Усовершенствованный вариант «Града», так и не попавший в войска.
В середине 1970-х годов стали ясны ограниченные возможности штатной 122-ммРСЗО 9К51 «Град», поставленной на вооружение Советской Армии в 1963 году. При разработке новой системы решалась задача повысить эффективность ведения огня и одновременно сохранить преемственность по боеприпасам с «Градом».
Работы были запущены в декабре 1976 года. Головной разработчик — НПО «Сплав», разработчик боевой машины — Государственное конструкторское бюро компрессорного машиностроения Минавиапрома (ныне НПП «Старт» в составе холдинга «Технодинамика» госкорпорации «Ростех»). Главный конструктор всей системы — Геннадий Денежкин, главный конструктор боевой машины — Александр Яскин.
В 1988 году систему приняли на вооружение и официально запустили в серийное производство. Однако массовый выпуск так и не был налажен, в итоге в самом начале 1990-х годов из-за финансовых трудностей производство «Примы» был прекращено. В данный момент возобновление производства «Примы» не планируется в связи с размещением заказа на модернизированные 122-ммсистемы 9К51М «Торнадо-Г».
По сравнению с 9К51 «Град» в РСЗО «Прима» существенно улучшены показатели эффективности. В частности, для решения сходных огневых задач требуется 5−19 раз меньше боевых машин, чем при использовании «Градов». Система обладает в 7−8 раз большей площадью поражения, чем «Град», и способна находиться на огневой позиции в 4−5 раз меньше времени. В отличие от «Града», автоматизирован процесс заряжания.
Число направляющих труб для реактивных снарядов было увеличено с 40 до 50. Машина получила возможность вести стрельбу с переменным темпом (это повышает кучность и точность). Стрельба может вестись как из кабины, так и с выносного пульта.
Система применяет все типы боеприпасов РСЗО «Град», кроме того, специально для нее был разработан снаряд 9 М53Ф, оснащенный отделяемой головной частью с 36 боевыми элементами, содержащими в общей сложности 2450 готовых осколков. Использование отделяемой головной части позволяет обеспечить подход к цели, близкий к вертикальному. Это обеспечивает круговой разлет поражающих элементов при подрыве и увеличивает зону сплошного поражения. Ввод команды на установку времени отделения головной части вводится дистанционно, из кабины боевой машины.
Кроме того, для системы был разработаны кассетный снаряд 9 М53К и реактивный дымокурящий снаряд 9 М43 (применялся для постановки дымовых завес).
ТТХ системы:
- Боевая масса: 13,8 тонн
- Максимальная скорость боевой машины: до 85 км/ч по шоссе
- Запас хода: более 1000 км по шоссе
- Калибр: 122,4 мм
- Дальность стрельбы: до 20,5 км
- Время полного залпа: 30 сек
- Время перезарядки: 10 минут
- Площадь поражения: 190 тыс. кв. м.
- Длина снаряда: 302−304 см
- Масса снаряда: 70 кг
- Масса боевой части: 20−26 кг
- Расчет машины: 3 человека
Читайте нас: