Лента новостей

22:34
Запад уже дважды ошибся в Сирии
22:07
Что такое суперпозиция? От кошек до математики и света
21:04
Путин встречается с Фицо в Москве
20:32
Где может прятаться жизнь на Марсе? Новое исследование нашло самое вероятное «убежище»
20:16
Уходящая администрация Белого дома призывает Трампа «не выдёргивать ковёр из-под ног Украины»
20:11
Макрон почти не виден: французы хотят Пятую республику сделать Шестой
20:00
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 22 декабря, вечер
19:56
Курская дуга - Бой последней надежды - Новости
19:41
Конец эпохи взрывоопасных батарей? Разработан новый сверхионный электролит
19:19
Трамп: Панамский канал может снова перейти к США
19:18
США сбили собственный истребитель F/A-18 над Красным морем
19:14
Опыт применения российской бронетехники в 2022 году
18:36
Трамп собрался вывести США из ВОЗ
18:35
Безуглая констатирует, что ВСУ разваливаются, пехота — «рабство в один конец»
18:34
Голодный «патриот» сытому чиновнику не товарищ: на Украине всё отчётливее проявляется продовольственный кризис
18:33
Запрет балета Чайковского «Щелкунчик» в Литве вызвал волну негодования среди зрителей — NYT
18:27
Зеленский категоричен. А Фицо угрожает Украине
17:45
Депутат Госдумы рекомендовала рожать до 35 лет. Говорит, потом будут мутации
17:44
Россия возобновляет социальные поставки электроэнергии в Абхазию
17:41
Эрдоган хочет, чтобы в Сирии остались российские базы
17:38
Американцы никогда не принесут извинения за атомное уничтожение Хиросимы и Нагасаки
17:35
На Украине заявили о развале ВСУ изнутри
17:21
Мясо раздора, пролёт Вояджера, древнейший алфавит планеты | Новости науки
16:53
Кобахидзе пригрозил Зурабишвили тюрьмой
16:46
Россия согласилась на гуманитарные поставки электричества в Абхазию
16:05
Путин заверил, что за Казань Киев столкнется с многократно большими разрушениями
16:04
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 22 декабря
15:58
Печальный финал Успеновского мешка: из окружения вышли не все, а на горизонте перспектива нового котла
15:56
Катар предупредил Европу о возможном прекращении поставок газа
15:52
ВС РФ освободили Лозовую и Сонцовку
15:14
МВФ обнародовал негативный сценарий для Украины
15:02
Настойка «Орешника»: что нового стало известно о первом ударе комплекса и куда придётся следующий
14:53
Сергей Вильянов - итоги 2024 года
14:40
Как звёзды умирают и что остаётся после их гибели?
14:24
Крейсер США «дружественным огнем» сбил свой истребитель
14:23
Трамп заявил претензии на Панамский канал
14:22
Россияне идут на поводу у колл-центров СБУ, игнорируя элементарные правила собственной безопасности
14:15
При опрокидывании парома в Конго погибли 38 человек
14:13
Путин назвал выпуск «Орешника» историческим событием
13:36
Google и другие заплатили миллионы долларов за разбросанные по полям камни, которые якобы удалят CO2 из воздуха
13:29
Найден пропавший на Камчатке Ан-2: что известно к этому часу (ВИДЕО)
13:27
Разгром оккупантов и суверенитет Греции: стратегическая роль СССР и Красной армии
13:16
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 22 декабря, утро
13:12
ВСУ сдали Двуречную - Паника уже началась - Новости
13:03
«Находимся в первых рядах»: в Севмаше рассказали о строительстве новых атомных субмарин
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»Истребитель МиГ-19: история создания и боевого применения, конструкция и характеристики

Истребитель МиГ-19: история создания и боевого применения, конструкция и характеристики


МиГ-19
Советский истребитель МиГ-19

Советский истребитель «второго поколения» МиГ-19 считается первым серийным сверхзвуковым боевым самолётом. В линейке машин, разработанных ОКБ Микояна и Гуревича, он стал завершением эпохи истребителей со стреловидным крылом. Но несмотря на свои отличные лётные характеристики, МиГ-19 в СССР фактически стал «переходной моделью» к более совершенному по боевым возможностям сверхзвуковому истребителю следующего поколения, которым стал МиГ-21.

В то же время именно МиГ-19 послужил основой для испыта­ний различных систем, опробования многих важных конструктивных решений: в том числе катапультируемого кресла, жидкостных ра­кетных ускорителей, дозаправки топливом в воздухе, первых управляемых ракет, включая крылатую ракету Х-20 (К-20 «Комета»). Истребители МиГ-19 широко применялись в системе ПВО СССР, поставлялись за рубеж, где приняли участие во многих локальных войнах и конфликтах.

История создания

В конце 1940-х — начале 1950-х годов ведущие конструкторы истребителей всего мира стремились освоить выход на сверх­звуковые скорости полёта. Скорость звука достигалась в пологом пики­ровании уже многими самолётами, включая советские МиГ-17, но полноценным сверхзвуковым истребителем этот рубеж должен был преодолеваться и в гори­зонтальном полёте. Прирост скорости старались достичь как за счёт совершенствования аэродинамики, так и путём установки более мощных двигателей.

Началом истории разработки МиГ-19 считается 30 июля 1950 года, когда И.В. Сталин поставил задачу создания нового типа истребителей с радиусом действия большим, чем у МиГ-15 и МиГ-17. Уже в следующем году был создан первый двухдвигательный прототип нового самолёта СМ-1, на котором начали испытывать более мощные и компактные моторы. В течение 1952 года появился лётный прототип СМ-2, который стал опытным полигоном для достижения стабильных сверхзвуковых скоростей полёта. На нём были опробованы крылья большей стреловидности, а также наиболее оптимальное расположение хвостового оперения.

В 1953 году в ОКБ А.А. Микулина удалось создать ещё более мощный двигатель АМ-9Б с тягой на форсаже 3250 кгс в тех же габаритах, что и моторы для разрабатываемых МиГов, что позволило в минимальные сроки доработать прототипы новых самолётов. Опытные образцы истребителя-перехватчика (СМ-7) и фронтового истребителя (СМ-9) с двумя двигателями успешно прошли лётные испытания, в то время как характеристики ещё одного варианта — однодвигательного истребителя И-370 — оказались неудовлетворительными.

В января 1954 года уже по итогам первых полётов на предсерийной модели СМ-9 лётчик-испытатель Г.А. Седов оценил истребитель как «лёгкий в управлении» и способный стабильно превышать скорость звука. Вскоре главнокомандующий ВВС маршал авиации П.Ф. Жигарев одобрил принятие СМ-9 на вооружение с присвоением ему наименования МиГ-19. Кроме того, советское военно-политическое руководство приняло решение о целесообразности запуска самолета МиГ-19 в серийное производство, не ожидая окончания полной программы заводских и государственных испытаний, которые продолжались в течение всего 1954 года.

Фото МиГ-19
МиГ-19 стал завершением линейки советских истребителей со стреловидным крылом

Первые серийные МиГ-19 строились по чертежам ОКБ Микояна и Гуревича и начали поступать в строевые авиаполки с марта 1955 года. Уже 3 июля того же года 48 новейших истребителей были показаны публике на воздушном параде в Тушино. В их числе на МиГ-19 выступала пилотажная четвёрка, возглавляемая командующим авиацией ПВО СССР дважды Героем Советского Союза генерал-полковником Е.Я. Савицким. После этого парада машина получила в НАТО кодовое обозначение Farmer-A. С 1958 года в воинские части стали поступать перехватчики на базе МиГ-19 с ракетным вооружением.

Серийное производство МиГ-19 продолжалось до декабря 1960 года, после чего завод в Горьком (ныне Нижний Новгород) перешёл на выпуск МиГ-21, а завод в Новосибирске ещё раньше, с 1959 года, стал выпускать Су-9. Всего в СССР было произведено 2069 самолётов МиГ-19 различных модификаций. Кроме того, чуть более 100 самолётов было выпущено по лицензии в Чехословакии, а в Китае их общий выпуск под названием J-6 превысил советский и составил свыше 4 тысяч единиц.

Часть МиГов-19 была экспортирована для оснащения ВВС государств-союзников СССР по Варшавскому договору, а также в Афганистан, Индонезию, Кубу, Сирию. Ряд стран (Албания, Египет, Ирак, КНДР), получив советских МиГ-19, пополнила свой парк истребителей также их китайской версией J-6.

Боевое применение

В целом истребителей МиГ-19 в СССР было выпущено существенно меньше, чем МиГ-15 и МиГ-17. Ими были обеспечены свыше 60 авиационных полков в составе ВВС (где довольно скоро в качестве фронтовых истребителей их вытеснили МиГи-21), а также авиации ПВО и ВМФ, расположенных в основном вблизи советских границ. В роли истребителей-перехватчиков МиГи-19 уже в 1960-е годы стали уступать место самолётам Як-25. В начале 1970-х годов около 350 оставшихся к тому времени в строю машин, в массовом порядке не стали заменять на более современные Су-15 и МиГ-25. Окончательно с вооружения МиГ-19 был снят только в 1989 году.

Впервые МиГ-19 применили против реального противника осенью 1957 года в ПВО СССР. Истребитель авиаполка вылетел с аэродрома Андижан на перехват разведчика U-2, но смог лишь наблюдать самолёт-нарушитель, который летел на 3 километра выше потолка советской машины. Несколько последующих попыток перехвата U-2 тоже оказались неудачными, а при широко известном сбитии этого самолёта 1 мая 1960 года из ЗРК С-75, под ракетный удар советской ПВО попал один из МиГ-19, пилот которого при этом погиб.

Чуть позже в том же 1960 году советские пилоты на МиГ-19 успешно принудили к посадке над территорией ГДР американский самолёт-разведчик RB-47, а другой такой же самолёт сбили в Заполярье. В 1963 году советские перехватчики сбили ещё один RB-47, а годом позже — RB-66, пытавшийся сфотографировать учения ГСВГ. Кроме того, в конце 1950-х — начале 1960-х годов на МиГ-19 вблизи воздушных границ СССР было сбито значительное количество аэростатов с разведывательной аппаратурой.

Самолёт МиГ-19 за пределами СССР принимал участие во многих региональных конфликтах. В арабо-израильской Шестидневной войне 1967 года самолёты советского производства в составе сирийских ВВС успешно проявили себя в боях не только с «Супер Мистерами», но и с более современными «Миражами III». В то же время авиация Египта действовала заметно менее успешно и к тому же потеряла множество своих самолётов прямо на аэродромах в итоге внезапного удара израильтян.

В 1970-е годы именно активные поставки из КНР обеспечили «вторую жизнь» МиГу-19. В виде своей китайской версии J-6 (F-6) эти истребители во Вьетнаме смогли достаточно эффективно действовать против американских F-4 «Фантом». Выигрывая в манёвренности, вьетнамские пилоты смогли сбить несколько «Фантомов», а их собственные потери в воздушных боях составили лишь 5-6 самолётов.

Истребитель J-6
Китайский J-6

Вторым после самого Китая обладателем авиапарка J-6 стал Пакистан, применив эти истребители в ходе нескольких военных конфликтов с Индией. Примечательно, что их противниками стали индийские Су-7Б и МиГи-21. Итоги такого противостояния в официальных данных обеих сторон расходятся кардинально, но впоследствии индийцы смогли доказать сбитие двух J-6 в воздушных боях с помощью МиГ-21 и ещё одного — Су-7, пакистанцы представили доказательства трёх воздушных побед J-6 над Су-7 и ещё трёх — над своими примерными аналогами Hawker Hunter британского производства.

В ходе войны между Ираном и Ираком стороны прибегали к боевому применению соответственно J-6 и МиГ-19, для нанесения ударов по наземным целям, но прямых воздушных боёв между ними отмечено не было. Китайские J-6, поставленные в ряд стран Африки, применялись в локальных гражданских войнах и вооружённых конфликтах, в том числе в Сомали, Судане, Танзании и Уганде.

В составе ВВС самого Китая J-6 трижды сбивали тайваньские самолёты, обойдясь без потерь со своей стороны. В целом именно этот истребитель стал для ВВС НОАК по-настоящему «легендарным», прослужив в их составе почти полвека: последний из самолётов этого типа был снят с вооружения в 2010 году. На данный момент единственной страной, где он продолжает значиться в числе боевых истребителей, остаётся Северная Корея.

Конструкция

Истребитель МиГ-19 является классическим цельнометаллическим однокилевым среднепланом. Фюзеляж типа «полумонокок» состоит из легкоразъёмной носовой и хвостовой частей. В носовой части расположены воздухозаборник, отсеки с авионикой, гермокабина лётчика и носовая стойка шасси.

Пилотская кабина защищена бронёй: толщина бронестекла составляет 64 мм, передней переборки — 10 мм, бронеспинки — 16 мм. В кабине истребителя установлено кресло-катапульта.

Хвостовую часть занимают топливные баки и двигатели. Стандартный МиГ-19 оснащался двумя турбореактивными двигателями АМ-9 (РД-9) — каждый с 9-ступенчатым осевым компрессором, 2-ступенчатой турбиной и форсажной камерой. По бокам корпуса и под ним установлены тормозные щитки, имеется и тормозной парашют.

Цельнометаллическое крыло с углом стреловидности 55 градусов оснащено щитками-закрылками и интерцепторами. Горизонтальное оперение в серийном МиГ-19 цельноповоротное, вертикальное, состоит из киля со стабилизатором и гребня под фюзеляжем истребителя.

Система управления МиГ-19 с гидроприводами для своего времени являлась передовой и весьма эффективной. Тормозная система шасси, перезарядка оружия, аварийный сброс фонаря производились с помощью бортовой пневмосистемы.

В состав навигационного оборудования самолёта входили радиокомпас, радиовысотомер, система «свой-чужой». Дальность действия радиостанции РСИУ-4 составляла до 350 км. Кроме того, МиГ-19 оснащался сигнализацией об облучении радаром.

Встроенное вооружение истребителя первоначального МиГ-19 состояло из трёх автоматических пушек калибра 23 мм (позднее в основном заменённых на пушки калибра 30 мм). Два орудия находились в корневой части крыла, третья – в носу фюзеляжа. Боекомплект составлял по 70 снарядов на пушку. Скорострельность каждого орудия – 900 выстрелов в минуту. При необходимости МиГ-19 первой модификации мог нести неуправляемые ракеты АСР-57 и свободнопадающие бомбы калибра до 250 кг.

МиГ-19 на аэродроме
Система управления МиГ-19 с гидроприводами для своего времени являлась передовой и весьма эффективной

ТТХ

Истребитель МиГ-19 обладал намного лучшими характеристиками по скороподъёмности, высоте, скорости и дальности полёта по сравнению с МиГ-15 и МиГ-17. Боевой МиГ-19 в различных модификациях имел на вооружении не только пушки, но и ракеты.

Экипаж

Экипаж МиГ-19 — 1 пилот.

Дальность, скорость, высота полёта

Практическая дальность полёта МиГ-19 составляла 1400 км. При использовании подвесных топливных баков (ПТБ) этот показатель увеличивался до 2200 км.

Максимальная развиваемая скорость МиГ-19 достигалась на высоте 10 км и составляла 1452 км/ч (1,6 Маха).

Практический потолок по высоте полёта для стандартного МиГ-19 установлен в 15 600 метров. С применением форсажа максимальная высота полёта могла быть увеличена до 17,5-17,9 км.

Габариты, вес, длина

Параметры Значения
Длина корпуса 12,54 м
Высота 3,885 м
Размах крыла 9,0 м
Площадь крыла 25,16 кв.м
Масса пустого самолёта 5172–5447 кг

Лётные данные

Параметры Значения
Взлётная скорость 280–305 км/ч
Длина разбега с ПТБ 900 м
Длина разбега на форсаже без ПТБ 515 м
Время набора высоты 10 км 1,1 минуты
Время набора высоты 15 км 2,6 минуты
Посадочная скорость 235 км/ч
Длина пробега 890 м
Длина пробега с парашютом 610 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка +8,0 ед.

Расход топлива

Суммарная ёмкость четырёх фюзеляж­ных топливных баков МиГ-19 составляет 2170 литров. Предусмо­трена возможность размещения под кры­лом двух сбрасываемых подвесных топливных баков ёмкостью по 400 л или 760 л. Обеспечиваемая продолжительность полёта составляет от 1 часа 43 минут до 2 часов 38 минут (с использованием ПТБ).

Снаряжённая масса

Нормальная взлётная масса МиГ-19 составляет 7560 кг, максимальная взлётная масса — 8832 кг.

МиГ-19 с ракетами
МиГ-19 в различных модификациях имел на вооружении не только пушки, но и ракеты

Основные модификации

Первый вариант МиГ-19, выпущенный партией около 50 машин, представлял собой прототип СМ-9/1, оснащавшийся вооружением из трёх 23-мм пушек НР-23. Кроме того, эти самолёты получили подкрыльевые пилоны для подвески вооружения и ПТБ.

В серийных МиГ-19С литера «С» означала наличие цельноповоротного стабилизатора вместо того же устройства с рулями высоты. Под фюзеля­жем для увеличения путевой устойчивости смонтирован вертикальный гребень. Истребитель также оснащался тремя 30-мм пушками НР-30.

МиГ-19П

МиГ-19в версии перехватчика имел под крылом четыре пи­лона для подвески вооружения плюс два пи­лона для подвески ПТБ. Главным отличием пере­хватчика от фронтового истребителя стала РЛС (фактически радиоприцел) «Из­умруд», в связи с чем дли­на фюзеляжа увеличена на 36 см. Воору­жение — две пушки (НР-23 в первых сериях, НР-30 в поздних). Кроме того, в процессе се­рийного производства РЛС «Изумруд-1» со временем заменили на РЛС «Изумруд-2».

МиГ-19ПГ

Версия перехватчика, оснащаемая аппаратурой «Горизонт-1».для передачи данных и наведения с наземного командного пункта. Это оборудование позволяло использовать ракеты Р-3С класса «воздух-воздух».

МиГ-19СВ

Истребитель-перехватчик высотных целей ориентировался на перехват британских самолётов-разведчиков Canberra. Представлял собой облегчённый серийный МиГ-19С с более мощными двигателями, а также уменьшенным углом отклонения закрылков и увеличенной на 2 кв. м площадью крыла. Крыльевые пушки в этих машинах не устанавливались, но фюзеляжная в конструкции сохранялась. Строился малой серией. Для летчиков этих машин был разработан высотно-компенсирующий костюм с гермошлемом. В де­кабре 1956 года в ходе летных испытаний МиГ-1 9СВ им была достигнута высота 20,7 км.

МиГ-19ПМЛ

Перехватчики МиГ-19ПМ/ПМУ, ос­нащенные системой наведения с зем­ли «Лазурь», иногда обозначались МиГ-19ПМЛ. На них было установлено цельноповоротное горизонтальное оперение, а также впервые именно эта модификация получила в оснащение ракеты К-5М. Пу­шечное вооружение отсутствовало, а вме­сто К-5М допускалась подвеска неу­правляемых ракет разного типа и калибра.

Советский МиГ-19
МиГ-19 за счёт манёвренности успешно противостоял самолётам даже «третьего поколения»

Достоинства и недостатки

МиГ-19 в сравнении со своим прямым американским аналогом, притом появившемся годом позже, — истребителем F-100 «Супер Сейбр» — обладал существенными преимуществами:

  • Был примерно на 3 тонны легче;
  • Имел на 200 км больший радиус действия;
  • Развивал более высокую максимальную скорость (1450 км/ч против 1215 км/ч);
  • Почти вдвое обгонял по скороподъёмности.

К недостаткам МиГ-19 принято относить сравнительно частые отказы бортового оборудования (особенно РЛС), но в тот период с подобными проблемами сталкивались практически все истребители «второго поколения». По сравнению с тем же «Супер Сейбром» МиГ-19 можно было приводить как образец надёжности.

По характеристикам скороподъёмности на форсажном режиме, а также маневренности МиГ-19 вплоть до начала 1970-х годов считался одним из лучших истребителей в мире. Эти особенности МиГ-19 отмечали даже противники, вступая в воздушный бой с ними на машинах, относимых на Западе к «третьему поколению».

ВВС Пакистана, получив в 1970-е годы более современные западные самолёты (F-104 и «Мираж III»), в конечном итоге предпочли модифицированные китайские версии МиГ-19, сохраняя их на вооружении до 2002 года. По мнению пакистанских лётчиков, «миги» обладают более высокой надёжностью своих систем, хорошей живучестью и великолепной манёвренностью на малых и средних высотах.


Роев Олег


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх