Смогут ли старые десантные корабли проекта «Носорог» заменить французские «Мистрали»?
Вице-премьер Дмитрий Рогозин отчитал заместителя главы коллегии Военно-промышленной комиссии (ВПК) Олега Бочкарева после его заявлений об окончательном отказе РФ закупать у Франции два вертолетоносца типа «Мистраль». Об этом 27 мая сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники.
- Заявления Бочкарева обернулись для него строгим выговором от непосредственного начальника, председателя коллегии ВПК и вице-премьера Дмитрия Рогозина, который узнал об откровениях своего подчиненного во время посещения Балтийского завода в Санкт-Петербурге, - сообщило издание, добавив, что Бочкарев, отвечающий в коллегии ВПК за вопросы поставок техники для ВДВ и Сухопутных войск, ни разу к переговорному процессу с французской стороной не привлекался.
Можно предположить, что инцидент связан с тем, что заявление заместителя главы коллегии Военно-промышленной комиссии было сделано накануне приезда в Москву спецпредставителя Франции по разрешению проблемы «Мистралей» Луи Готье. Понятно, что после слов Бочкарева переговоры с французским посланником теперь осложняться еще больше. Напомним, Париж, несмотря на переданный проект документа о расторжении контракта, официально Москву об отказе поставлять вертолетоносцы не уведомлял, а попросив лишь дать время на раздумья до конца июня - к этому моменту будет готов второй корабль «Севастополь».
Однако не успела российская общественность порадоваться тому, что «Мистрали» все-таки не будут «обеспечивать обороноспособность нашей страны», как прозвучало другое заявление, правда, от неназванного источника СМИ. 27 мая «Интерфакс» узнал, что у России, оказывается, есть временная замена «Мистралям» до той поры, когда можно будет построить отечественные корабли такого же класса.
- Если Франция не передаст России находящиеся в Сен-Назере десантные вертолётоносные корабли-доки (ДВКД) «Владивосток» и «Севастополь», то в качестве временной замены им после ремонта и восстановления технической готовности могут использоваться выведенные в резерв большие десантные корабли (БДК) «Александр Николаев» и «Митрофан Москаленко», - сказал собеседник агентства, напомнив, что первый числится в резерве с 1997 года, а второй - с 2002 года.
Он добавил, что корабль проекта 1174 «Носорог» несет на борту четыре вертолёта, а также имеет доковую камеру.
- Да, они уступают «Мистралям» по числу принимаемых вертолетов (четыре против 16) и по дальности плавания (7500 миль против 20 тысяч), однако они вполне сравнимы с «французами» по возможностям перевозки войск (500 десантников против 480). Кроме того, в отличие от чисто французских «Мистралей» у них имеется артиллерийское вооружение, - отметил собеседник агентства, подчеркнув, что «пока никаких решений на этот счет не принималось».
Отметим, что БДК проекта 1174 разработки Невского ПКБ строились на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь». Всего было построено три корабля. Головной корабль проекта «Иван Рогов» был списан еще в 1996 году.
Возникает ряд вопросов: насколько ВМФ России нуждается в вертолетоносцах? Есть ли необходимость в восстановлении давно выведенных из состава флота «Носорогов»?
Отметим, что сейчас «Янтарь» достраивает головной БДК «Иван Грен» проекта 11711. Его передача ВМФ России запланирована на 2015 год, хотя войти в состав флота он должен был еще в 2008 году, но тогда из-за нестабильного финансирования и проблем на самом заводе строительство было заморожено. Также «Янтарь» начал строительство второго десантного корабля этого проекта «Петр Моргунов». Всего Минобороны планирует построить шесть таких БДК, но не факт, что эти планы воплотятся в реальность: скажем, закладка шестого фрегата «Адмирал Корнилов» проекта 11356 на «Янтаре», запланированная на начало 2014 года, не состоялась до сих пор. А ведь строительство шести кораблей проекта 11356 предусмотрено в Госпрограмме вооружения на 2011–2020 годы (ГПВ-2020).
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин замечает: совершенно непонятно - можно вернуть в состав флота «Александр Николаев» и «Митрофан Москаленко» или нельзя, поскольку, судя по всему, бюджет восстановительных работ никем не просчитывался.
- Теоретически, конечно, все возможно, но тут все упирается в деньги (хотя восстановление одного БДК, наверное, обойдется гораздо дешевле, чем покупка одного «Мистраля»), а главное - в концепцию применения вертолетоносцев. Мне лично абсолютно неясно - куда и зачем мы собираемся высаживать десант? В связи с этими вопросами всегда представлялась абсурдной идея покупки «Мистралей», поэтому очень хорошо, что их, по всей видимости, у нас не будет. Но применительно к участившимся заявлениям официальных лиц по поводу будущей постройки собственных вертолетоносцев также напрашиваются эти же самые вопросы – куда и зачем мы собираемся высаживать десант?
— У нас же есть большие десантные корабли проекта 775, построенные в советское время на польской верфи «Stocznia Polnocna», и которые не раз применялись для эвакуации наших граждан из Йемена, Эфиопии, переброски грузов, причем не только в Сирию, но и на Камчатку и Курилы. А в 2008 году БДК «Ямал» и «Саратов» этого проекта высаживали десант в грузинском Поти…
- Вот именно. Сейчас БДК проекта 775 с успехом используются в качестве транспортных судов, преимущественно - для перевозки оружия в Сирию. Они имеют, так сказать, международный иммунитет, поскольку с кораблями под Андреевским флагом ничего сделать нельзя в отличие от торговых судов.
Вот если нам нужны корабли с функцией транспортных судов, то нам хватит и БДК серии 775, которых у нас около 16 и которые, судя по всему, можно использовать довольно долго, учитывая, что кое-где в мире еще живы американские десантные корабли постройки Второй мировой войны.
— Но с учетом позиций РФ на Ближнем Востоке и нынешней тяжелой ситуации в Сирии (об этом читайте в материале «США атакуют Асада с воздуха»)…
- И применение БДК может стать неактуальным, к сожалению...
- Я недавно был на ТОФе и видел «Александр Николаев», - говорит бывший командующий Черноморским флотом адмирал Игорь Касатонов. – Что могу сказать: списанная военная техника – она и есть списанная военная техника. Дешевле новый БДК построить, чем возиться с «Носорогами» - менять обшивку и т.д. И где будут ремонтировать такие крупные корабли, водоизмещением 14 тысяч тонн? Северодвинский судостроительный и судоремонтный заводы сейчас полностью загружены. Отмечу, что даже в советские годы «Носороги» оказались не слишком функциональными. К тому же, из-за своих габаритов были дорогими в эксплуатации.
Что касается планов по созданию вертолетоносца, который вроде бы предусмотрен долгосрочной программой кораблестроения до 2050 года, то это настолько отдаленная перспектива, что тут даже что-то сказать трудно. Да и сама по себе концепция применения вертолетоносцев в нынешней российской действительности – мне лично непонятна.
ВМФ СССР планировал строить вертолетоносцы «Херсон» и «Кременчуг» с обширными ангарами и взлетными палубами, вмещающими либо 25 вертолетов Ка-27, либо 12 транспортно-боевых вертолетов Ка-29, но они так и не были заложены.
Разговоры о восстановлении БДК проект 1174 – бред, уверен член экспертного совета военно-промышленной комиссии Виктор Мураховский.
- БДК «Митрофан Москаленко» весь ободран, ничего, кроме корпуса, у него не осталось. Со вторым кораблем ситуация примерно такая же. Сейчас мы вроде мучительно доделываем БДК «Иван Грен» и переходим к «Петру Моргунову», но стоит сказать, что у нас нет острой необходимости в кораблях такого класса. Мы и так не по назначению используем имеющиеся десантные корабли: вместо того, чтобы обеспечивать боевую подготовку морской пехоты, они у нас грузы перевозят, да и то – в основном только в Сирию.
Что касается планов по созданию вертолетоносца, то у нас долгосрочная программа кораблестроения растянута на 30 лет, так что туда можно вписать все, что угодно – и не только авианосцы с атомной энергетической установкой.
Лично я не вижу острых задач для нашего ВМФ, чтобы строить ДВКД. У нас нет колоний в Африке или в Латинской Америке. Мы не собираемся высаживать десант ни на Шпицберген, ни на Норвежское побережье, ни на остров Хоккайдо. Наши задачи гораздо скромнее – обеспечивать безопасность своей территории. По сути дела, если мы посмотрим на конфликт 2008 года, то с таким же успехом для высадки десанта мы могли бы использовать и пассажирский лайнер. У нас сейчас сдвигаются сроки и по фрегатам проекта 11356, и по корветам проекта 20380, так что давайте текущие задачи решать, а уже потом будем «смотреть на звезды».
Вице-премьер Дмитрий Рогозин отчитал заместителя главы коллегии Военно-промышленной комиссии (ВПК) Олега Бочкарева после его заявлений об окончательном отказе РФ закупать у Франции два вертолетоносца типа «Мистраль». Об этом 27 мая сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники.
- Заявления Бочкарева обернулись для него строгим выговором от непосредственного начальника, председателя коллегии ВПК и вице-премьера Дмитрия Рогозина, который узнал об откровениях своего подчиненного во время посещения Балтийского завода в Санкт-Петербурге, - сообщило издание, добавив, что Бочкарев, отвечающий в коллегии ВПК за вопросы поставок техники для ВДВ и Сухопутных войск, ни разу к переговорному процессу с французской стороной не привлекался.
Можно предположить, что инцидент связан с тем, что заявление заместителя главы коллегии Военно-промышленной комиссии было сделано накануне приезда в Москву спецпредставителя Франции по разрешению проблемы «Мистралей» Луи Готье. Понятно, что после слов Бочкарева переговоры с французским посланником теперь осложняться еще больше. Напомним, Париж, несмотря на переданный проект документа о расторжении контракта, официально Москву об отказе поставлять вертолетоносцы не уведомлял, а попросив лишь дать время на раздумья до конца июня - к этому моменту будет готов второй корабль «Севастополь».
Однако не успела российская общественность порадоваться тому, что «Мистрали» все-таки не будут «обеспечивать обороноспособность нашей страны», как прозвучало другое заявление, правда, от неназванного источника СМИ. 27 мая «Интерфакс» узнал, что у России, оказывается, есть временная замена «Мистралям» до той поры, когда можно будет построить отечественные корабли такого же класса.
- Если Франция не передаст России находящиеся в Сен-Назере десантные вертолётоносные корабли-доки (ДВКД) «Владивосток» и «Севастополь», то в качестве временной замены им после ремонта и восстановления технической готовности могут использоваться выведенные в резерв большие десантные корабли (БДК) «Александр Николаев» и «Митрофан Москаленко», - сказал собеседник агентства, напомнив, что первый числится в резерве с 1997 года, а второй - с 2002 года.
Он добавил, что корабль проекта 1174 «Носорог» несет на борту четыре вертолёта, а также имеет доковую камеру.
- Да, они уступают «Мистралям» по числу принимаемых вертолетов (четыре против 16) и по дальности плавания (7500 миль против 20 тысяч), однако они вполне сравнимы с «французами» по возможностям перевозки войск (500 десантников против 480). Кроме того, в отличие от чисто французских «Мистралей» у них имеется артиллерийское вооружение, - отметил собеседник агентства, подчеркнув, что «пока никаких решений на этот счет не принималось».
Отметим, что БДК проекта 1174 разработки Невского ПКБ строились на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь». Всего было построено три корабля. Головной корабль проекта «Иван Рогов» был списан еще в 1996 году.
Возникает ряд вопросов: насколько ВМФ России нуждается в вертолетоносцах? Есть ли необходимость в восстановлении давно выведенных из состава флота «Носорогов»?
Отметим, что сейчас «Янтарь» достраивает головной БДК «Иван Грен» проекта 11711. Его передача ВМФ России запланирована на 2015 год, хотя войти в состав флота он должен был еще в 2008 году, но тогда из-за нестабильного финансирования и проблем на самом заводе строительство было заморожено. Также «Янтарь» начал строительство второго десантного корабля этого проекта «Петр Моргунов». Всего Минобороны планирует построить шесть таких БДК, но не факт, что эти планы воплотятся в реальность: скажем, закладка шестого фрегата «Адмирал Корнилов» проекта 11356 на «Янтаре», запланированная на начало 2014 года, не состоялась до сих пор. А ведь строительство шести кораблей проекта 11356 предусмотрено в Госпрограмме вооружения на 2011–2020 годы (ГПВ-2020).
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин замечает: совершенно непонятно - можно вернуть в состав флота «Александр Николаев» и «Митрофан Москаленко» или нельзя, поскольку, судя по всему, бюджет восстановительных работ никем не просчитывался.
- Теоретически, конечно, все возможно, но тут все упирается в деньги (хотя восстановление одного БДК, наверное, обойдется гораздо дешевле, чем покупка одного «Мистраля»), а главное - в концепцию применения вертолетоносцев. Мне лично абсолютно неясно - куда и зачем мы собираемся высаживать десант? В связи с этими вопросами всегда представлялась абсурдной идея покупки «Мистралей», поэтому очень хорошо, что их, по всей видимости, у нас не будет. Но применительно к участившимся заявлениям официальных лиц по поводу будущей постройки собственных вертолетоносцев также напрашиваются эти же самые вопросы – куда и зачем мы собираемся высаживать десант?
— У нас же есть большие десантные корабли проекта 775, построенные в советское время на польской верфи «Stocznia Polnocna», и которые не раз применялись для эвакуации наших граждан из Йемена, Эфиопии, переброски грузов, причем не только в Сирию, но и на Камчатку и Курилы. А в 2008 году БДК «Ямал» и «Саратов» этого проекта высаживали десант в грузинском Поти…
- Вот именно. Сейчас БДК проекта 775 с успехом используются в качестве транспортных судов, преимущественно - для перевозки оружия в Сирию. Они имеют, так сказать, международный иммунитет, поскольку с кораблями под Андреевским флагом ничего сделать нельзя в отличие от торговых судов.
Вот если нам нужны корабли с функцией транспортных судов, то нам хватит и БДК серии 775, которых у нас около 16 и которые, судя по всему, можно использовать довольно долго, учитывая, что кое-где в мире еще живы американские десантные корабли постройки Второй мировой войны.
— Но с учетом позиций РФ на Ближнем Востоке и нынешней тяжелой ситуации в Сирии (об этом читайте в материале «США атакуют Асада с воздуха»)…
- И применение БДК может стать неактуальным, к сожалению...
- Я недавно был на ТОФе и видел «Александр Николаев», - говорит бывший командующий Черноморским флотом адмирал Игорь Касатонов. – Что могу сказать: списанная военная техника – она и есть списанная военная техника. Дешевле новый БДК построить, чем возиться с «Носорогами» - менять обшивку и т.д. И где будут ремонтировать такие крупные корабли, водоизмещением 14 тысяч тонн? Северодвинский судостроительный и судоремонтный заводы сейчас полностью загружены. Отмечу, что даже в советские годы «Носороги» оказались не слишком функциональными. К тому же, из-за своих габаритов были дорогими в эксплуатации.
Что касается планов по созданию вертолетоносца, который вроде бы предусмотрен долгосрочной программой кораблестроения до 2050 года, то это настолько отдаленная перспектива, что тут даже что-то сказать трудно. Да и сама по себе концепция применения вертолетоносцев в нынешней российской действительности – мне лично непонятна.
ВМФ СССР планировал строить вертолетоносцы «Херсон» и «Кременчуг» с обширными ангарами и взлетными палубами, вмещающими либо 25 вертолетов Ка-27, либо 12 транспортно-боевых вертолетов Ка-29, но они так и не были заложены.
Разговоры о восстановлении БДК проект 1174 – бред, уверен член экспертного совета военно-промышленной комиссии Виктор Мураховский.
- БДК «Митрофан Москаленко» весь ободран, ничего, кроме корпуса, у него не осталось. Со вторым кораблем ситуация примерно такая же. Сейчас мы вроде мучительно доделываем БДК «Иван Грен» и переходим к «Петру Моргунову», но стоит сказать, что у нас нет острой необходимости в кораблях такого класса. Мы и так не по назначению используем имеющиеся десантные корабли: вместо того, чтобы обеспечивать боевую подготовку морской пехоты, они у нас грузы перевозят, да и то – в основном только в Сирию.
Что касается планов по созданию вертолетоносца, то у нас долгосрочная программа кораблестроения растянута на 30 лет, так что туда можно вписать все, что угодно – и не только авианосцы с атомной энергетической установкой.
Лично я не вижу острых задач для нашего ВМФ, чтобы строить ДВКД. У нас нет колоний в Африке или в Латинской Америке. Мы не собираемся высаживать десант ни на Шпицберген, ни на Норвежское побережье, ни на остров Хоккайдо. Наши задачи гораздо скромнее – обеспечивать безопасность своей территории. По сути дела, если мы посмотрим на конфликт 2008 года, то с таким же успехом для высадки десанта мы могли бы использовать и пассажирский лайнер. У нас сейчас сдвигаются сроки и по фрегатам проекта 11356, и по корветам проекта 20380, так что давайте текущие задачи решать, а уже потом будем «смотреть на звезды».
Читайте нас: