2 и два Як-1 вернулись из-за неисправностей, а Як-1 младшего лейтенанта Г.Н. Новикова сразу после взлета сел на воду в Геленджикской бухте из-за отказа мотора, лётчика подобрал катер. Остальные самолеты в 07:25 вышли к порту со стороны города. Баржи в это время стояли под погрузкой у мола.
Оповещение от зенитчиков было сделано вовремя, но рельеф местности и городские постройки позволили немецким морякам открыть огонь только с 1800 м из 20-мм автоматов, а завесу из разрывов 75-мм снарядов создать не удалось. «Бостоны» на боевом курсе были атакованы парой Ме-109 и баржи поразить не смогли. Часть из 32 ФАБ-100 упали с перелетом через мол, а остальные — по городу и порту. Экипажи доложили о большом взрыве в порту. Судя по донесению отдела квартирмейстера 5-го армейского корпуса, это рванул штабель боеприпасов общим весом 20 тонн.
Т.к. единственная пара Ме-109 отвлеклась на «Бостоны», штурмовики могли действовать свободнее. Они атаковали с высоты 800 до 100 м, а затем сделали еще один заход. Всего были израсходованы 38 ФАБ-50М-9, 11 РОФС, 33 РС-82, 1080 ВЯ, 270 ШВАК и 3100 ШКАС. Дорофеев доложил об одной поврежденной БДБ, большом взрыве на пристани и двух очагах пожара. На отходе группа атаковала также автоколонны отступающего противника.
По донесению командира конвоя обер-фельдфебеля Брокарда, бомбы легли вдоль мола со стороны моря и ущерб не нанесли. А он мог быть значительным, поскольку мол уже был подготовлен к взрыву. Но насчет поврежденной БДБ Дорофеев оказался точен. Часть бомб упала недалеко от барж, и самая южная из них — F539 — получила около 50 попаданий осколками. Был затоплен 3-й отсек, создался сильный дифферент на нос, что сказалось на маневренности и грузоподъемности. Течи полностью заделать не удалось, а для того, чтобы БДБ всё же смогла дойти до Керчи, пришлось перераспределить ее груз. Советские самолеты в ходе этого налёта не пострадали.
В 11:50 последовал налёт девятки «Бостонов» (майор П.Г. Егоров) 277-го бап 4-й воздушной армии. К этому времени погрузку продолжали пять БДБ, еще одна только что отошла от мола, а две уже стояли на рейде. Егоров доложил о прямых попаданиях в две баржи, но группе засчитали только одну. Очевидно, это была F539, имевшая дифферент после первого налёта. По донесению Брокарда, бомбы лишь двух самолетов легли относительно близко от барж. Одна из БДБ получила незначительные осколочные повреждения. «Бостоны» в этом налёте не пострадали.
«Хаген 90» благополучно вернулся в Керчь, по пути безуспешно обстреляв группу «Бостонов» 4-й воздушной армии, возвращавшуюся после налёта на Тамань. F539 к 26 сентября была подготовлена к переходу на ремонт в Варну и вернулась к перевозкам только 15 декабря. Таким образом, группа Дорофеева вывела ее из строя почти на три месяца.
Вечером 19 сентября из Керчи вышел последний анапский конвой «Хаген 91» в составе 13 БДБ, в том числе F168, которая должна была поставить мины в Анапской бухте. Возглавил конвой офицер штаба 3-й десантной флотилии и её будущий командир капитан-лейтенант Роберт Алекси (Alexy). Большую часть перехода в Анапу «Хаген» проделал в темноте за тралами катеров RA52 и RA54. В 05:30 20 сентября конвой обнаружила и атаковала пара ночных охотников Ил-2 (старший лейтенант С.А. Вашебабин и младший лейтенант Ф.К. Самойленко). По донесению лётчиков, первый из них прямым попаданием потопил одну БДБ, а второй вызвал пожар на другой барже.
По донесению Алекси, в 1000 м от барж из тумана выскочили пять (!) Ил-2, которые атаковали перпендикулярно голове конвоя и сбросили около 10 бомб. Они упали прямо за кормой головной «фирлинговой» БДБ F472, но ущерба не причинили. Затем появился еще один «Ил», который из-за зенитного огня сбросил бомбы, не долетев до барж 200 метров. Удивительно, что столь недостоверное наблюдение исходило от опытного офицера. Командир тральной группы обер-штурман Шарф (Scharf) описал всё коротко, но точно — атака двух самолетов с правого борта, повреждений нет.
Через полчаса конвой обнаружила перед входом в порт воздушная разведка. В связи с директивой фронта о срыве эвакуации противника ВВС ЧФ предприняли против конвоя рекордные для себя усилия – 34 самолето-вылета ударных самолетов, не считая ночных охотников. Столь скромная цифра многое говорит о реальных возможностях ВВС ЧФ в тот период. Первые два удара были комбинированными, с привлечением и штурмовиков, и «Бостонов».
В 07:31 к Анапе подошли 9 Ил-2 (капитан П.И. Парменов) в сопровождении 10 Як-1 и 5 «Бостонов» (капитан Г.И. Ильюшкин) 36-го дбап в сопровождении 6 «Аэрокобр» 11-го гв.иап. Семь БДБ стояли под погрузкой у мола, шесть ожидали своей очереди на рейде. Условия были идеальны для бомбометания – штиль, неподвижные цели. Всё портил только очень сильный зенитный огонь. Подход ударных групп был замечен сухопутными зенитчиками, они предупредили команды БДБ очередями в направлении самолетов. Моряки успели открыть заградительный огонь из 75-мм пушек. По наблюдениям, строй самолетов частично нарушился, но самолеты всё равно прорвались к баржам небольшими группами и одиночно. Число ударных самолетов в немецких донесениях завышено более чем в два раза.
«Бостоны» сбросили 40 ФАБ-100 с высоты 4500 м. По донесению ведущего бомбы легли с перелетом 600 м мимо барж, частично попав по городу. «Илы» атаковали с высоты 900 до 150 м одним заходом, израсходовали 13 ФАБ-100, 2 ЗАБ-100-65ТШ, 18 ФАБ-50М-9, 44 АО-10, 140 ЗАБ-2,5, 4 РОФС, 47 РС-82, 1140 ШВАК и 1610 ШКАС. Наблюдались повреждения трех БДБ и сильный взрыв на пристани. Несмотря на сильный зенитный огонь, советские самолеты не пострадали. Очевидно, это было достигнуто энергичным противозенитным маневрированием, но оно же не позволило нанести прицельные удары.
По немецким донесениям, баржи получили лишь легкие осколочные повреждения. Применение термитных шаров немцами зафиксировано как нечто сильно светящееся с белым дымным следом, попаданий не было. На сбитые самолеты немцы не претендовали, но справедливо заметили, что зенитный огонь предотвратил прицельное бомбометание. Часть бомб разорвались вблизи подготовленного к взрыву мола, но ни одна его не поразила. После ухода советских самолетов над портом появились два Ме-109.
К 10:00 часть БДБ уже закончила погрузку и отошла на рейд, а к молу подошли оставшиеся 6 БДБ. В этот момент началась новая серия ударов. Сначала 8 Ил-2 (капитан А.П. Данилов) в сопровождении 8 Як-1 атаковали с высоты 800 до 50 м одним заходом баржи у мола и на рейде. Штурмовики израсходовали 6 ФАБ-100, 34 ФАБ-50М-9, 12 РОФС, 42 РС-82, 740 ВЯ, 1850 ШВАК, 3300 ШКАС и 230 БС. По наблюдениям, одна БДБ была потоплена, две повреждены, еще на одной начался пожар.
От сильного зенитного огня получили пробоины три Ил-2, но вышли из строя всего на 5 часов. Был ранен осколком в лицо младший лейтенант А.Г. Соловьев. На обратном пути «горбатые» потрепали шедшие в Анапу автоколонну и до роты пехоты. После налёта группу пытались атаковать 8 истребителей, но «Яки» сопровождения не дали врагу прорваться к «Илам» и сами потерь не имели. По заявлениям лётчиков, были сбиты два Ме-109 и один ФВ-190, еще один ФВ-190 был подбит. Понятно, что реально в бою участвовали только Ме-109.
В 10:11 над Анапой появились 4 «Бостона», которые снова вел капитан Ильюшкин, в сопровождении 4 «Аэрокобр». С высоты 4500 м были сброшены 32 ФАБ-100. На этот раз ведущий донес о прямых попаданиях в одну БДБ на рейде и в две БДБ у мола, а также о двух попаданиях в мол. Было отмечено отсутствие противодействия. Возможно, немцы не вели огонь из-за большой высоты бомбометания. В оперсводке ВВС ЧФ почему-то общее число уничтоженных четверкой Ильюшкина барж исправлено, от руки вписана цифра «4».
Через две минуты удар по баржам нанесла девятка «Бостонов» (старший лейтенант М.Г. Федулов) 244-го бап 4-й воздушной армии. Пока не удалось установить, было ли это хорошо рассчитанное взаимодействие с авиацией флота или случайное совпадение. «Бостоны» сбросили с высоты 4200 м 42 ФАБ-100, 16 ФАБ-50, 37 АО-25, 32 АО-10 и 200 АО-2,5, наблюдались два взрыва в порту и одно прямое попадание в БДБ, которую посчитали поврежденной.
По донесению Алекси, воздушная тревога прозвучала одновременно с обнаружением противника с барж. Т.к. часть самолетов («Бостоны») летела на большой высоте, заградительный огонь оказался неэффективным. Сыграло роль и то, что самолеты подходили с разных направлений. Основной удар пришелся по баржам на рейде. В немецком донесении подчеркнуто, что самолеты атаковали упорно, несмотря на сильный зенитный огонь. Бомбы рвались неподалеку от барж, поднимая столбы воды высотой до 50 метров. В носовую часть БДБ F586, загруженной боеприпасами, попала «легкая бомба». По записи в ЖБД 7-й десантной флотилии высота бомбометания в этом эпизоде равнялась 300 м, т.е. баржу поразили «Илы». F586 получила серьезные повреждения, открылись течи, 2 человека были легко ранены. Но в месте попадания бомбы боеприпасов не было, и баржа уцелела. По приходу в Керчь она должна была встать в ремонт. Однако свободных ремонтных мощностей не оказалось, и F586 после временного ремонта своими силами была объявлена ограниченно боеготовой. Её поставили на перевозки внутри Керченского пролива, а затем с 18 октября по 16 ноября она прошла ремонт в Варне.
Прямых попаданий в другие баржи не было, но большая их часть получила легкие осколочные повреждения, к двум раненым на F586 добавились еще пять раненых на других БДБ. Чуть серьезнее, чем остальные, пострадала F125 — у неё были пробоины ниже ватерлинии, однако баржа осталась боеспособной. Эта БДБ стояла борт о борт с загруженной минами БДБ-заградителем F168 и случайно прикрыла ее собой от осколков. Всего немцы насчитали около 20 Ил-2 и «Бостонов», что на этот раз соответствовало действительности — вероятно потому, что группы подходили одна за другой, и считать было легче. Своих истребителей немецкие моряки не наблюдали.
По данным квартирмейстера 5-го армейского корпуса, в ходе налетов в этот день на двух БДБ возникли пожары, которые были потушены. После окончания погрузки все БДБ построились на рейде, а F168 заминировала бухту. В 11:45 последний анапский конвой отправился в Керчь двухкильватерной колонной за тралами. По совпадению, в ту же минуту для удара по «Хагену» взлетела очередная ударная группа — 8 Ил-2 (капитан П.И. Парменов) в сопровождении 8 Як-1. Два «Ила» прервали вылет по техническим причинам, а остальные перехватили конвой в 12:15. Штурмовики произвели атаку с высоты 1100 до 50 метров, а затем сделали еще два захода, израсходовав 8 ФАБ-100, 20 АО-25М-35, 10 АО-10, 40 ЗАБ-2,5, 7 РОФС, 22 РС-82, 730 ВЯ, 400 ШВАК, 1560 ШКАС и 250 БС. Парменов доложил, что лично уничтожил одну БДБ, еще одну потопил старший лейтенант А.И. Злобин. Кроме того, на одной БДБ начался пожар, пушечно-пулеметным огнем было уничтожено 150 человек, а всего вместе с погибшими на потопленных баржах потери противника, по оценке ведущего, составили 350 человек. Противодействие зенитной артиллерии было оценено как сильное, но штурмовики не пострадали. Вражеские истребители не появились. В оперсводке ВВС ЧФ заявки срезали до одной потопленной и двух поврежденных БДБ.
По донесению Алекси, строй из 6 Ил-2 был разбит заградительным огнем 75-мм пушек, а затем и 20-мм автоматов, прицельное бомбометание удалось не допустить, в остальных заходах велся только пушечно-пулеметный огонь, баржи не пострадали. Зенитный огонь был также безрезультатным. Чуть тяжелее пришлось тральной группе. По донесению ее командира Шарфа, на RA54 получили ранения два моряка, в том числе один — тяжелое. Тяжелораненого забрал спасательный До-24.
Таким образом, ни одна из 15 единиц конвоя (13 БДБ и 2 катера тральщика) потоплена не была. Как и в других случаях, номера и дальнейшая судьба каждой из этих единиц известны. По донесению Парменова, перед атакой в конвое было 15 БДБ и 3 катера — не очень большая ошибка. По первому донесению об этом конвое, сделанному ночными охотниками в 05:30, в нем было 14 БДБ. До последней атаки, судя по оперсводкам ВВС ЧФ, считались потопленными пять БДБ. При этом одна БДБ, потопленная по донесению 8-го гв.шап БДБ в порту, была учтена как поврежденная. В любом случае, в обратном конвое не должно было быть больше 10 БДБ. Однако в оперсводке ВВС ЧФ состав конвоя был снова определен как «15 БДБ». То есть штаб ВВС ЧФ, а затем и штаб флота совершенно не смутило явное противоречие. Видимо, это говорит о том, что к заявкам лётчиков (и не только лётчиков) относились не очень серьезно.
Вечером 20 сентября «Хаген 91» прибыл в Керчь, и на этом история анапских конвоев закончилась.
Итоги
Всего с 24 февраля по 20 сентября до Анапы дошла 921 БДБ в 189 конвоях. Три из этих конвоев дошли не с первой попытки: один из-за присутствия советских кораблей в море и два из-за плохой погоды. Кроме того, вообще не дошли до Анапы два конвоя: 89-й разгромила штурмовая авиация, а 139-й был отправлен вместо Анапы в Тамань. По данным Кригсмарине, всего морем в Анапу было доставлено 61717 тонн грузов. В эту цифру частично не входит техника и вооружение. Сказалась недостаточная штабная культура инстанций, отвечавших за отправку и прием грузов. Одни и те же виды грузов учитывались то по весу, то поштучно. Кроме того, документы отдела квартирмейстера 17-й армии показывают, что между наличием груза по бумагам и по факту иногда существовала заметная разница. Тем не менее, итоги армии и флота различались не слишком сильно. Представление о разнице дает период май-июль, по которому сохранились сводные табличные данные отдела квартирмейстера 17-й армии:
|
По данным флота, тонн |
По данным армии, тонн |
Отклонение, тонн |
май |
10147 |
11214 |
+1067 |
июнь |
12495 |
12389 |
-106 |
июль |
14319 |
13198 |
-1121 |
Доля Анапы в общем объеме доставляемых на плацдарм грузов с апреля по июль колебалась в пределах 10-14%, затем началось снижение и по объему, и по доле. Нужно учесть, что роль перевозок в Анапу была больше, чем их доля. Помимо скорости доставки грузов в войска, большое значение имело бесперебойное снабжение ближайшего к линии фронта анапского аэродрома. Это позволяло противнику поддерживать высокую активность истребительной авиации, что создавало для советских ВВС большие проблемы. Кроме того, в апреле-июне было обеспечено интенсивное применение немецкой штурмовой авиации.
Если не считать кризиса во второй половине мая, доставка грузов в Анапу происходила без особых проблем. Были атакованы 35 конвоев из 190, побывавших на коммуникации Керченский пролив — Анапа, т.е. 18%. Всего конвои подверглись 5 безуспешным атакам подводных лодок, а также 38 налётам, из них 7 в Анапе и 31 в море, включая две атаки штурмовиков-охотников. Потери противника в ходе этих действий представлены в таблице:
Причина |
БДБ полная потеря |
БДБ выведены из строя |
Буксир выведен из строя |
Cаперно-десантный катер потоплен |
Штурмбот потоплен |
Налёты Ил-2 |
4 |
10 |
1 |
1 |
|
Налёты Пе-2 |
|
1 |
|
|
1 |
Посадка на мель |
1 |
|
|
|
|
Итого |
5 |
11 |
1 |
1 |
1 |
Из этих потерь в Анапе был потоплен штурмбот и выведены из строя три БДБ, все остальные потери понесены в море. «Бостоны» не попали в эту таблицу, т.к. не потопили и не вывели из строя ни одной единицы из анапских конвоев. Однако они наносили потери живой силе и легкие повреждения баржам. Документы не позволяют установить полный перечень БДБ и катеров, получивших лёгкие повреждения без потери боеготовности. Таких случаев было точно не менее 30, а фактически видимо более полусотни. Людские потери противника в анапских конвоях оказались не слишком впечатляющими. 11 человек погибли, в т.ч. 9 моряков и 2 пассажира-армейца, 116 ранены, в т.ч. 77 моряков, 12 армейцев и 27 «беженцев».
Надводные корабли и катера не смогли атаковать ни одного конвоя. Правда, они вынуждали немцев ходить днём под ударами авиации. На коммуникации пролив – Анапа были потеряны шесть торпедных катеров типа «Г-5»: один погиб при набеге на Анапу, два расстреляны истребителями при возвращении с ночного поиска, два погибли в выходах на минные постановки и один был израсходован в радиоуправляемом варианте при попытке удара по Анапе.
Мины не нанесли анапским конвоям никаких потерь. Отчасти это результат грамотной организации траления, но в большей степени – счастливая для немцев случайность. Те же мины погубили один шнельбот, а в октябре, вероятно, стали причиной гибели двух дозорных БДБ.
Как видно из таблицы, все боевые потери анапских конвоев были вызваны действиями авиации. ВВС ЧФ заплатили за это немалую цену. Безвозвратные потери, включая не подлежавшие ремонту поврежденные самолеты, в вылетах на удары по конвоям и на воздушную разведку ближней коммуникации составили 3 Пе-2, 20 Ил-2 и 34 Як-1. Кроме того, погиб один «Бостон» 4-й воздушной армии. Из 24 потерянных ударных самолетов 7 были сбиты истребителями, 9 – зенитным огнем, 6 – истребителями и зенитками совместно или неизвестно, кем из них, 2 погибли в авариях и катастрофах. Из истребителей 26 были сбиты в воздушных боях, а 8 потеряны в авариях и катастрофах. Безвозвратные потери лётного состава — 73 человека, из них 20 лётчиков ударной авиации, 27 лётчиков-истребителей, 9 штурманов и стрелков-бомбардиров (в том числе 5 летавших за стрелков на Ил-2), 17 воздушных стрелков и стрелков-радистов. Ранения с эвакуацией в госпиталь получили 10 человек, из них 3 лётчика-штурмовика, 1 лётчик-истребитель, 1 штурман-штурмовик и 5 воздушных стрелков.
В таблице представлено число самолетовылетов дневной ударной авиации на борьбу с анапскими конвоями, завершившихся следующими действиями (не учтены самолеты, не дошедшие до поля боя и вернувшиеся по техническим, погодным и прочим причинам):
|
Удар по анапским конвоям в море |
Удар по порту Анапа днём |
Удар по другим плавсредствам в качестве запасных целей |
Удар по запасным и случайным целям на суше |
Возврат с бомбами |
Всего |
Ил-2 |
152 |
37 |
15 |
79 |
|
283 |
Пе-2 |
8 |
3 |
8 |
9 |
|
28 |
«Бостоны» 36 дбап |
11 |
15 |
|
|
5 |
31 |
«Бостоны» 4 ВА |
|
44 |
|
|
|
44 |
Всего |
171 |
99 |
23 |
88 |
5 |
386 |
Из сравнения данных по самолето-вылетам и данных по нанесенным потерям видно, что на 13 уничтоженных и выведенных из строя «Илами» плавсредств на переходах морем приходится всего 152 самолето-вылета, т.е. 11,7 самолето-вылетов на один успех. Не самый плохой показатель, несмотря на все описанные ранее проблемы с уровнем подготовки личного состава и с возможностями Ил-2, которые совершили большинство вылетов ударной авиации. Очевидная мысль, которая приходит в голову — при большем числе вылетов срыв перевозок, хотя бы периодический, был возможен. Выше уже упоминалось, что этому мешало отвлечение сил на другие задачи, нехватка истребителей сопровождения, жесткие лимиты на горючее, не самые лучшие условия базирования и т.п. Но из таблицы виден еще один момент: из 246 вылетов Ил-2 по целям в море закончилась атаками по запасным или случайным целям 94, т.е. почти 40%. Это отчасти результат слабого качества воздушной разведки, а отчасти – недостаточной штурманской подготовки лётного состава штурмовой авиации.
То, что заметная часть вылетов Ил-2 по анапским конвоям заканчивались ударом по другим целям, еще полбеды. Начиная с мая и до освобождения Анапы первой задачей 11-й шабр/шад всегда значилась именно борьба с этими конвоями. Но если в период 11-31 мая штурмовики делали для выполнения этой задачи примерно 2/3 боевых вылетов, в июне доля упала до 1/3. В июле она снова поднялась и лишь немного не дотянула до майского уровня, но в августе упала ниже 1/3, а в период 1-20 сентября снизилась еще в два раза. Т.е. вышестоящие штабы сами не давали дивизии возможность последовательно выполнять поставленную ими же самими задачу. Отчасти это объяснялось тем, что ЧФ находился в оперативном подчинении у СКФ и должен был выполнять распоряжения фронта о поддержке войск.
В то же время флот и сам был непоследователен в постановке текущих задач. Этому способствовала и неспособность штабов флота и ВВС ЧФ близко к реальности определить результаты ударов по противнику. При 18 реальных успехах ВВС флота против анапских конвоев были засчитаны лётчикам следующие результаты: потоплено 44 БДБ, 2 баржи, 1 тральщик, 1 сторожевой катер, 1 катер-тральщик и 1 просто катер, повреждены 53 БДБ, 1 баржа, 1 самоходный паром, 2 транспорта, 1 торпедный катер, 1 сторожевой катер и 1 просто катер. Это результаты только против анапских конвоев. Кроме того, «Бостоны» 4-й воздушной армии отчитались о прямых попаданиях в 4 баржи в Анапе, из которых по меньшей мере одна считалась предположительно потопленной. Из 50 «потопленных» ВВС флота единиц 45 приходились на долю Ил-2 при реально потопленных ими пяти единицах. То есть результат штурмовиков был завышен в 9 раз. Если брать все успешные атаки (потопление и вывод плавсредств из строя), то завышение будет четырехкратным. Что касается главных целей – БДБ – то число потопленных было завышено в 11 раз (44 вместо 4).
Вероятно, флотские штабы понимали, что оценка результатов завышена, но вряд ли представляли себе, насколько. До какой степени слабо представляли флотские авиаторы результаты своих действий, показывает следующий пример. В отчете 8-го гв.шап за 2-й квартал 1943 года в качестве положительного примера удара по конвою приведен всего один случай – неудачный в реальности налёт 4 июня. И это при том, что полк имел на счету несколько по-настоящему успешных ударов, в том числе потопление трех БДБ и большой сухогрузной баржи. К полку особых претензий быть не может. У него не хватало возможностей для выяснения результатов. Но то, что разведка флота давала столь искаженную картину, а штаб флота не мог ни оценить достоверность информации разведотдела, ни организовать нормальную разведку – огромный минус. В итоге по-настоящему успешный май на бумаге мало отличался от других месяцев.
Всё это не означает, что штабы флота всегда заблуждались искренне. Есть просто поразительные примеры желания приукрасить картину. Так, в «Докладе по вопросу выполнения Черноморским флотом оперативных задач за 1943 год» утверждалось: «К концу августа эта коммуникация [анапская] была окончательно выведена из строя и Анапа как перевалочная база, питающая Новороссийскую группировку войск противника — перестала существовать». Конечно, штаб флота не мог не знать, что это неправда. Он же сам и организовывал удары по анапским конвоям и порту Анапа вплоть до ухода последнего конвоя 20 сентября, и регулярно доносил об этом в Главный Морской штаб. Непонятно, кого штаб ЧФ пытался обмануть. Этот случай бессмысленной лжи видимо настолько поразил авторов изданного ГМШ после войны трехтомника о действиях флота, что они упомянули о нём в этом официальном издании.
Понятно, что без ясной картины происходящего сложно было правильно реагировать на изменение ситуации. Поэтому принятые ВВС ЧФ и 11-й шад меры свелись в основном к увеличению состава групп, увеличению числа истребителей сопровождения и таким сомнительным новшествам, как применение против БДБ зажигательных средств.
Если заглянуть по ту сторону фронта, Адмирал Черного моря после первых тяжелых потерь принял меры, достаточные для преодоления майского кризиса. Однако давление на конвои оставалось и вполне ощущалось как в море, так и в штабах. Баржи продолжали получать попадания в ходе налетов, и было понятно, что новые потери — лишь вопрос времени. Именно поэтому в условиях нарастающей нехватки истребителей прикрытия немцы решились перейти на частично ночные переходы — в августе в порядке эксперимента, а с 14 сентября — окончательно. К сожалению, советский флот не смог отреагировать на эти изменения, и опасные ночные переходы прошли для противника безнаказанно.
Отдельного внимания заслуживает вопрос, почему после мая БДБ анапских конвоев совершенно перестали тонуть. Все четыре БДБ, потопленные в мае, везли опасные грузы: три — боеприпасы, одна — горючее. Какие грузы были на баржах, пораженных после мая? По сентябрю подробных данных о загрузке барж нет, а за июнь-август получается следующая картина. Оставляя в стороне многочисленные случаи незначительных повреждений, можно насчитать 10 эпизодов, когда БДБ были поражены бомбами, РС, снарядами авиапушек, многочисленными осколками или фосфором — т.е. случаев, наиболее подходивших для воспламенения грузов. В пяти из этих случаев БДБ объявлялись на некоторое время небоеготовыми, в остальных повреждения устраняли без постановки в ремонт. В шести эпизодах баржи пострадали на обратном пути, т.е. опасных грузов на борту уже не имели. В этих случаях сыграли роль два фактора. Во-первых, позднее обнаружение целей из-за введенных с июня нерегулярных изменений времени выхода конвоев. Во-вторых, ограниченные возможности воздушной разведки и неуверенность командования в точности ее данных, из-за чего приходилось перепроверять донесения и задерживать вылет ударной группы. Еще в одном случае пострадавшая БДБ везла в Анапу безобидные корма для скота.
Оставшиеся три эпизода выглядят так. F493 имела на борту 40 тонн саперного имущества, 41,1 тонну топлива и 3 тонны керосина. Она получила лёгкие осколочные повреждения и частично была накрыта фосфором. Казалось бы, при таком количестве топлива случай многообещающий, однако всё закончилось легкими ожогами от фосфора у одного моряка. В данном случае сказалась непригодность фосфора как средства поражения БДБ. F368 имела на борту 40 тонн зенитных боеприпасов для люфтваффе и 39,5 тонн муки. Снаряд ВЯ попал именно в муку. Неизвестно, были ли мешки с мукой специально загружены поверх боеприпасов, или немцам просто повезло. Учитывая неритмичность поступления грузов под погрузку, возможны оба варианта. F474 везла 50 тонн кормов, 10 тонн саперного имущества и 21 тонну авиабомб. Легкая бомба (или РС) пробила борт чуть выше ватерлинии, но пожар не вызвала. Два последних случая видимо могли закончиться пожарами и взрывами, но удача оказалась не на стороне лётчиков-штурмовиков. Если бы таких случаев было больше, теория вероятностей сказала бы своё веское слово, и немцы наверняка понесли бы потери.
Любопытно, что Ил-2 в период май-октябрь 1943 года (от начала активных действий авиации на морских коммуникациях и до освобождения Таманского полуострова) оказался результативнее Пе-2 и «Бостонов» при ударах по подвижным целям в море как в абсолютных, так и в относительных цифрах. Возможность благодаря бронированию атаковать с малых высот перевесила достоинства бомбардировщиков. Конечно, этого не произошло бы, если бы у бомбардировочных полков не было бы своих проблем, которые упомянуты в начале статьи.
Был ли у Черноморского флота шанс остановить анапские конвои? При имевшихся на тот момент силах и средствах единственным способом заставить немцев отказаться от перевозок в Анапу видимо был бы разгром авиацией нескольких конвоев подряд серией последовательных ударов максимально возможными силами. При нескольких налётах каждый конвой постепенно терял бы способность обороняться из-за выхода из строя оружия в результате боевых повреждений и технических неисправностей. По крайней мере, с «Эрликонами» это произошло бы с большой долей вероятности. Сюда бы добавились проблемы из-за израсходования боеприпасов, накопления повреждений БДБ, а возможно и гибели некоторых из них, и из-за потерь в личном составе. При повторении таких историй несколько раз подряд немецкое командование могло бы прийти к выводу, что игра не стоит свеч.
К сожалению, реальность такого сценария сомнительна. Для этого на некоторое время нужно было освободить от всех других задач ударную и истребительную авиацию в Геленджике. В первую очередь это означало согласование данного мероприятия с фронтом, который регулярно привлекал флотскую авиацию для решения своих задач. В качестве разового мероприятия этого вероятно можно было добиться, но на сколько-нибудь длительный период – вряд ли. Под вопросом и организационные возможности авиационных штабов, и возможности воздушной разведки, которые потребовались бы для обеспечения согласованной серии ударов за ограниченное время. Большой проблемой наверняка стал бы неизбежный сверхлимитный расход авиатоплива.
Помимо этого, не было гарантии, что немцы через некоторое время не возобновят перевозки, и все усилия дадут лишь кратковременный эффект. Всё это заставляет сомневаться, что в тех условиях силовая остановка перевозок в Анапу вообще была возможна. Увы, по многим причинам возможности флота и его ВВС были ограниченными, что, собственно, и можно заметить при чтении данной статьи.
Коротко резюмируя:
- проблему анапских конвоев пытались решить заведомо недостаточными силами, к тому же отвлекавшимися на другие задачи;
- применявшиеся средства не обеспечивали достаточную вероятность поражения целей и, как правило, не обеспечивали уничтожение пораженных целей;
- разведка далеко не всегда обеспечивала своевременное обнаружение конвоев и точную информацию о них;
- разведка не обеспечивала достоверную информацию о результатах атак, штабы оказались не в состоянии оценить качество этой информации и сделать верные выводы;
- применение надводных кораблей, катеров и подлодок в имевшихся условиях не сулило успеха, и по факту оказалось безуспешным;
- минная война теми средствами, которые имелись, и невозможность помешать тралению не оставляли надежд на создание серьезных проблем конвоям;
- все негативные факторы усугублялись недостаточной (в среднем) подготовкой личного состава.
Всё это привело к тому, что коммуникация пролив – Анапа бесперебойно работала до самого последнего момента. Частные успехи, которых удалось достичь ВВС ЧФ, во многом стали возможны только благодаря самоотверженным действиям лётчиков-штурмовиков. Как и их товарищи из фронтовой авиации, экипажи флотских «горбатых» тянули войну на своем горбу.
В целом история анапских конвоев довольно грустная, но закончилась хорошо. 21 сентября 1943 года Анапу освободили войска 18-й армии, и «Хагены» прекратили свое существования из-за потери пункта назначения. В целом немцам удалось уйти с Таманского полуострова организованно, но были исключения, и Анапа – одно из них. Комендатура порта Анапа, которая организовывала прием конвоев, должна была эвакуироваться к полуночи 20/21 сентября. Но затем по каким-то причинам эвакуацию отложили на 24 часа. Вечером появились советские танки, и немцы начали беспорядочный отход. Автоколонна с моряками была рассеяна. В этом хаосе пропал без вести последний комендант порта корветтен-капитан Гельмут Маттель (Mattel) и еще несколько человек из комендатуры. Как оказалось впоследствии, Маттель попал в плен, из которого вернулся лишь 10 лет спустя.
Полный список использованных источников ненамного уступит объему цикла статей. В основном исследование базируется на документах Центрального военно-морского архива (ЦВМА, Гатчина), Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО, Подольск), National Archives and Records Administration (NARA, США), Bundesarchiv-Militärarchiv (BA-MA, Германия), The National Archives (Великобритания).
Андрей Кузнецов
Читайте нас: