Лента новостей

17:29
Гаспарян жестко прошелся по Тихановской за «белорусскую нацию»
17:28
Турция возложила ответственность за взрыв в Ракке на членов РПК
17:27
Политолог Карасев призвал Украину не торопить КНР с поставками вакцины от COVID-19
17:21
«Примиренный» юг Сирии снова в огне: в Дараа начались ожесточенные бои
17:17
Отчет: пандемия пошла на пользу самым богатым
17:09
Cooler Master показала вывернутый наизнанку корпус-раму для ПК
17:06
Почему в России не будет революции
17:04
Александр Роджерс: Будни США или Картина маслом
16:53
Жириновский призвал россиян не ездить в коварную Турцию
16:52
National Interest: российские РЛС Подсолнух могут засекать малозаметные F-35
16:49
Премьер Италии Конте официально подал в отставку
16:48
Стрелков: Захарченко убили из-за «коммерции»
16:47
«Эхо войны в Йемене»: российское посольство в Саудовской Аравии сообщило о мощном взрыве в Эр-Рияде
16:46
СМИ: Телефонные номера 20% из 2,5 млрд пользователей Facebook попали к хакерам
16:45
«Кремль не хочет, чтобы на Украине жили лучше, чем в РФ»: в Киеве рассказали о «российской угрозе»
16:42
Производство полупроводников для автомобилей получится расширить только ко второй половине 2021 года
16:41
Представлены настольные колонки Genesis Helium 300BT ARGB с поддержкой Bluetooth 5.0 и разноцветной подсветкой
16:40
OPPO тоже выпустит трекер для поиска пропавших вещей
16:37
Автомат АШ-12: «кошмар на поле боя»
16:35
Ученые Российской академии наук передали Северному флоту отчёты о работе в ходе комплексной экспедиции на архипелаги Арктики
16:34
Для личного состава Военно-медицинской академии прочитали лекцию о современном состоянии и перспективах развития медицинской службы ВС РФ
16:32
МВФ ожидает, что цены на нефть вырастут в этом году более чем на 20%
16:31
В Тверской области заработала крупнейшая в России линия по выпуску респираторов
16:30
Нефтяники начнут получать выплаты из бюджета в рамках демпфера с февраля
16:28
Россия и Иран подписали соглашение о сотрудничестве в области информационной безопасности
16:27
Комитет СФ создал рабочую группу для подготовки предложений по борьбе с треш-стримами
16:26
Слуцкий: члены делегации РФ обсудили с председателем ПАСЕ перспективы его визита в Россию
16:15
Верховная Рада разрешила допуск иностранных военных на Украину
16:14
Олейник счёл знаковым моментом внезапную любовь Гордона к Москве
16:13
Рейтинг Зеленского рухнул до критической отметки
16:12
В США через суд требуют удаления Telegram из Google Pay
16:11
В Харькове в многодетной семье детей кормили убитыми собаками
16:09
Дело в цвете: почему стал возможен штурм Капитолия?
16:09
«Зеленые экстремисты против»: Саратовская область будет перерабатывать опасные отходы
16:08
История Началовой не нонсенс: в Петербурге живет ребенок, зачатый после смерти отца
16:05
Новости сегодня, 25 января: Путин о COVID-19 и "дворце", праздник Зеленского во время протестов
16:04
Военный историк Кнутов: Япония обстоятельно готовится к захвату Курил
16:03
Военкор Котенок объяснил, почему Армения готова связать Баку и Ереван железной дорогой
16:01
Покинувшая «Северный поток — 2» компания могла завершить работы на проекте
16:00
Юлия Тимошенко сменила имидж
15:55
Почему Запад не смог понять современную Россию
15:51
Железнодорожный обход РФ обойдется Эстонии в 10-15 государственных бюджетов
15:47
Секрет счастливой жизни? Выпивка и лосось (The Telegraph, Великобритания)
15:46
The Spectator (Великобритания): ЕС сам виноват в катастрофе с вакциной
15:45
Dziennik Gazeta Prawna (Польша): вся эта чертова Россия
Все новости

Архив публикаций

«    Январь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Мировое обозрение » Флот » Проект 21180М: ледоколы будущего

Проект 21180М: ледоколы будущего



Проектный облик ледокола пр. 21180М


20 ноября на заводе «Судостроительная фирма «Алмаз» состоялся вывод из эллинга корпуса головного ледокола пр. 21180М. Судно «Евпатий Коловрат» переведено на достройку и в обозримом будущем выйдет на испытания. В 2022 г. его планируют сдать заказчику, а в течение нескольких следующих лет появится второй ледокол серии. Ожидается, что появление подобных судов положительным образом скажется на обеспечении работы военно-морских баз и флота в целом.

От концепции до сдачи


В 2014 г. на заводе «Адмиралтейские верфи» (г. Санкт-Петербург) началось строительство головного ледокола пр. 21180 «Илья Муромец» разработки КБ «Вымпел» (г. Нижний Новгород). В ноябре 2017-го судно передали флоту. Изначально планировалось, что за ним последуют три однотипных ледокола, но весной 2017 г. стало известно об изменении планов. Минобороны пересмотрело технические и экономические требования к желаемым ледоколам.

Согласно обновленным планам ВМФ, перспективный дизель-электрический ледокол для военно-морских баз должен был отличаться от «Ильи Муромца» меньшей осадкой, уменьшенными габаритами, рядом других технических особенностей, а также сокращенной стоимостью. Такой проект получил номер «21180М» – несмотря на кардинальные отличия, его рассматривали как глубокую модернизацию существующего.

В 2017 г. КБ «Вымпел» выполнило новый проект, а затем завод «Алмаз» получил заказ на строительство головного судна. Стоимость контракта – ок. 6 млрд руб. В течение 2018 г. завод готовил строительство и заключал необходимые контракты на материалы и оборудование.

12 декабря 2018 г. прошла церемония закладки первого ледокола пр. 21180М, получившего имя «Евпатий Коловрат». 20 ноября 2020 г. готовый корпус вывели из эллинга для последующей достройки. Спуск на воду запланирован на следующий год. По завершении испытаний, в 2022 г. головной ледокол нового типа войдет в состав ВМФ. Ему предстоит служить в составе Тихоокеанского флота; базой станет Петропавловск-Камчатский.


Корпус "Евпатия Коловрата" во время вывода из эллинга

Согласно актуальным планам, после завершения работ по «Евпатию Коловрату» состоится закладка второго ледокола этого типа. Его планируют достроить и передать флоту до 2027 г., т.е. до конца действующей Госпрограммы вооружений. Точные сроки закладки и спуска на воду, а также имя судна пока не объявлялись. Сообщается, что второй ледокол передадут Северному флоту.

Пути модернизации


Проект 21180М рассматривается в качестве варианта доработки и модернизации базового «21180» с учетом новых требований заказчика. В основном они сводятся к уменьшению осадки (и главных размерений), а также к сокращению стоимости. С ними в той или иной мере связаны прочие нововведения в разных областях. В частности, серьезным изменениям подверглась судовая энергоустановка и движители.

Полное водоизмещение ледокола пр. 21180М составляет 4800 т. Для сравнения, у «Ильи Муромца» этот параметр достигает 6 тыс.т. Полная длина судна уменьшена с 85 до 82 м, ширина с 20 до 19 м. Осадку сократили с 7 м до 4,6 м. Несмотря на это, основные рабочие характеристики остались на прежнем уровне. Так, на скорости 2 узла ледоколы двух проектов могут проходить льды толщиной до 1 м.

В пр. 21180 использовалась дизель-электрическая энергоустановка с выводом мощности на две винто-рулевые колонки. Пр. 21180М использует иную архитектуру. В нем применена комбинация из двух ВРК меньшей мощности и центрального вала с гребным винтом и отдельным электродвигателем. За счет этого обеспечивается выгодное сочетание скоростных и маневренных характеристик и способность эффективного выполнения основных задач. Расчетная максимальная скорость ледокола – 14 узлов. Дальность плавания – 7600 морских миль. Для сравнения, пр. 21180 обеспечивает скорость до 15 узлов и дальность 9 тыс. миль.

Приняты меры по сокращению нагрузки на экипаж. Контроль за работой узлов и агрегатов осуществляется при помощи цифровой автоматизированной системы управления «Залив-ЛК-21180». Численность экипажа не превышает 28-30 чел. Автономность составляет 30 суток, вдвое меньше, чем в базовом пр. 21180.


Общий вид ледокола пр. 21180

Ледоколы двух новых проектов способны не только выполнять проводку судов через льды, но и решать другие задачи. Так, носовая палуба выполнена в виде площадки для приема вертолетов. Позади надстройки перевозится легкий катер. Также судно оснащается подъемным краном и может перевозить грузы, как в трюме, так и на палубе. Предусматривается оборудование для пожаротушения и буксировки судов.

Суда не получают штатного вооружения. При этом нельзя исключать, что проект предусматривает его установку при необходимости. Так, ранее сообщалось о возможности оснащения ледокола пр. 21180 артиллерийской установкой типа АК-630 и пулеметами. Возможно, обновленный проект 21180М имеет схожие возможности.

Новые и старые


Единственный ледокол пр. 21180 передан Северному флоту и служит на базе Североморск. Головное судно нового пр. 21180М передадут Тихоокеанскому флоту, а второй ледокол этого типа через несколько лет начнет службу в составе Северного. Появление трех судов типа «21180(М)» позволит провести крупное обновление ледокольного флота ВМФ с понятными положительными последствиями.

По открытым данным, в распоряжении Северного флота сейчас имеется только два ледокола: новый «Илья Муромец» и старый «Руслан» пр. 97П, построенный в середине семидесятых. Ввиду морального и физического устаревания служба последнего подходит к концу. После его списания в строю останется только один современный ледокол.

Ситуация на Тихоокеанском флоте принципиально не отличается. Там служат два ледокола пр. 97П/АП постройки 1968-73 гг. с базированием в Петропавловске-Камчатском. Более старое судно находится на ремонте и вскоре вернется в строй. При этом очевидно, что эксплуатация этих ледоколов в будущем завершится. На смену им придет головное судно пр. 21180М.


"Илья Муромец"

Таким образом, два основных оперативно-стратегических объединения ВМФ, постоянно сталкивающихся с проблемой льда, испытывают потребность в усилении ледокольного флота. Меры в этом направлении принимаются, и в обозримом будущем дадут желаемые результаты. Впрочем, темпы обновления группировок ледоколов не слишком велики, и флот пока не сможет отказаться от устаревших образцов.

Новые суда типа «21180М», как самостоятельно, так и вместе с другими ледоколами разных проектов, смогут обеспечивать деятельность военно-морских баз и осуществлять проводку кораблей флота в морях Арктики. При этом речь идет о собственных ледоколах ВМФ, что сокращает зависимость от других структур, располагающих подобным флотом.

Пока запланировано строительство только двух ледоколов пр. 21180М в срок до 2027 г. Вполне возможно, что после окончания их строительства появится заказ на новые суда этого типа. Кроме того, возможна разработка совершенно нового проекта, учитывающего опыт эксплуатации предшественников. Пути дальнейшего развития этого направления будут определяться позже.

На стратегическом направлении


Арктический регион имеет большое значение, что предъявляет особые требования к развитию вооруженных сил на этом направлении. В частности, необходимы специализированные образцы различной техники, в т.ч. ледоколы и суда ледового класса. Нынешние проекты 21180 и 21180М созданы в рамках этой стратегии, и уже позволили начать переоснащение ледокольного флота.

Следует признать, что пока имеют место некоторые трудности. Средний возраст ледоколов ВМФ весьма велик, а из новых судов пока начало службу только одно. Впрочем, процесс обновления вспомогательного флота продолжается, и уже запущена модернизация его ледокольной части. Одно новое судно не так давно начало службу, а в ближайшем будущем появятся новые – более полно соответствующие актуальным требованиям флота.

Рябов Кирилл


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:




Вам может быть интересно:


Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх