Все началось в далёком 1976 году с постановления Совета министров СССР. Конструкторскому бюро им. Миля и Камова поручили разработать новейший ударный вертолет в противовес американской машине Apache, которую как раз только начали испытывать в США. Естественно, СССР в самый разгар гонки вооружений не мог допустить, чтобы у геополитического оппонента появился вертолёт, превосходящий по своим возможностям всех конкурентов. Свой первый полет новейший советский Ка-50 совершил 17 июня 1982 года.
Одноместный ударный вертолет Ка-50 был предназначен для поражения боевой техники, огневых точек и живой силы противника на поле боя.
«Чёрная акула» была выполнена по традиционной для ОКБ Камова соосной схеме с двумя несущими винтами. Как отмечают эксперты, данная конструктивная особенность является технологически сложной и дорогостоящей, но делает летательный аппарат более манёвренным. Главное отличие «Чёрной акулы» от всех вертолётов в мире заключалось в одноместной компоновке кабины. Коллектив советских инженеров во главе с Сергеем Михеевым отважился на чрезвычайно смелый эксперимент, отказавшись от классического двухместного состава экипажа – командира и штурмана-оператора (второй пилот).
Такой нестандартный шаг разработчики обосновали прорывом в развитии автоматизированного бортового оборудования, которое фактически заменяет штурмана-оператора, отвечающего за навигацию и применение вооружения. Кроме того, одноместная компоновка позволяет высвободить дополнительное пространство, усилить бронезащиту и сократить расходы на обучение лётчиков.
В ударный арсенал Ка-50 вошли 12 ракет «Вихрь», блоки для восьми десятков 80-мм неуправляемых ракет класса «воздух – земля», средства борьбы с летательными аппаратами, 30-мм пушка, поворачивающаяся в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Лётчик «Чёрной акулы» был защищён полностью бронированной кабиной, выдерживающей прямое попадание 23-мм снарядов. Остеклению кабины были не страшны разлетающиеся осколки и стрельба из крупнокалиберного огнестрельного оружия.
Необычная винтокрылая машина была продемонстрирована на прошедшей в 1991 году международной авиационной выставке в британском Фарнборо. Как отмечается в материалах Минобороны РФ, «иностранные авиационные эксперты по-настоящему впечатлились возможностями созданного советскими конструкторами первого в мире одноместного вертолёта огневой поддержки».
Боевое крещение «Чёрная акула» получила в контртеррористической операции в Чечне в период с 28 декабря 2000-го по 14 февраля 2001 года. На сайте военного ведомства говорится, что применение Ка-50 проходило в горной местности, в сложных метеоусловиях и при активном противодействии противника. Тем не менее «боевые экзамены были сданы на «отлично».
Несмотря на то, что в 1995 году «Чёрная акула» была принята на вооружение, она не получила широкого распространения в войсках РФ. На масштабную реализацию проекта «Чёрной акулы» негативное влияние оказал финансовый фактор. На тот момент Россия не имела бюджетных возможностей для массового насыщения войск столь дорогостоящими вертолётами.
Тем не менее, перспективная разработка не затерялась. По заданию Минобороны РФ инженеры разработали двухместный ударный вертолёт на основе технологических достижений, реализованных в «Чёрной акуле». Машина получила название «Аллигатор» и шифр Ка-52. Новинка способна поражать бронированную и небронированную технику, воздушные цели на поле боя и представляет собой дальнейшее развитие вертолёта Ка-50 «Чёрная акула». Главные отличительные черты – соосная схема расположения винтов и наличие катапульты – сохранились, что сделало «Аллигатор» первым и единственным в мире серийным боевым вертолётом с системой катапультирования.
Американское издание The National Interest, рассказывая об «Аллигаторе», называло его «изящным» и «смертельно опасным». До 2022 года Воздушно-космические силы РФ получат еще 30 боевых вертолетов Ка-52. Первые восемь машин поступят в строевые части до конца нынешнего года. Помимо этого, в Минобороны России приняли
Читайте нас: