После падения многолетнего режима Асада давно замороженный проект трубопровода между Турцией и Катаром через Саудовскую Аравию, Иорданию и Сирию, может быть возобновлён, если в Сирии будет территориальная целостность и стабильность, и «мы надеемся, что так и произойдёт»,
Напомним, что этот проект протяженностью в несколько тысяч километров и мощностью до 40-45 млрд. кубометров ежегодно, был разработан Турцией и Катаром при участии ряда компаний Италии, Нидерландов и Германии в начале 2000-х годов. Предполагалось, что около четверти маршрута этой гипотетической артерии приходилось бы на действующий газопровод с северо-востока Сирии на юго-восток Турции и далее через турецкие распределительные терминалы в страны южной и восточной Европы с планируемым увеличением мощности «трубы» (1).
Неофициально сообщалось, что ситуация упиралась в нежелание «режима Асада» содействовать катарско-турецкому проекту (2). Затем появился альтернативный проект из Катара через Саудовскую Аравию и далее Ирак в Турцию и далее на Балканы. Однако протяжённость этой магистрали и её инвестстоимость на поверку оказались на четверть и почти на треть больше «транссирийской». Власти же в Багдаде предпочли поддерживать, прежде всего, трансграничный газопровод по маршруту Иран – Ирак – Сирия, что позволило бы экспортировать и иракский газ – в данном случае сжиженный, ибо на сирийском побережье данный проект предусматривал создание СПГ-завода и экспортного терминала (впрочем, по понятным причинам этот проект едва ли реализуем в обозримой перспективе).
«С уходом Б. Асада у Анкары появился шанс на реванш по катарскому проекту, –
Характерный штрих: к этому проекту, по имеющейся информации, предварительно привлекают «транзитную» Саудовскую Аравию с её запасами предполагаемого к сжижению природного газа на побережье Персидского залива вблизи линий разграничения с Катаром, Бахрейном и Кувейтом. При этом варианте не исключается совместное участие Эр-Рияда, наряду с Дохой, в финансировании такого проекта, общая инвестстоимость которого еще в 2008-2009 гг. оценивалась более чем в 20 млрд. долл. Надо полагать, общий бизнес-интерес способствовал бы смягчению противоречий между правящими семьями Саудовской Аравии и Катара, неоднократно приводивших к взаимным пикировкам, вплоть до разрыва дипломатических отношений (
Более десяти лет, пока в Сирии продолжались военные действия, сменившиеся шатким равновесием, а Катар сделал ставку на (более дорогостоящее, нежели трубопроводные поставки) сжижение газа на экспорт, о давнем проекте особо не вспоминали, однако теперь ситуация явно меняется. Так, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Руслан Сафаров
Можно не сомневаться, что столь высокая степень военной интеграции добавит убедительности аргументам правительства Эрдогана, стремящегося превратить Турцию в макрорегиональный газовый хаб, который без Катара с его гигантскими запасами выглядел бы явно неполноценным. В 2020-2024 гг. Анкара постаралась нормализовать дипломатические связи и с соседями Катара – ОАЭ и Саудовской Аравией, без согласия которой проект невозможен в принципе. Косвенно, если не впрямую содействует его продвижению и
Решение об переговорах по FTA было согласовано в ходе турне Р. Эрдогана в 2023 году в Саудовскую Аравию, Катар, ОАЭ и Оман. Подписание соглашения планируется не позже 1-го квартала 2025 года.
Как
Примечания
(1) Совокупная доля России в импорте трубопроводного и сжиженного природного газа в ЕС сейчас составляет менее 15%, в то время как доля катарского газа в импорте составляет всего 5%, несмотря на огромные запасы страны (по данным Oil & Gas Journal, по состоянию на 1 января 2011 г. они оценивались примерно в 25,4 трлн куб. м – 14% от известных мировых запасов, третье место в мире). Значение трубопроводной перекачки газа возрастает по мере роста интереса к огромным неиспользованным запасам природного газа Катара в Персидском заливе.
(2) Более того, в 2009 году Сирия объявила о собственной «Стратегии четырёх морей», направленной на превращение страны в транзитный центр газовых потоков между Персидским заливом, Чёрным морем, Кавказом и Средиземноморьем и предполагавшей использование 6300-километровых газо- и нефтепроводов, проходящих через Сирию, а также строительство Арабского газопровода (AGP). Магистраль, строительство которой начали в 2003 г. должна было соединить Египет с Турцией и далее с Европой, однако разразившееся в 2011 году вооружённое противостояние помешало его завершению.
Читайте нас: