Военная авиация НАТО обеспокоена увеличившимся количеством инцидентов в воздушном пространстве Евросоюза. Согласно статистике, в 2020 году самолеты ВВС НАТО произвели более 400 перехватов неопознанных самолетов, приближающихся к воздушному пространству Североатлантического союза. Около 350 из этих перехватов касались самолетов, принадлежащих российским вооруженным силам .
Такие частые взлеты для перехвата российских самолетов, как указывают военные эксперты, связаны с тем, что они обычно имеют отключенные транспондеры, указывающие их местоположение и высоту полета. Российские военные авиаторы, как утверждают в НАТО, не представляют план полета в международные организации. Кроме того, они обычно не устанавливают радиосвязь с гражданскими авиадиспетчерами. Все эти действия не являются нарушением авиационных правил, но, как отмечает пресса в Евросоюзе, во-первых, повышают риск пролета гражданских самолетов, а во-вторых, вынуждают реагировать натовские истребители. Ведь пилоты ВВС НАТО которых должны точно устанавливать, военный это самолет или, например, угнанный террористами гражданский.
Как сообщила официальный представитель НАТО Оана Лунгеску, в последние годы заметно увеличение передвижений российских военных самолетов вблизи границ Европы. Натовские истребители круглосуточно дежурят и готовы к действиям в случае подозрительных полетов или полетов, не внесенных в список, вблизи воздушного пространства Альянса.
В Европе постоянно работают около сорока радаров воздушного наблюдения и командных пунктов. Два центра отвечают за полный контроль воздушного пространства НАТО в Европе - в Удеме в Германии и в Торрехоне в Испании. Именно их диспетчеры принимают решение об аварийном старте истребителей из любой страны альянса. НАТО реагирует не только на необъявленные военные самолеты, но и на гражданские самолеты, которые не поддерживают связь с диспетчерами. Невыполнение этого требования может означать угон самолета или чрезвычайную ситуацию. Около шестидесяти истребителей НАТО по-прежнему готовы к перехвату подозреваемых, летящих без плана или нуждающихся в помощи самолетов.
У некоторых стран Евросоюза нет своей истребительной авиации. В Литве, Латвии и Эстонии осуществляется с 2004 года миссия "Baltic Air Policing". Известно, что Исландия, Албания, Словения, Северная Македония и Черногория полагаются на военную помощь из соседних стран, в основном Италии, Греции и Венгрии. Болгария и Румыния имеют слабую авиацию. Их военные самолеты находятся в процессе модернизации. Эти страны также защищают партнеры по НАТО.
Цель миссии "Baltic Air Policing" - обеспечить целостность воздушного пространства НАТО. Миссия началась в 2004 году с присоединением Литвы, Латвии и Эстонии к Североатлантическому альянсу. Эти государства не имеют достаточной авиации, чтобы защитить себя самостоятельно. Каждая смена занимает в среднем четыре месяца. Ведущее государство должно держать два истребителя в готовности к взлету 24 часа в сутки, а еще четыре находятся в 30-минутном режиме ожидания.
Первоначально в каждой смене участвовали четыре самолета из одной страны, но после конфликта в Украине в 2014 году в каждой смене участвуют как минимум две, обычно три страны, каждая из которых делегирует по четыре самолета. В 2014–2015 годах в каждую смену приходилось по четыре самолета из четырех стран.
Истребители НАТО дислоцируются на базе Шяуляй в Литве и Ямари в Эстонии, а также периодически в польском Мальборке. Все контингенты подчиняются непосредственно Верховному главнокомандующему ОВС НАТО в Европе (SACEUR), который руководит истребителями Baltic Air Policing через Многонациональный центр воздушных операций (CAOC) в Удеме. После объявления тревоги CAOC отправляет приказ о перехвате, переданный Центром контроля и отчетности (CRC) в Кормялове, Литва, который затем направляет истребителей.
Георгий Коновалов
Читайте нас: