Лента новостей

04:15
Нарушает права. ФАС оценила продажу билетов в "закрытые" страны
04:12
Эксперты рассказали, как вырос спрос туристов на авиабилеты в Черногорию
04:09
Арендатор баржи "Фортуна" не будет достраивать "Северный поток — 2"
04:06
Минфин предложил сократить траты на Госдуму и Совет Федерации
04:00
В Великобритании кот прошел 64 километра, чтобы вернуться к хозяевам
03:57
Стало известно, чем занималась на карантине демоническая кукла Аннабель
03:54
Число погибших от взрыва в порту Бейрута выросло до 78
03:51
Турецкое СМИ опубликовало видео драки с участием украинской топ-модели
03:18
Stratfor: перспективы американской экономики остаются безрадостными
03:12
Ситуация в зоне деэскалации резко обострилась
02:36
Минздрав Турции сообщил о высокой заболеваемости COVID-19
01:39
Зеленского призывают прислушаться к АТОшникам и перекрыть Донбассу воду и электричество
01:33
В Госдуме выступили за отправку российских спасателей в Бейрут
01:30
Взрыв в Бейруте: что известно на данный момент
01:21
Автоэксперт объяснил необходимость стандарта регистрационных знаков
01:18
Аналитик предсказал отмену транзита газа через Украину до конца года
00:57
Для чего Украина продала в США российские БМП-3
00:45
Нарушает права. ФАС оценила продажу билетов в "закрытые" страны
00:39
Бейрут объявили зоной бедствия
00:36
ВОЗ направляет в Бейрут медикаменты для лечения пострадавших при взрыве
00:33
У берегов Калифорнии обнаружили машину-амфибию и утонувших морпехов
00:30
США заинтересовало расследование взрыва в Бейруте
00:24
С чем у вас ассоциируется Белоруссия?
23:54
Euronews: саранчу из «библейской казни» в Израиле превращают в манну земную
23:51
Свалить, унизить, растоптать, уничтожить — Лукашенко о ядовитых «ковидных» стрелах, направленных против него
23:48
France 24: Норвегия отказалась принимать круизные лайнеры из-за новой вспышки COVID-19
23:42
Что могло стать причиной взрыва в порту столицы Ливана
23:36
Белорусский политолог: Лукашенко готовится к решающей схватке
23:27
Эксперты объяснили разрыв налогового соглашения с Кипром: равняемся на Белоруссию
23:24
Пуск «Северного потока - 2» отложат на два года
23:21
Не испугались коронавируса: шведская экономика просела в разы меньше общеевропейской
23:15
Пономарев высказался о перевоспитании чеченцев из Москвы: "Людей публично унижают"
23:12
Эксперт оценил перспективы военного союза с Белоруссией после выступления Лукашенко
23:09
Эксперт объяснил повышение окладов для сложных военных профессий
22:45
Морозов ожидает, что после выборов риторика Лукашенко вернется в норму
22:42
Боевики продолжают подавлять протесты ливийцев против ПНС
22:39
Путин выразил соболезнования президенту Ливана в связи со взрывом в Бейруте
22:12
Сербия закупила у Китая систему ПВО и боевые беспилотники
22:09
Оппозиция объявила бойкот новым выборам в Венесуэле
22:05
Истребитель Северного флота развернул норвежский самолет-разведчик над Баренцевым морем
21:36
Лукашенко попросил у нации «год-два», чтобы спасти страну
21:33
Российской школьнице — победительнице Европейской олимпиады, власти Подмосковья подарили Mercedes
21:30
Лукашенко назвал Россию — союзником, а Украину — плохим примером
21:27
Данилишин: возможности упущены, «говорящие соросята» добивают страну
21:24
В Трускавце на фронтоне униатской церкви изобразили «Троицу УПА»
Все новости

Архив публикаций

«    Август 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 


Мировое обозрение » Вооружение » Десантный тихоход

Десантный тихоход


Послевоенное внимание к планерам объяснялось не только успешным опытом их применения в Великую Отечественную («Десант с экономией на парашютах»), но и отсутствием вплоть до второй половины 50-х годов специальных десантно-транспортных самолетов, способных принимать на борт личный состав вместе с крупногабаритной применительно к конкретной задаче техникой.

Новые планеры сыграли короткую, но важную роль в возрождении ВДВ. Как известно, Советский Союз завершил войну, переформировав свои воздушно-десантные дивизии в обычные стрелковые. Лишь в составе ВВС остались три воздушно-десантные бригады и учебный полк. Однако такое положение дел вскоре было признано недопустимым, и уже в 1946-м ВДВ выделили из состава ВВС в отдельный род войск резерва ВГК. Были восстановлены управления воздушно-десантных корпусов и гвардейские воздушно-десантные дивизии – из тех же стрелковых. В состав ВДВ, сведенных в Отдельную гвардейскую воздушно-десантную армию, входило управление командующего транспортно-десантной авиацией (ТДА), представленной дивизиями корпусного и армейского подчинения.

ТДА ВДВ располагала и планерными частями – авиационно-планерными парками и авиационно-планерными полками. Десантные планеры периода войны (А-7, Г-11, КЦ-20) уже не отвечали предъявляемым к летательным аппаратам такого рода требованиям из-за неспособности принимать на борт боевую технику, кроме разве что минометов и легких авиадесантных 37-мм пушек Чарнко – Комарицкого образца 1944 года (ЧК-М1). И тем не менее использовались как учебные (в основном Г-11).

Як-14 был удобен для габаритной военной техники – у него откидывались вбок нос и хвост

Задача создания более вместительных и грузоподъемных десантных планеров была решена быстро. Уже в мае 1945-го появился и вскоре был запущен в крупную серию (500 экземпляров) планер Ц-25 конструкции Павла Цыбина. Он принимал на борт 25 десантников или легкий автомобиль-тягач типа ГАЗ-67 с 45-мм противотанковой пушкой, которые можно было легко загрузить и выгрузить благодаря откидывающейся вбок носовой части. Это уже было кое-что в плане возможности переброски техники десанта. Аэродинамика, правда, оставляла желать лучшего даже в сравнении с предшественником КЦ-20. Буксировщиками Ц-25 служили военно-транспортные Ли-2 и Ил-12. Сотня таких планеров могла доставить в тыл противника целый парашютно-десантный полк с огневыми средствами и солидным боезапасом. В 1950 году планеры Ц-25 в сцепке с Ил-12 высадили экспедицию на Северном полюсе.

С начала 50-х годов началось вытеснение Ц-25 более совершенными десантными планерами конструкции ОКБ Александра Яковлева. Як-14, созданный в 1948-м, мог перевозить 35 десантников и почти всю номенклатуру боевой техники тогдашних ВДВ, например тягач ГАЗ-67 с 57-мм противотанковой пушкой ЗИС-2 или 76-мм пушкой ЗИС-3, 37-мм автоматическую зенитную пушку 61-К, два легких автомобиля ГАЗ-67 или один грузовик повышенной проходимости ГАЗ-63 и что особенно важно – 57-мм авиадесантную самоходно-артиллерийскую установку АСУ-57, поставки которой в войска начались в 1950-м. Довольно долго юркие АСУ-57 составляли основу мобильной огневой и «броневой» мощи ВДВ. Планеры Як-14 можно было использовать и для десантирования таких крупнокалиберных артиллерийских систем, как 160-мм минометы М-160, причем со средствами тяги (ГАЗ-63). Буксировщиками служили транспортники Ил-12 либо фронтовые бомбардировщики Ту-2.

Як-14 был удобен при загрузке и выгрузке крупногабаритных объектов военной техники – у него откидывались вбок нос и хвост. Всего таких планеров выпустили 413 штук, их наличие, а также парк самолетов-буксировщиков теоретически обеспечивали десантирование одной дивизии со всем штатным вооружением (всего к началу 50-х в СССР было 15 воздушно-десантных дивизий в пяти корпусах). Разумеется, высадка десанта предусматривалась комбинированным способом: личный состав и мелкие грузы – на парашютах и частично на планерах, боевая техника с расчетами и транспорт – планерами.

Планеры Ц-25 и Як-14 использовались в ВВС Чехословакии под обозначениями NK-25 и NK-14 (NK – nakladni kluzak, грузовой планер).

Гораздо большей грузоподъемностью – 7000 килограммов против 3500 у Як-14 – обладал 60-местный тяжелый десантный планер ОКБ Сергея Ильюшина Ил-32, построенный в 1948 году. На нем можно было перевозить бронетранспортер БТР-40, поступивший на вооружение в 1950-м и имевшийся в ВДВ. Согласно исследованиям советского историка отечественной авиатехники Вадима Шаврова в 1950 году Ил-32 изготовили малой серией (по другим данным, все ограничилось одним экземпляром). Штатным буксировщиком столь крупных планеров был определен тяжелый четырехмоторный бомбардировщик Ту-4.

Интересно, что в ильюшинском ОКБ прорабатывался моторизованный вариант Ил-32 той же грузоподъемности с двумя поршневыми двигателями, получивший название Ил-34. Увы, он не заинтересовал военных, хотя Ил-34 мог бы стать первым специализированным десантно-транспортным самолетом, способным перевозить более или менее крупную боевую технику.

Между тем сама по себе идея была здравой. Немцы, осуществив моторизацию огромных десантных планеров «Мессершмитт» Me-321, во время войны серийно строили самые грузоподъемные в то время в мире (полезная нагрузка – 11 т) тяжелые десантно-транспортные самолеты Me-323 «Гигант». Они принимали на борт 120 солдат и даже легкую бронетанковую технику. В транспортные самолеты Гота Go-244 грузоподъемностью две тонны переделывали и десантные планеры Go-242. После войны моторизацией десантных планеров собственной конструкции небезуспешно занимался американский авиастроитель русского происхождения (белоэмигрант) Михаил Струков. Наиболее известной моделью такого военно-транспортного самолета стал двухмоторный тактический С-123 «Провайдер» (брал на борт 10 тонн груза, включая боевую технику) – трансформация струковского же планера СG-20. Многоцелевые «Провайдеры», внешне напоминающие наши Ил-32 и оставшийся на бумаге Ил-34, начали поступать в ВВС США в 1954 году. Они широко использовались во время войны во Вьетнаме.

Точку в истории отечественных десантных планеров (по сути летательных аппаратов одноразового применения, причем весьма уязвимых при массовом задействовании, ведь аэросцепки были слишком тихоходными и громоздкими) поставил прогресс советской военно-транспортной авиации, которая в 1955 году была преобразована из ТДА ВДВ в отдельный род Военно-воздушных сил. Организационно в составе ВДВ сохранились лишь приданные в 1957–1959 годах дивизиям эскадрильи Ан-2 для парашютно-десантной подготовки личного состава. На смену поршневым Ли-2, Ил-12 и Ил-14 и приспособленным для десантирования тяжелым бомбардировщикам Ту-4Д (они, кроме парашютистов, могли десантировать в сбрасываемых подкрыльевых контейнерах военную технику) к рубежу 50–60-х годов пришли специализированные средние транспортно-десантные турбовинтовые машины Ан-8 и Ан-12. Десантный планеризм остался в прошлом. Окончательно ли (в плане, скажем, спецопераций) – вопрос.

Опубликовано в выпуске № 12 (825) за 31 марта 2020 года



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник



Похожие публикации для статьи "Десантный тихоход"


Напишите ваш комментарий к статье "Десантный тихоход"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх