С началом нового 2021 года вступили в силу новые правила, усиливающие роль Центральной военной комиссии в управлении Народно-освободительной армией Китая и мобилизации государственных ресурсов в случае военного конфликта. Комиссия переняла большинство новых полномочий от Государственного совета. В соответствии с измененным Законом о национальной обороне Центральная военная комиссия будет отвечать за формулирование оборонной политики страны. Ей также вменяется в обязанность осуществление мер по мобилизации и координации гражданских и военных ресурсов для защиты национальных интересов КНР.
Это важные, но не единственные изменения в системе. Впервые в официальном документе «прерывание» и «защита интересов развития» появляются как причины для мобилизации и развертывания регулярных и резервных сил. Подчеркнута необходимость построения общенациональной системы координации мобилизации ресурсов государственных и частных предприятий. Основная цель такого механизма на современном этапе - развитие передовых военных технологий, в основном в области кибербезопасности, электромагнитного спектра и космической деятельности.
В этом нет ничего нового. В течение многих лет Китай уделял большое внимание развитию и использованию технологий двойного назначения и использованию современных технических решений в вооруженных силах. По крайней мере, с 2012 года ведутся работы по включению военных аспектов в проекты умных городов.
Еще лучший пример - внедрение системы связи в формате 5G. В ноябре 2018 года компании ZTE, China Unicom и CASIC приняли меры, направленные на развитие сотрудничества в области 5G и интеграцию гражданских и военных решений. Быстрое внедрение 5G на гражданском рынке даст китайской экономике преимущество перед конкурентами, но уже говорят об использовании новой технологии не только в армии, но и в мобилизационной системе.
Китайские комментаторы указывают на два основных аспекта Закона о национальной обороне. Первый - это укрепление власти Си Цзиньпина, который одновременно является председателем Центральной военной комиссии, а второй - ответ на обострение противостояния с США.
Дэн Юйвэнь, бывший заместитель главного редактора Xu?x? Sh?b?o (также известного как Study Times), издаваемого Центральной партийной школой Коммунистической партии Китая, а ныне независимый эксперт по вопросам эмиграции в США, указывает на другие факторы. Это обеспечение режима и усиление партийного контроля над Народно-освободительной армией.
Последний фактор также подчеркивает Чэнь Даоинь, до недавнего времени профессор Шанхайского университета политологии и права. Он также подчеркивает, что изменения в законе сигнализируют о большей готовности Пекина к применению силы на международном уровне ввиду растущих глобальных интересов Китая. Однако трудности может вызвать осуществление усиленного контроля над вооруженными силами. В отличие от времен Мао, Дэна и последующих китайских лидеров, Си является единственным гражданским лицом в нынешней Центральной военной комиссии. Все шесть других членов - военные.
В свою очередь, Цзэн Чжипин, подполковник в отставке и преподаватель Университета Сучжоу, подчеркивает растущее значение Центральной военной комиссии за счет Государственного совета. Комиссия становится центральным органом, определяющим оборонную и военную политику государства, в то время как роль правительства ограничивается исполнением новых постановлений.
Недавние изменения следует рассматривать как кульминацию процесса концентрации контроля над силовыми министерствами в руках Си Цзиньпина, а также как попытки улучшить координацию между вооруженными силами и многочисленными военизированными формированиями. Это сопровождается процессом централизации полувоенных формирований, который начался в 2017 году, когда Вооруженная народная полиция, ранее подчинявшаяся Министерству общественной безопасности, перешла под контроль Центральной военной комиссии. Это восстановило состояние времен Мао.
В июле 2018 года китайская береговая охрана стала частью вооруженной народной полиции и, таким образом, перешла от Министерства общественной безопасности к прямому контролю Центральной военной комиссии. Этот шаг также стал логическим следствием возложения на Народную вооруженную полицию всей ответственности за охрану границы.
Еще больше изменений произошло весной 2020 года. Предлагалось продолжить централизацию и унификацию системы управления военизированными формированиями, а также предоставить им больше ресурсов, не только финансовых. Вооруженная народная полиция также получит большие полномочия и объем деятельности в случаях террористических атак, спасения, поддержания правопорядка, а также боевых действий с применением оружия на море.
Элементом этого процесса было другое предложение от ноября 2020 года, призывающее к более легкому и более частому применению оружия береговой охраной против лиц и организаций, ведущих «незаконную деятельность в водах под китайской юрисдикцией». В соответствующем законопроекте определены одиннадцать направлений действий, включая защиту островов, имеющих стратегическое значение, исключительных экономических зон и искусственных островов, а также управление рыболовством, что вызывает серьезную озабоченность у Японии и стран Южно-Китайского моря.
Юлия Цой
Читайте нас: