В августе 1943 года борьба надводных сил и авиации советского Черноморского флота с немецкими морскими перевозками между Анапой и Крымом продолжилась. 10 августа состоялся хрестоматийный бой — единственный из столкновений с анапскими конвоями, подробно описанный в советской военно-исторической литературе. Сегодня мы имеем возможность разобрать его по документам обеих противоборствующих сторон.
Август
В августе на Таманском полуострове в основном царило затишье. Единственным заметным событием стала частная операция двух корпусов 56-й армии по захвату нескольких высот 7–12 августа. Полуостров стал одним из глухих углов советско-германского фронта, и обеим сторонам было ясно, что немцам скоро придётся уйти.
Потребность немцев в истребителях на других участках фронта привела к тому, что 1 августа перебазировалась в Харьков примерно половина группы II./JG 52, а к 1 сентября убыла и оставшаяся часть. Вместо неё прибыл отряд 1./JG 52, который вместе с неизменным словацким отрядом 13./JG 52 и составил истребительные силы на Кубани. Но поскольку активность на Кубанском плацдарме снижалась, противник по-прежнему мог выделять часть истребителей для прикрытия конвоев. В августе на связанные с этим действия приходится около четверти заявок на сбитые самолёты.
11-я шад на вечер 31 июля имела в Геленджике 2 исправных Ил-2 в управлении дивизии, 22 Ил-2 8-го гв.шап, из них 15 исправных, и 16 Як-1 9-го иап, из них 14 исправных.
1 августа утром «Хаген 58» был обнаружен на пути в Анапу «Киттихауками» 30-го орап. Впервые для удара по конвою вылетели сразу две группы по 6 Ил-2 в сопровождении 11 Як-1 и 8 «Аэрокобр». Увы, штурмовики сначала пропустили «Хаген», а потом обнаружили его уже на входе в Анапу. Поэтому удар был нанесён по запасной цели — окопам и блиндажам в Широкой Щели. При посадке один Ил-2 потерпел аварию и вышел из строя. 3-4 августа ударам помешала плохая погода, а 2 и 5 августа конвои были обнаружены слишком поздно.
6 августа в 14:25 воздушная разведка обнаружила в районе Благовещенской шедший из Анапы «Хаген 63». Через 35 минут вылетели 11 Ил-2 в двух группах (ведущие капитаны Н.И. Стрик и В.М. Вартанян) в сопровождении 12 Як-1 9-го иап и 8 «Аэрокобр» 11-го гв.иап. Один «Ил» и один «Як» вернулись из-за неисправностей. Конвой был перехвачен в 15:40 в районе Солёного озера. Он шёл кильватерной колонной и состоял всего из четырёх БДБ, ни одна из которых не имела «фирлинга», а также трёх катеров-тральщиков, включая два больших RA.
При обнаружении советских самолётов баржи стали перестраиваться в двухкильватерную колонну. Прикрытия с воздуха не было, волнение моря 4–5 баллов затрудняло ведение прицельного зенитного огня. Казалось бы, такие условия давали отличный шанс разгромить конвой. «Илы» атаковали с высоты 800 до 50 метров под углом 10–20° к курсу конвоя, а затем сделали второй заход перпендикулярно конвою. Были израсходованы 41 ФАБ-50М-9, 14 РОФС, 8 РС-132, 41 РС-82, 855 ВЯ, 410 ШВАК, 75 БС и 2580 ШКАС.
Из-за отсутствия опыта действий большой группой штурмовики атаковали слишком скученно. Строй получился такой плотный, что несколько «Илов» были оттеснены в сторону и не смогли сделать второй заход. В донесении штурмовиков отмечен слабый огонь зенитных автоматов и сильный зенитный огонь с суши. Возможно, за огонь с суши принята стрельба 75-мм пушек. По немецким наблюдениям, строй был разбит зенитным огнём — вероятно, это об «Илах», оттеснённых товарищами в сторону.
По наблюдениям, одна БДБ взорвалась и затонула, две БДБ были повреждены, уничтожено до 120 человек пехоты. При втором заходе штурмовики заодно обстреляли три бензоцистерны на суше и уничтожили одну из них. Хотя воздушная разведка точно насчитала 4 БДБ, в донесении 8-го гв.шап утверждалось, что до начала атаки барж было пять, а после неё осталось четыре. Видимо, это первая атака на анапские конвои, от которой сохранились фотографии. На них видны четыре БДБ. Правда, на двух фотографиях из трёх есть примечание, что снимки сделаны после удара.
В «Отчёте по операции 6 августа» отмечено, что группа из 10 Ил-2 оказалась маломаневренной, но всё же от такого количества самолётов можно было ждать большего эффекта. Увы, реальные результаты оказались совсем скромными. По донесению командира тральной группы обер-лейтенанта Кролля (Kroll), в первом заходе бомбы падали в 50 метрах и даже ближе, т.е. точность бомбометания была не самой плохой. Однако баржи не пострадали, лишь на F447 был легко ранен один человек. Катер-тральщик RA51, который попал под удар во время второго захода, получил осколочные повреждения. Он остался боеспособным, на нём тоже был легко ранен один человек.
Немецкие истребители до окончания налёта над конвоем не появились. Но при развороте ударной группы на второй заход молодые лётчики младшие лейтенанты В.А. Фадеев и Л.Г. Воробьёв на «Яках» из группы непосредственного прикрытия оторвались от остальных и были сбиты Вернером Квастом (80-я и 81-я победы) с интервалом 12 минут.
7 августа «Хаген 64» был обнаружен «Киттихауками» 30-го орап в 05:55 южнее Железного Рога, т.е. в самом начале перехода. По опыту предыдущего дня ударную группу уменьшили и поставили ей задачу уничтожить не менее двух БДБ. В 06:26 для удара по конвою вылетели 6 Ил-2 (капитан А.П. Данилов) в сопровождении 10 Як-1 (капитан Н.С. Азаров). Истребители делились на группу непосредственного прикрытия из двух Як-1 и две манёвренно-сковывающие группы, эшелонированные по высоте. Впервые в состав ударной группы вошли два «Ила» с гранулированным фосфором в выливных авиационных приборах ВАП-250.
Конвой был настигнут в 07:16 на траверзе Бугазского лимана. Семь БДБ шли за тралами трёх катеров двухкильватерной колонной с «фирлинговой» F472 во главе по центру. Командир конвоя лейтенант Нильс Диттмер за 10 минут до налёта получил сообщение от РЛС на мысе Такиль о приближении ударной группы. В 07:10 он вызвал истребительную авиацию, но на аэродроме этот запрос не услышали. При разборе после боя выяснилось, что радисты и раньше жаловались на плохое прохождение сигнала на авиаволне. К сожалению, в донесении Диттмера не раскрыто, почему так происходило, а лишь сделано пожелание эту проблему решить.
Так или иначе, но немецкие истребители прибыли на поле боя сразу после окончания налёта. В «Отчёте по операции 7 августа» отмечено, что во время выхода в атаку на «Илы» спикировал с высоты 3000 метров один «Юнкерс» Ju 88. Не добившись успеха, он на большой скорости ушёл на сушу. В имеющихся немецких документах упоминания об этой странной атаке нет — возможно, это был двухмоторный «Мессершмитт» Bf 110.
Благодаря предупреждению самолёты были замечены с конвоя в бинокль за 6 минут до атаки, поэтому немцы своевременно открыли сильный заградительный огонь. Но расстроить боевой порядок «Илов» не удалось. Они атаковали с высоты 900 до 50 метров под углом 30° к курсу конвоя. Бомбы были сброшены с пологого пикирования, фосфор — с горизонтального полёта с высоты 25–40 метров. Один из ВАП-250 был пробит зенитным огнём, поэтому сработали только три прибора. Затем был сделан второй заход под углом 0° к курсу конвоя. Всего были израсходованы 14 ФАБ-50М-9, 3 АО-25М-35 с взрывателями АМ-А (мгновенного действия), 10 РОФС, 14 РС-82, 690 ВЯ, 310 ШВАК, 200 БС и 4950 ШКАС, а также фосфор. По наблюдениям, одна БДБ затонула, ещё на двух вспыхнули пожары. Две БДБ, политые фосфором, задымились, но пожары не наблюдались.
Результаты должны были сфотографировать два стрелка Ил-2, но младший лейтенант Н.П. Советов был смертельно ранен осколками снаряда над целью, а второй стрелок при вытаскивании фотоаппарата из кабины сорвал обтекатель, а потом отражал атаки истребителей. Таким образом, съёмка не состоялась, но результат подтвердили «Киттихауки» 30-го орап. Они после атаки дважды наблюдали этот конвой и доложили, что в нём осталось всего пять барж. На этом основании группе Данилова засчитали две потопленных и одну повреждённую БДБ.
В донесении Диттмера отмечено, что бомбы накрыли конвой, и некоторые из них упали близко к баржам, причинив незначительные повреждения. Шесть моряков получили ранения, из них два — тяжёлые. Первое применение фосфора было отмечено как сброс ярко горящей жидкости с сильным светло-серым дымом. Т.к. на баржи фосфор не попал, немцам не удалось установить, чем именно их пытались полить. В ходе боя отказали четыре «Эрликона». Зенитчики якобы сбили один «Ил», и даже привезли доказательства — на палубу F333 упали какие-то обломки. Вероятно, это были куски, отлетевшие от одного из повреждённых «Илов», но «горбатые» вернулись домой в полном составе. То же можно сказать и о баржах, вопреки донесениям 30-го орап. Помимо флотских документов, это подтверждает и донесение квартирмейстера 17-й армии о прибытии грузов в Анапу. В нем перечислены все семь БДБ, а также характер и вес груза каждой из них.
Сразу после окончания налёта появились первые четыре «Мессершмитта» Bf 109. Сначала они нацелились на «Илы», но воздушные стрелки и истребители прикрытия отразили атаку. По донесению 8-го гв.шап, штурман звена (стрелок) младший лейтенант Б.И. Айзенштадт сбил один Bf 109. Затем немцы преследовали группу далеко на юг, но сражались уже с «Яками» прикрытия.
В «Отчёте по операции» отмечено, что Азаров хорошо управлял боем, поддерживая компактный строй и обращая внимание лётчиков на опасные направления. Тем не менее, Вернеру Квасту удалось внезапной атакой сверху сбить Як-1 старшего лейтенанта А.И. Чижова. На широте Анапы к бою подключились ещё четыре немецких истребителя, ошибочно названные в отчете «Фокке-Вульфами» Fw 190. По донесениям немецких пилотов, в 07:35–07:40 Кваст сбил ещё два Як-1, после чего столкнулся с обломками сбитого им самолёта и выпрыгнул с парашютом. Погибшим истребителем оказался Як-1 опытного лётчика лейтенанта В.А. Калинина. По советским документам, Василий Калинин таранил «Мессершмитт» Bf 109 и также выбросился с парашютом. В конце боя на широте Южной Озерейки ведущий Азаров сбил ещё один Bf 109. Кроме того, младший лейтенант Г.Л. Агаларов, отставший от группы, доложил, что преследовал один «Мессершмитт» Bf 110, который в результате врезался в воду.
Всего немецким лётчикам были засчитаны 4 сбитых Як-1, три из них — Квасту. Реальные потери составили два «Яка» — один сбитый и один погибший в результате столкновения, точную причину которого вряд ли можно установить. Два Ил-2 из-за повреждений от зенитного огня и истребителей вышли из строя на пять суток. В свою очередь, советским лётчикам были засчитаны три Bf 109, включая сбитый тараном. Помимо Кваста, 7 августа немцы потеряли ещё один самолёт и лётчика того же отряда 4./JG 52, но это случилось много часов спустя. Что касается Bf 110, у немцев числится в потерях один Bf 110G из отряда 10./ZG 1, получивший 75% повреждения в районе Багерово в результате порыва ветра. Вряд ли это тот самолёт, который гонял младший лейтенант Агаларов.
Поиски сбитых лётчиков велись обеими сторонами. Днём высланный на поиск Кваста «Дорнье» Do 24 нашёл вместо него Ивана Чижова. Это был опытный лётчик, имевший орден Красного Знамени за штурмовки во время обороны Севастополя. Он пережил плен и в 1945 году вернулся на родину. Кваст и Калинин оставались в воде до вечера. В 17:30–17:40 четвёрка Як-1 9-го иап обнаружила в 18 км от мыса Утриш человека в резиновой шлюпке и восточнее второго лётчика, видного по грудь. Высланный катер обнаружил и спас только одного из двоих — к разочарованию лётчиков 9-го иап, он оказался немцем. Так Вернер Кваст (84 победы, 31.12.1943 посмертно награждён Рыцарским крестом) оказался в плену, в котором пробыл до 1949 года.
В целом удар по конвою оказался опять неудачным. Однако пленение такого опасного лётчика, как Кваст, вероятно, было не менее ценным успехом, чем потопление БДБ.
8 августа утром четвёрка Ил-2 (старший лейтенант А.М. Дорофеев) в сопровождении 4 Як-1 вылетела на уничтожение трёх шнелльботов, обнаруженных до этого воздушной разведкой. Шнелльботы найти не удалось, но ударная группа случайно наткнулась на «Хаген 65», шедший в Анапу. «Илы» имели бомбы ФАБ-50М-9, которые ввиду низкой облачности в районе цели применить было невозможно. Дорофеев оправданно отказался от атаки и вернулся домой с бомбами. Немцы доложили, что «Хаген» пытались атаковать 8 Ил-2, но из-за мощного заградительного огня они отбомбились, не долетев до барж 1500 метров. В оперсводке 11-й шад сильный зенитный огонь отмечен.
9 августа очередной конвой вовремя обнаружен не был и прошёл беспрепятственно.
Хрестоматийный налёт
Следующий удар по «Хагену» состоялся 10 августа. Этот налёт — единственный из ударов по анапским конвоям, подробно описанный в советской исторической литературе. В частности, он попал в качестве положительного примера в секретное до конца 80-х годов трёхтомное издание Главного Штаба ВМФ о действиях авиации флота, а также описан с приложением схемы в лучшей открытой книге по теме — «Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне», изданной в 1983 году. Об этом налёте сохранился также отчёт по проведению операции 11-й шад. В общем, операцию можно назвать хрестоматийной.
Конвой «Хаген 67» в составе восьми БДБ, в т.ч. F315 с «фирлингом», шёл двухкильватерной колонной за тралами большого катера-тральщика RA54 и двух FR. В 05:35 он был обнаружен парой «Киттихауков» в районе Железного Рога курсом на Анапу. Через 46 минут вылетели семь Ил-2 8-го гв.шап (капитан А.П. Данилов), в сопровождении семи Як-1 9-го иап. Вообще вылетали 10 истребителей, но два не догнали группу, а один лётчик вернулся из-за плохого самочувствия. По боевому распоряжению группа должна была уничтожить не менее двух БДБ, сделать два-три захода. Два из семи самолётов должны были полить баржи гранулированным фосфором.
Маршрут, как обычно, пролегал вдали от берега на малой высоте. В 06:55 «Илы» подошли к конвою. Благодаря полосе тумана и сильной дымке первый заход получился довольно неожиданным. Противник открыл огонь с запозданием, но зато очень сильный. В первом заходе с высоты 900 до 25 метров шесть «Илов», включая оба с фосфором, атаковали баржи, а один штурмовик — катера-тральщики, принятые за сторожевые катера. Развернувшись под берегом, «горбатые» сделали ещё один заход. На этот раз по катерам-тральщикам били два «Ила». Расход составил 24 ФАБ-50М-9, 8 АО-25, 1 РОФС, 2 РС-132, 35 РС-82, 460 ВЯ, 690 ШВАК, 190 УБТ, 1310 ШКАС и 256 кг фосфора из 4-х ВАП-250.
По наблюдениям, две БДБ получили прямые попадания бомбами, две политые фосфором БДБ загорелись, с барж в панике прыгали люди. До атаки наблюдалось 8 БДБ и 4 сторожевых катера, после атаки — семь и три соответственно. Такое же число единиц чуть позже зафиксировала и воздушная разведка. На основании этого посчитали, что одна БДБ и один катер потоплены, а две БДБ тяжело повреждены пожарами. Несмотря на сильный зенитный огонь, ни один самолёт не пострадал. Заметную роль в этом сыграли два столба дыма, образовавшегося при поливке фосфором. Они мешали прицельному огню как с барж, так и с самолётов.
На отходе «Илы» были атакованы четырьмя истребителями, от которых удалось отбиться благодаря «Якам» и воздушным стрелкам. При этом был тяжело ранен стрелок младший сержант Ф.И. Ерохин и легко — лётчик младший лейтенант А.П. Ударов, один «Ил» вышел из строя на пять часов. Короткие воздушные бои вела также пара «Яков» из ударной группы и два Як-1, высланные на усиление. По наблюдениям, истребители противника вели бои неохотно, стреляли с большой дистанции и после одной атаки выходили из боя. Обе стороны заявок на успехи в этих стычках не сделали.
К сожалению, донесение командира конвоя обер-фенриха Майса (Meiss) не обнаружено, но сохранилось донесение командира тральной группы обер-лейтенанта Вортмана (Wortmann) и записи в нескольких немецких журналах боевых действий. Описание боя практически соответствует советскому, за исключением результатов. Никто из состава конвоя не был потоплен или выведен из строя. Легкие осколочные повреждения получила F493, на ней же лёгкие ожоги от фосфора получил один человек. На F492 один моряк был тяжело ранен пулей. За ним по вызову прилетел спасательный «Дорнье» Do 24, который доставил раненого в Керчь. Немецкие зенитчики на успехи не претендовали.
Получается, что реальные результаты «хрестоматийного» налёта были весьма скромны. На каждый самолёт пришлось слишком много зенитных стволов, и лётчикам было сложно отвлекаться на что-то, кроме отчаянного противозенитного маневрирования. Во втором заходе мешал ещё и дым от фосфора. Правда, обошлось без потерь в самолётах. Нужно отдать должное мужеству лётчиков «Илов» с ВАПами, которые в таких условиях смогли полить баржи с малой высоты.
Поскольку на этот раз фосфор частично накрыл БДБ F493, противник узнал, с чем столкнулся. В тот же день была составлена инструкция по поведению личного состава при фосфорной атаке. Она сводилась к требованию использовать противогазы, убирать лишних людей с палубы, при попадании фосфора сбрасывать горящую одежду, пожары тушить песком, ожоги смазывать лозантином или любым маслом. Командирам разрешили приказывать обгоревшим людям прыгать за борт, если они не были нужны для тушения пожаров.
Советские лётчики к применению фосфора по баржам отнеслись скептически. Отмечалась его малая эффективность из-за низкой температуры и малой продолжительности горения. По наблюдениям, пожары или вообще не возникали, или быстро тушились, при этом результат определить было невозможно, столбы дыма мешали вести прицельный огонь. Из положительных моментов отмечалось снижение силы зенитного огня и паника среди команд атакованных барж.
Следующие 22 дня ударов по анапским конвоям не было. Правда, за этот период прошли только 10 «Хагенов». Обстановка на фронте складывалась всё тяжелее для немцев, и конвои часто отменялись из-за отсутствия грузов. С конца июля неоднократно поднимался вопрос об отходе с Кубани, с середины августа началась разработка планов эвакуации. Окончательное решение было принято 2 сентября.
8 из 10 конвоев были обнаружены воздушной разведкой, но 8-й гв.шап в этот период выполнял другие задачи — охотился за шнелльботами, готовился к общей для ВВС ЧФ операции против аэродрома в Анапе и затем участвовал в ней, а также действовал против порта Темрюк. В числе прочего 8-й гв.шап 29 августа вместе с другими частями ВВС ЧФ преследовал большой отряд шнелльботов, в результате которого пострадали все семь катеров.
Именно в этот период Кизерицки всё же попробовал провести ночные переходы в Анапу, ссылаясь на возросшую угрозу с воздуха. 14 и 15 августа 70-й и 71-й «Хагены» выходили из пролива ночью, затемно проходили весь участок и на рассвете входили в Анапу. Для обеспечения перехода выставлялся дозор из раумбота R30 и артлихтера MAL10 у южного берега Таманского полуострова. Несмотря на оповещение береговых батарей и постов, случаи обстрела конвоев с берега всё же были. Обратно «Хагены» шли в светлое время. Начальник морской обороны Кавказа отметил, что в светлые ночи переходы не представляют трудности, но делать это в тёмные ночи или в непогоду не стоит. После 15 августа конвои снова стали ходить днём.
В связи с загрузкой обеих бригад торпедных катеров другими задачами выходы на коммуникацию пролив — Анапа в этот период стали эпизодическими. В 00:55-01:15 14 августа советские торпедные катера ставили мины в сильно южнее «коричневого» фарватера. На следующую ночь действия торпедных катеров ограничивались несением дозора в районе Мысхако. То есть в момент ночных переходов конвоев катеров на их пути не было.
Итоги августа были следующими. Из 20 конвоев были атакованы только три. В приказе командира 11-й шад по итогам месяца результаты действий по плавсредствам выглядят так: потоплены 8 БДБ, одна сухогрузная баржа, 3 торпедных и 7 сторожевых катеров, одна мотошхуна; повреждены 7 БДБ, одна сухогрузная баржа, 13 торпедных и 10 сторожевых катеров. Судя по оперсводкам дивизии, из этого числа 4 потопленных и 5 повреждённых БДБ, а также один потопленный катер относятся к анапским конвоям. Фактически при атаках «Хагенов» потопить или вывести из строя никого не удалось, но несколько единиц получили лёгкие повреждения. В связанных с анапскими конвоями вылетах не был потерян ни один Ил-2, но 9-й иап лишился четырёх Як-1, погибли три лётчика. Получается, что самым весомым успехом при атаке анапских конвоев в августе стало пленение немецкого аса. Новшество, применённое 11-й шад в августе — гранулированный фосфор — не оправдало ожиданий. Вылеты на ночную охоту, направленные в первую очередь против шнелльботов, ни к одной атаке по «Хагенам» не привели.
Сентябрь
В сентябре началась эвакуация противника с Таманского полуострова. В первой половине месяца здесь действовали два отряда истребителей, включая словацкий. Для прикрытия конвоев у западного Крыма имелась румынская эскадрилья, но к ней Кизерицки относился скептически. И действительно, за румынами числился показательный провал, позволивший «Бостонам» 36-го полка на глазах у них безнаказанно потопить транспорт «Биргит» (Birgit).
7 сентября командир 1-го авиакорпуса генерал-лейтенант Карл Ангерштайн (Angerstein) предупредил Адмирала Чёрного моря, что из-за нехватки истребителей больше не сможет заранее обещать прикрытие для конвоев. Сначала каждое утро нужно было выяснять, можно ли выделить истребители в связи с ситуацией на суше и в воздухе. Для анапских конвоев сохранялась возможность вызова дежурных истребителей из Анапы в случае обнаружения советских ударных групп РЛС, но возлагать большие надежды на помощь уже не приходилось. Лишь 19 сентября, за день до окончания анапских конвоев, на плацдарм вернулась группа I./JG 52.
На вечер 31 августа 11-я шад имела в Геленджике 29 Ил-2 8-го гв.шап, из них 20 исправных, и 18 Як-1 9-го иап, из них 13 исправных и 3 ограниченно годных.
2 сентября — в день, когда Гитлер принял решение об эвакуации с Кубани — произошла очередная «конвойная битва». В 06:55 «Киттихауки» 30-го орап обнаружили в районе Железного Рога конвой «Хаген 78» — семь БДБ в двух колоннах во главе с «фирлинговой» F472 шли за тралами трёх катеров-тральщиков, включая большой RA51. Через 33 минуты для атаки по нему вылетели восемь Ил-2 (капитан А.П. Данилов) в сопровождении 10 Як-1. Командир конвоя обер-фенрих Арнольд в 07:55 получил от РЛС предупреждение о приближении ударной группы. Благодаря этому самолёты были обнаружены заранее. Арнольд вызвал истребители, но они появились только через 4 минуты после окончания налёта.
Ударная группа вышла к цели в 08:03. Несмотря на сильный заградительный огонь, самолёты прорвались к конвою под углом 50-80° к его курсу и накрыли бомбами замыкающие баржи. Всего было сделано три захода, что подтверждается и немецкими наблюдениями. Бомбы сбрасывались в двух первых заходах, в третьем была только штурмовка. Всего расход составил 16 ЗАБ-100-65ТШ, 46 АО-25М-35, 8 РОФС, 26 РС-82, 1000 ВЯ, 100 ШВАК и 20 БС.
Таким образом, вместо разочаровавшего лётчиков фосфора были использованы ЗАБ-100-65ТШ с термитными шарами. Немцы описали их применение как сброс золотисто-рыжеватой массы, которая в воздухе не горела и не дымила. Ни один шар по баржам не попал, и противник остался в неведении относительно природы этого явления. Осколочные бомбы упали в 10–100 метрах от барж и причинили им незначительные повреждения, на F313 был ранен один человек. Также лёгкие повреждения получил RA51, два человека на нём были легко ранены.
Лётчики наблюдали прямые попадания в две БДБ, ещё на двух после обстрела возникли пожары. По данным аэрофотосъёмки одна БДБ была потоплена и три повреждены, на двух из них были взрывы с пожарами. В свою очередь, немцы наблюдали, что огнём «фирлинга» не доходя до конвоя был сбит один Ил-2. Ещё один «Ил» был подожжён огнём «Эрликонов», ушёл на сушу и видимо упал. Тральная группа наблюдала выпадение шасси у этого самолёта и особо отметила, что подбитый «Ил», тем не менее, пошёл на следующий заход. На втором заходе прямым попаданием 75-мм снаряда был якобы сбит ещё один Ил-2.
Фактически все «горбатые» вернулись домой, три из них из-за повреждений вышли из строя на срок до шести часов, «Яки» не пострадали. Один «Фирлинг» выпустил почти треть израсходованных в бою 20-мм снарядов — 900 против 1985 из 17 обычных автоматов, включая оружие катера RA51. Отчасти это связано с многочисленными отказами «Эрликонов», три из которых не удалось привести в чувство до конца боя.
Следующий конвой — «Хаген 79» — вышел из Керчи вечером 4 сентября, простоял ночь у мыса Такиль и начал переход в Анапу на рассвете 5 сентября. Он состоял из семи БДБ, включая одну с «фирлингом», и трёх катеров. Лейтенант Б.М. Морозов, возвращаясь с ночной охоты, вышел на конвой в 06:00 в районе Железного Рога. Несмотря на сильный зенитный огонь, он атаковал замыкающую БДБ и выпустил четыре ФАБ-50М-9, три РОФС, четыре РС-82, 100 ВЯ и 200 ШКАС. По наблюдению, бомбы упали в 30 метрах от баржи, РОФСы дали недолёт 8–10 метров, а один РС-82 всё же попал в цель. С немецкой стороны этот эпизод упомянут только в донесении тральной группы конвоя. По правому борту появился одиночный самолёт, который после запроса опознавательного сигнала и открытия огня с барж отвернул в море. Сброс бомб и пуск РС не упомянут.
В 06:35 конвой был обнаружен юго-восточнее Железного Рога. Для удара по нему были высланы сразу две ударные группы — 7 Ил-2 (капитан А.П. Данилов) в сопровождении 4 Як-1 (старший лейтенант П.А. Безлатный) и 7 Ил-2 (капитан В.М. Вартанян) в сопровождении 10 Як-1 (капитан И.С. Платонов). Один из самолётов вернулся из-за неисправности, а остальные нанесли удары последовательно в 08:05-08:27. По немецким данным, в обоих случаях строй самолётов был разбит заградительным огнём, и они прорывались к конвою поодиночке, из второй группы два «Ила» были предположительно сбиты.
Расход составил 2 ФАБ-50, 58 АО-25М-35, 20 РОФС, 72 РС-82, 1225 ВЯ, 1412 ШВАК, 5099 ШКАС и 225 БС. Наблюдалось повреждения двух БДБ прямыми попаданиями бомб, РОФС, РС и пушечно-пулемётным огнём. Одна из барж накренилась на левый борт, у второй полузатонула корма, обе застопорили ход. Ещё на трёх баржах возникли очаги пожаров, уничтожено до 400 человек. Ведущие отметили сильный заградительный огонь.
Реальный ущерб был невелик. Группа Данилова добилась только попаданий пушечно-пулемётным огнём, группа Вартаняна, кроме того, поразила бомбой БДБ F326. Эта баржа вышла из строя на три дня. Несколько БДБ получили лёгкие повреждения, три человека были ранены.
Во время атаки второй группы появились 6 истребителей противника, и группе пришлось вести воздушный бой над целью и на отходе. Противник пытался сбить «Илы» атаками в хвост на высоте 200–600 метров с уходом вправо и влево с набором высоты, открывая огонь с больших дистанций (600–300 метров). Истребители сопровождения вели бой с ними на высотах от 600 до 2000 метров, младший лейтенант В.П. Волжан, лейтенант А.А. Сидоров и капитан И.С. Платонов доложили о трёх сбитых, причём последние два лётчика ошибочно опознали свои жертвы как Fw 190.
Противник доложил о трёх сбитых Ил-2. Заявку словака унтер-офицера Александра Герича (13./JG 52) на Ил-2 в 08:53 между Анапой и мысом Утриш видимо можно отбросить. Через 6 дней Герич перелетел на советскую сторону, и вряд ли 5 сентября у него было желание по-настоящему воевать за немцев. Ещё две заявки числятся за лейтенантом Йоханом-Германом Майером (Meier, 1./JG 52, 27-я и 28-я победы) в 08:27 и 08:28, т.е. в конце налёта. В действительности он подбил Ил-2 (старший лейтенант А.Т. Миначков, стрелок младший лейтенант Степаненко). «Горбатый» не дотянул до аэродрома всего 1 км. Экипаж был подобран катером, стрелок имел лёгкое ранение.
Последний шанс надводных сил
До 14 сентября беспрепятственно прошли ещё пять «Хагенов». Первые два не были обнаружены из-за плохой погоды, остальные воздушная разведка зафиксировала, но 11-я шад была занята поддержкой десантной операции. Немцы с 12 сентября перестали возить грузы в Анапу, и конвои стали работать только на вывоз. Сложности с истребительным прикрытием заставили немцев с 13/14 сентября вернуться к практике «полу-ночных» конвоев, опробованной в августе. Из-за опасности новых советских десантов стали выставляться дозоры из шнелльботов и других катеров южнее Анапы. Попутно эти дозоры служили прикрытием для «Хагенов».
Таким образом, у торпедных катеров Черноморского флота появился шанс атаковать анапские конвои в темноте. Однако этот период был тяжёлым для советских катерных сил. Они массово использовались при высадке в Новороссийский порт и переброске подкреплений десантникам, неся при этом большие потери. Кроме того, многие катера вышли из строя. Эта проблема усугублялась хронической нехваткой запчастей и материалов для ремонта. Силы отнимало также несение дозоров у плацдарма.
Всё это привело к тому, что с 13/14 по 15/16 сентября катера на коммуникацию пролив — Анапа не посылались. Выход двух катеров в ночь на 17 сентября вылился в безрезультатный поиск конвоя. Вечером 17 сентября ТКА-35 и ТКА-45 снова вышли к Анапе, но по пути в район действий в 22:55 были внезапно атакованы с дистанции 100–150 метров дозорными шнелльботами юго-западнее Мысхако. Сразу же был ранен командир звена, ТКА-35 получил четыре пулевые пробоины. Советские катера отвернули, даже не успев открыть огонь, и вернулись в базу. Катерники доложили об атаке трёх шнелльботов, фактически это была пара S42 и S49. По немецкому донесению, огонь был открыт с 400 метров, советские катера немедленно развернулись и через 4 минуты скрылись.
В следующую ночь катера к Анапе не посылались. 19 сентября командующий фронтом И.Е. Петров приказал Владимирскому произвести набег на Анапу с целью срыва эвакуации. Командующий ЧФ формально выполнил приказ, но кораблями рисковать не стал. Вечером к Анапе вышли два торпедных и два артиллерийских катера. На пути к цели они в 19:40 заметили четыре шнелльбота, которые тут же скрылись в темноте. В 20:10 отряд получил приказ командира бригады вступить в бой с катерами противника в районе Южной Озерейки, после чего вернуться в базу.
К счастью, прибыв в указанный район, катера никого не обнаружили: шансов одолеть шнелльботы у них практически не было. Попасть торпедами или реактивными снарядами в шнелльбот можно было только при фантастическом стечении обстоятельств, а по части пушечно-пулемётного вооружения и живучести шнелльботы имели подавляющее превосходство над катерами типа Г-5. Нужно сказать, что приказ атаковать катера вместо поиска конвоя прямо противоречил задаче, поставленной фронтом. Впрочем, и при атаке группы БДБ шансы Г-5 на успех тоже мало отличались от нуля.
После возвращения катеров в Геленджик по приказу адмирала Холостякова к Анапе в 03:05 была отправлена более крупная группа — четыре торпедных и два артиллерийских катера. Они прошли траверз Анапы в 05:20, осмотрели ближайший отрезок коммуникации, никого не нашли и примерно через полчаса ушли, чтобы успеть в базу к рассвету. Тем не менее, в 06:15 их атаковал безрезультатно одиночный «Мессершмитт» Bf 109. На этом шансы надводных сил ЧФ хоть что-нибудь сделать с анапскими конвоями исчерпались.
Осталось рассказать о последних ударах по анапским конвоям, подвести итоги и попытаться прикинуть, были ли шансы изменить ход борьбы.
Окончание следует
Андрей Кузнецов
Читайте нас: