Лента новостей

09:46
Кучно пошли: в ряде российских регионов задержаны граждане, завербованные украинскими спецслужбами
09:45
В Латвии уволили с работы украинского беженца за русский язык
09:44
Противоречия нарастают: США ставят Пекину ультиматум
09:33
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 26.04.2024
09:15
Ближний Восток на грани войны
09:08
Кучно пошли: в ряде российских регионов задержаны граждане, в том числе, подростки, завербованные украинскими спецслужбами
08:49
По адресам Тимура Иванова продолжаются обыски
08:31
Это игра, сет или матч с Москвой?
08:27
Уникальные кадры: Штурмовик Су-25 пронёсся близко к дрону, следившему за обстановкой (ВИДЕО 18+)
04:07
Российский боевой ледокол «Иван Папанин» выходит на испытания
04:04
ПП-2000. Лучше «Стечкина», хуже «Ксюхи»
03:56
Главная тайна аварии на ЧАЭС: персонал не успел заглушить реактор вовремя
01:33
Москва не собирается голосовать в СБ ООН за навязываемые Западом деструктивные резолюции США и Японии
00:27
Трёхголовых хряков на Полтавщине нет, пока нет…
22:17
На заморозку активов ВТБ в США Россия ответила своим арбитражем
22:11
The Economist: Украина потеряет очередные территории, несмотря на новую помощь США
22:09
Комментарии западных читателей к статье «Россия прорывает линию фронта после того, как свежеприбывшая бригада ВСУ оставила позиции»
20:27
Украинские войска ведут обстрелы ДНР, Белгородской, Херсонской, Запорожской и Брянской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 25 апреля
20:26
Некоторым жителям Новороссии позволили покупать старое жильё в кредит под 2% годовых
20:25
Депутат Хамзаев призвал запретить продажу алкоголя на майские праздники
20:20
Конфликт в школе Батайска: мигрант бил детей, срывал уроки и угрожал русским, в школу пришла «Русская община» (ФОТО, ВИДЕО)
19:49
Путин: мы все обязаны поблагодарить население Донбасса и Новороссии за их долготерпение, мужество и героизм
19:14
Депутаты Европарламента потребовали от стран Евросоюза не признавать итоги выборов президента России
19:13
Экс-замминистра культуры России приговорили к семи годам заключения
18:33
Турция на Ближнем Востоке: «Дорога развития» и геополитический выбор
18:29
Путин собрался посетить Китай
18:28
Патрушев заявил о связи нелегальной миграции с террористической угрозой
18:01
Михаил Ефремов с огромной вероятностью получит УДО либо смягчение наказания
17:54
Украинская бригада исчезла, а российская чуть не прорвалась: как битва за Очеретино перевернула ход конфликта в минувшие выходные
17:25
Жители Харькова массово выезжают из города, а Украина вывозит предприятия
17:20
Суд вынес приговор экс-замминистра культуры
17:16
В Польше россиянина приговорили к тюрьме за шпионаж
16:55
Китай выступил против «военного сговора» США
16:53
Руководство США открыто признало, что финансирует тиранию
16:49
Космический зонд «Вояджер-1» впервые за пять месяцев отправил на Землю читаемые данные
16:48
«Гравитон» начал производство российских твердотельных накопителей
16:44
The Times: хуситы снизили объём перевозок по Суэцкому каналу на две трети
16:43
Байден тайно передал Украине более 100 дальнобойных ракет ATACMS
16:42
Гладков назвал количество жертв ВСУ в Белгородской области с начала СВО
16:33
Рябков допустил понижение статуса дипотношений России и США
16:06
Суд арестовал всё имущество Иванова и его родственников
16:05
Дуда пригласил Туска, чтобы доказать ему необходимость размещения ядерного оружия в Польше
16:00
«Терпи, братец!»: офицер «Отважных» вынес раненого сослуживца из-под огня (ВИДЕО)
15:58
Правительство Латвии нанесло удар по конкурентоспособности латышей на рынке труда
15:54
Путин опроверг пересмотр итогов приватизации в России
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Вооружение»Десантный тихоход

Десантный тихоход


Послевоенное внимание к планерам объяснялось не только успешным опытом их применения в Великую Отечественную («Десант с экономией на парашютах»), но и отсутствием вплоть до второй половины 50-х годов специальных десантно-транспортных самолетов, способных принимать на борт личный состав вместе с крупногабаритной применительно к конкретной задаче техникой.

Новые планеры сыграли короткую, но важную роль в возрождении ВДВ. Как известно, Советский Союз завершил войну, переформировав свои воздушно-десантные дивизии в обычные стрелковые. Лишь в составе ВВС остались три воздушно-десантные бригады и учебный полк. Однако такое положение дел вскоре было признано недопустимым, и уже в 1946-м ВДВ выделили из состава ВВС в отдельный род войск резерва ВГК. Были восстановлены управления воздушно-десантных корпусов и гвардейские воздушно-десантные дивизии – из тех же стрелковых. В состав ВДВ, сведенных в Отдельную гвардейскую воздушно-десантную армию, входило управление командующего транспортно-десантной авиацией (ТДА), представленной дивизиями корпусного и армейского подчинения.

ТДА ВДВ располагала и планерными частями – авиационно-планерными парками и авиационно-планерными полками. Десантные планеры периода войны (А-7, Г-11, КЦ-20) уже не отвечали предъявляемым к летательным аппаратам такого рода требованиям из-за неспособности принимать на борт боевую технику, кроме разве что минометов и легких авиадесантных 37-мм пушек Чарнко – Комарицкого образца 1944 года (ЧК-М1). И тем не менее использовались как учебные (в основном Г-11).

Як-14 был удобен для габаритной военной техники – у него откидывались вбок нос и хвост

Задача создания более вместительных и грузоподъемных десантных планеров была решена быстро. Уже в мае 1945-го появился и вскоре был запущен в крупную серию (500 экземпляров) планер Ц-25 конструкции Павла Цыбина. Он принимал на борт 25 десантников или легкий автомобиль-тягач типа ГАЗ-67 с 45-мм противотанковой пушкой, которые можно было легко загрузить и выгрузить благодаря откидывающейся вбок носовой части. Это уже было кое-что в плане возможности переброски техники десанта. Аэродинамика, правда, оставляла желать лучшего даже в сравнении с предшественником КЦ-20. Буксировщиками Ц-25 служили военно-транспортные Ли-2 и Ил-12. Сотня таких планеров могла доставить в тыл противника целый парашютно-десантный полк с огневыми средствами и солидным боезапасом. В 1950 году планеры Ц-25 в сцепке с Ил-12 высадили экспедицию на Северном полюсе.

С начала 50-х годов началось вытеснение Ц-25 более совершенными десантными планерами конструкции ОКБ Александра Яковлева. Як-14, созданный в 1948-м, мог перевозить 35 десантников и почти всю номенклатуру боевой техники тогдашних ВДВ, например тягач ГАЗ-67 с 57-мм противотанковой пушкой ЗИС-2 или 76-мм пушкой ЗИС-3, 37-мм автоматическую зенитную пушку 61-К, два легких автомобиля ГАЗ-67 или один грузовик повышенной проходимости ГАЗ-63 и что особенно важно – 57-мм авиадесантную самоходно-артиллерийскую установку АСУ-57, поставки которой в войска начались в 1950-м. Довольно долго юркие АСУ-57 составляли основу мобильной огневой и «броневой» мощи ВДВ. Планеры Як-14 можно было использовать и для десантирования таких крупнокалиберных артиллерийских систем, как 160-мм минометы М-160, причем со средствами тяги (ГАЗ-63). Буксировщиками служили транспортники Ил-12 либо фронтовые бомбардировщики Ту-2.

Як-14 был удобен при загрузке и выгрузке крупногабаритных объектов военной техники – у него откидывались вбок нос и хвост. Всего таких планеров выпустили 413 штук, их наличие, а также парк самолетов-буксировщиков теоретически обеспечивали десантирование одной дивизии со всем штатным вооружением (всего к началу 50-х в СССР было 15 воздушно-десантных дивизий в пяти корпусах). Разумеется, высадка десанта предусматривалась комбинированным способом: личный состав и мелкие грузы – на парашютах и частично на планерах, боевая техника с расчетами и транспорт – планерами.

Планеры Ц-25 и Як-14 использовались в ВВС Чехословакии под обозначениями NK-25 и NK-14 (NK – nakladni kluzak, грузовой планер).

Гораздо большей грузоподъемностью – 7000 килограммов против 3500 у Як-14 – обладал 60-местный тяжелый десантный планер ОКБ Сергея Ильюшина Ил-32, построенный в 1948 году. На нем можно было перевозить бронетранспортер БТР-40, поступивший на вооружение в 1950-м и имевшийся в ВДВ. Согласно исследованиям советского историка отечественной авиатехники Вадима Шаврова в 1950 году Ил-32 изготовили малой серией (по другим данным, все ограничилось одним экземпляром). Штатным буксировщиком столь крупных планеров был определен тяжелый четырехмоторный бомбардировщик Ту-4.

Интересно, что в ильюшинском ОКБ прорабатывался моторизованный вариант Ил-32 той же грузоподъемности с двумя поршневыми двигателями, получивший название Ил-34. Увы, он не заинтересовал военных, хотя Ил-34 мог бы стать первым специализированным десантно-транспортным самолетом, способным перевозить более или менее крупную боевую технику.

Между тем сама по себе идея была здравой. Немцы, осуществив моторизацию огромных десантных планеров «Мессершмитт» Me-321, во время войны серийно строили самые грузоподъемные в то время в мире (полезная нагрузка – 11 т) тяжелые десантно-транспортные самолеты Me-323 «Гигант». Они принимали на борт 120 солдат и даже легкую бронетанковую технику. В транспортные самолеты Гота Go-244 грузоподъемностью две тонны переделывали и десантные планеры Go-242. После войны моторизацией десантных планеров собственной конструкции небезуспешно занимался американский авиастроитель русского происхождения (белоэмигрант) Михаил Струков. Наиболее известной моделью такого военно-транспортного самолета стал двухмоторный тактический С-123 «Провайдер» (брал на борт 10 тонн груза, включая боевую технику) – трансформация струковского же планера СG-20. Многоцелевые «Провайдеры», внешне напоминающие наши Ил-32 и оставшийся на бумаге Ил-34, начали поступать в ВВС США в 1954 году. Они широко использовались во время войны во Вьетнаме.

Точку в истории отечественных десантных планеров (по сути летательных аппаратов одноразового применения, причем весьма уязвимых при массовом задействовании, ведь аэросцепки были слишком тихоходными и громоздкими) поставил прогресс советской военно-транспортной авиации, которая в 1955 году была преобразована из ТДА ВДВ в отдельный род Военно-воздушных сил. Организационно в составе ВДВ сохранились лишь приданные в 1957–1959 годах дивизиям эскадрильи Ан-2 для парашютно-десантной подготовки личного состава. На смену поршневым Ли-2, Ил-12 и Ил-14 и приспособленным для десантирования тяжелым бомбардировщикам Ту-4Д (они, кроме парашютистов, могли десантировать в сбрасываемых подкрыльевых контейнерах военную технику) к рубежу 50–60-х годов пришли специализированные средние транспортно-десантные турбовинтовые машины Ан-8 и Ан-12. Десантный планеризм остался в прошлом. Окончательно ли (в плане, скажем, спецопераций) – вопрос.

Опубликовано в выпуске № 12 (825) за 31 марта 2020 года



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх