Лента новостей

14:45
Одержимость мускулами и запрещенное вещество довели бодибилдера до гибели
14:42
Рейтинг систем видеоконференцсвязи
14:25
СВР: США и Великобритания готовят теракты на российских базах в Сирии
14:24
Украина обесточила Красноармейск и вывезла памятник Тарасу Шевченко
14:16
Путин пописал запрет принимать в школы детей мигрантов без знания русского языка
13:31
Россияне контрабандой завозят элитные сумочки через личных шоп-ассистентов
13:18
Молдавия готовит вторжение в Приднестровье - Новости
13:03
Какое максимальное количество человек может жить на Земле и какие факторы на это влияют
13:02
Можно ли сделать воду твёрдой, если просто сжать её механически?
12:59
Кто победил в гонке миллиардеров за лунные бюджеты США
12:45
Российские ПВО уничтожили более полусотни украинских дронов над территорией страны
12:40
До мышей: о деградации германской политики
12:36
Путин подписал указ об ужесточении наказания за вооруженный мятеж
12:22
Украина атакует, Россия отвечает: сводки с передовой на 28 декабря 2024 года, обзор боевых действий на Украине и актуальная карта военных действий
12:10
Что если бы вы упали в центр Земли? Гравитационный парадокс внутри планеты
11:54
ФСБ предотвратила убийства чиновника Минобороны и военного блогера
11:46
Медведев призвал наказать Европу из-за отказа спасать тонущих российских моряков
11:38
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 28 декабря, день
11:23
Сыр с плесенью повлиял на память
11:19
Сколько лет потребуется, чтобы пройти световой год пешком?
10:59
США изготовили Гитлера и Зеленского по одним лекалам
10:22
Почему США считают захват Гренландии абсолютной необходимостью
09:28
Русский гиперзвук
09:19
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 28.12.2024
09:07
ВСУ бросают резервы в мясорубку под Покровском: Юрий Подоляка в свежей сводке от 28.12.2024, последние новости
08:46
Германия катится с горы
07:55
Южная Корея создаст крупнейшее в мире производство микросхем
07:34
Вот это поворот - Новый план ВС РФ - Новости
06:15
Эстония планирует отключиться от энергосистемы России, сообщили СМИ
04:46
Вторая англо-афганская война: Гандамакский договор или На старые грабли
03:54
В преддверии новогодних каникул фиксируется рост активности мошенников
03:36
Бывшие солдаты ВСУ воюют против Украины: новости СВО от 28 декабря 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1038-й день спецоперации России на Украине
01:33
Как глобальный Запад загоняет в свой хомут Швейцарию
00:07
Чудеса на виражах: Epic Games Store устроил раздачу головокружительной гоночной игры, которая недоступна в России
00:02
Украинскую лягушку варят быстро
22:58
В российских каналах распространился новогодний ролик, в котором Санта Клауса сбивает ПВО
22:25
Эквадор открывает двери для военных США
22:09
Крушение самолета в Актау, режим ЧС в Черном море
21:41
ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 27 декабря
21:40
Шольц вновь захотел поговорить с Путиным и заверил, что не отправит немецкие войска на Украину
20:53
Штурмовики отрезали Большую Новосёлку от снабжения. Под Херсоном готовится прорыв. Ликвидация чешских инструкторов — Горячая сводка 27 декабря 2024 г.
20:52
В России не разрешили учебник ОБЖ, в котором утверждается, что короткие юбки являются причиной избиения
20:51
На Украине лишили Москву и Минск званий городов-героев
20:25
«Бить противника и с земли, и с воздуха»: как в 2024 году новые технические решения изменили действия ВС РФ в зоне СВО
20:18
Как заставить тепло течь в одном направлении? Квантовые диоды с кутритами выводят термодинамику на новый уровень
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Линейный корабль и его подвиды

Линейный корабль и его подвиды


Иногда можно услышать, что знаменитый британский корабль XVII века «Соверин оф зе Сиз» был первым кораблём в истории, предназначенным для боя в линии. Но это совсем не так. Попробуем разобраться, что же в действительности можно считать линейным кораблём, на какие ранги и в соответствии с какими критериями подразделялись корабли, а заодно вспомним невесёлую историю флагмана шведского флота.

За сто лет до «Соверин оф зе Сиз»

Первым делом определим, что в нашем понимании является линейным кораблём. Из классического определения линкора мы знаем, что это парусник, который имеет две или больше полные батарейные палубы и который несёт парусное вооружение типа «корабль».

Когда же мы обращаемся к крупным кораблям XVI–XVII веков, мы с удивлением обнаруживаем, что как минимум «Мэри Роуз» времён Генриха VIII вполне подходит под понятие «линейный корабль». Он строился как четырёхмачтовая каракка, имел водоизмещение 600 т, длину — 39,6 м и ширину — 13,7 м. Парусное вооружение было типичным для больших военных кораблей того времени: бушприт, фок и грот-мачты несли прямые паруса, а бизань- и бонавентур-мачты — косые латинские. Первоначальное артиллерийское вооружение корабля состояло из 78 разнокалиберных орудий, заряжавшихся как с дула, так и с казённой части.

​«Мэри Роуз». commons.wikimedia.org - Линейный корабль и его подвиды | Warspot.ru
«Мэри Роуз».
commons.wikimedia.org

С учётом того, что бонавентур-мачта была вспомогательной и часто даже съёмной — чем «Мэри Роуз» не линейный корабль? Ах да, закрытые деки. Но тогда ни один из кораблей XVII века нельзя назвать линкором, ведь даже «Соверин оф зе Сиз» изначально имел только один полностью закрытый дек. Если же допустить фрегатское с современной точки зрения расположение деков, то тогда чем не линкоры те же «Ваза», «Сторе Кронан» или французская «Куронь»? Все они имеют парусное вооружение типа «корабль», один полностью закрытый дек и тяжёлые пушки — как минимум 24-фунтовки.

Короткая и печальная история «Вазы»

Кстати, о «Вазе» — вернее, об истории его создания. Два голландских мастера, Хенрик Хайбертсоон и Аренд де Гроот, подрядились построить для короля Швеции Густава II Адольфа два малых (128-футовых) и два больших (134,5-футовых) корабля. «Ваза» изначально был как раз малым кораблём. Контракт на его постройку был подписан осенью 1624 года.

Но в 1628 году в битве под Оливой шведы потеряли два корабля, потом ещё один в Данцигской бухте, а чуть ранее, в 1625 году, в Рижском заливе от шторма погибли ещё десять кораблей. Поэтому король решил пересмотреть задание. Теперь ему срочно требовались четыре больших корабля. Проблема заключалась в том, что голландские мастера уже подготовили материалы на малый корабль. Хайбертсоон отказался менять проект, но вскоре он заболел и был отстранён от работ. Начальником постройки стал будущий капитан корабля Сефинг Хандсон, а реально заканчивала постройку жена Хенрика Хайбертсоона Маргарет.

Дальше — больше. Король потребовал разместить на корабле семьдесят четыре 24-фунтовых орудия. 128 футов на это не хватало, и пришлось наращивать длину, а также в прямом смысле слова надстроить второй дек. В 1627 году «Ваза» был спущен на воду. Согласно пожеланиям монарха и адмирала Класа Флеминга он вырос в размерах, в том числе и в высоту, то есть стал двухдечником, а шведы ранее двухдечники не строили. Хандсон говорил, что корабль слишком неустойчив, но король не верил ему. Чтобы убедить Густава Адольфа, капитан приказал 30 матросам бегать по верхней палубе от правого борта к левому. После третьего круга корабль так раскачался, что Хандсон остановил забег. Этот эксперимент зафиксировали шведские корабельные мастера, написавшие королю, который находился в Польше, что корабль нужно перестраивать — в таком виде отпускать его в море нельзя. Ответ короля был краток: продолжать оснащение и вооружение и побыстрее выйти в море.

​Шведский корабль «Ваза». pinterest.com - Линейный корабль и его подвиды | Warspot.ru
Шведский корабль «Ваза».
pinterest.com

Что ж, оснащение так оснащение. Внезапно оказалось, что Швеция не может произвести для «Вазы» паруса, поэтому закупила их в Голландии. Но голландцы паруса тоже не производили, а попросту поставили отбеленное конопляное полотно из шведской же Риги. Конопляные паруса толще и, соответственно, тяжелее, чем льняные. Это только усугубило плохую остойчивость «Вазы». Дополнительно корабль решили защитить от возможного абордажа, поэтому поставили на нём тяжёлые и высокие кормовую и носовую надстройки для мушкетёров и лучников. Это сделало ситуацию с остойчивостью совсем плачевной. Более того, «Вазу» строили по голландской методе, то есть с округлым, с почти плоским дном. Получилось что-то типа куклы-неваляшки.

Проблема была и с балластом. Хайбертсоон предлагал использовать камни, но в результате был выбран песок. Пусть он весит меньше, но его можно просто засыпать и разровнять, а камни надо было укладывать. В конце концов песок засыпали в бочки и даже добавили камней, но посадка у балласта была слишком высокой, а самого балласта явно не хватало.

«Вазе» повезло, если можно так выразиться, только в одном. Королевские заводы лили орудия целый год, но так и не успели изготовить семьдесят четыре 24-фунтовки, поэтому на «Вазу» их поставили только в количестве 46 единиц плюс две 24-фунтовые пушки старого образца. Остальное добавили мелочью: 6- и 3-фунтовками. В ином случае корабль, наверное, не прошёл бы даже те 1300 м, которые смог осилить.

​Тонущий «Ваза». pinterest.com - Линейный корабль и его подвиды | Warspot.ru
Тонущий «Ваза».
pinterest.com

Проведённые после спуска на воду тесты показали, что «Ваза» имеет отвратную остойчивость и готов опрокинуться при малейшем крене. Тем не менее его дополнительно перегрузили орудиями, поставили тяжёлые паруса, а балласта добавили слишком мало. 10 августа 1628 года «Ваза» вышел из порта с открытыми ради салюта пушечными деками. Этому кораблю просто суждено было утонуть — что он и сделал.

Так что есть линейный корабль?

Зачем мы так подробно остановились на истории «Вазы»? Необходимо понять, что и «Мэри Роуз», и «Куронь», и «Ваза», и «Роял Принс» — всё это были корабли переходного типа. Чтобы отработать постройку нормальных линейных кораблей, мастерам пришлось путём проб и ошибок определить верное направление развития. Собственно, вывод из вышесказанного самый простой: «Соверин оф зе Сиз» был первым удачным линейным кораблём.

Стоп, — скажет более или менее осведомлённый читатель, — но ведь сами же шведы именуют «Ваза» галеоном. Именно. А англичане, построив «Соверин оф зе Сиз», называли его great ship («большой корабль») или first rank ship («корабль первого ранга»). Никаких ships of the line, то есть «линейных кораблей».

Кстати, с «Соверин оф зе Сиз» связан ряд заблуждений. Считается, что это был первый в мире трёхдечный корабль, хотя галеоны с тремя рядами пушек англичане видели у испанцев ещё в 1595 году. Как это ни удивительно, но он не был и самым большим из построенных в Англии кораблей — спущенный на воду на 200 с лишним лет раньше корабль Генриха V «Грейс Гарри де Дьё» был больше. По цене «Соверин оф зе Сиз» равнялся целым шести кораблям второго ранга. Он строился не только как военная единица, но и как символ королевской власти. Изначально корабль проектировался под 90 орудий, но по личному распоряжению короля был перевооружён на 102 пушки.

​Рисунок корпуса корабля «Соверин оф зе Сиз». wikimedia.org - Линейный корабль и его подвиды | Warspot.ru
Рисунок корпуса корабля «Соверин оф зе Сиз».
wikimedia.org

И вот тут мы подходим к самому интересному. Оказывается, линейным кораблём в XVII веке мог быть объявлен любой корабль, который с точки зрения адмиралов подходил для боя в линии. То есть до времён линейной тактики говорить о линейном корабле просто глупо. Он мог быть двухдечным или трёхдечным, нести правильное парусное вооружение, но если корабль не предназначался для боя в линии — он не был линейным.

Система рангов и её метаморфозы

Чтобы сравнивать корабли разных наций в одной системе отсчёта, все корабли тех времён пытаются привязать к английской классификации. Экстраполируя ситуацию на все остальные страны, можно с уверенностью сказать, что с возникновением линейной тактики линейными являлись любые корабли I–IV рангов, и неважно, сколько у них было деков. Если адмиралы считали, что корабль подходит для боя в линии (даже если он был реквизированным и вооруженным кораблём какой-нибудь из Ост-Индских компаний), он сразу же становился ship of the line.

Первым формально классифицировать корабли Королевского флота попытался в 1604 году только что вступивший на престол Яков I. Не мудрствуя лукаво, он все корабли разделил по численности экипажа на большие (great ships), средние (middling ships) и малые (small ships). Шесть самых больших галеонов удостоились класса «королевских кораблей» (royal ships).

​«Вулвич» при лёгком бризе. Художник Виллем ван дер Вельде-младший. commons.wikimedia.org - Линейный корабль и его подвиды | Warspot.ru
«Вулвич» при лёгком бризе. Художник Виллем ван дер Вельде-младший.
commons.wikimedia.org

В 1626 году новый король Карл I поменял классификацию. Теперь royal ships стали кораблями I ранга, great ships — II, middling ships — III, а весь «зоопарк» small ships поделили на IV, V и VI ранги. Поначалу система рангов не имела особого тактического смысла и использовалась в основном для определения жалования матросам и офицерам. Логично, что капитан или штурман большего корабля несёт бо́льшую ответственность и получает большее жалование. Разница в оплате матросов позволяла набирать на лучшие корабли лучших людей. Но была у этой системы и обратная сторона. Корабль I ранга нуждается в очень большой команде. Если учесть, что у неё и жалование выше среднего, то у Адмиралтейства частенько был соблазн не вооружать самые большие корабли. В 1653 году, по мере роста кораблей, систему классификации в очередной раз доработали.

Ранг корабля в зависимости от численности его экипажа

Ранг корабля

1604

Ранг корабля

1626

1653

Royal ships

Более 400

I

Более 400

Более 400

Great ships

От 250 до 400

II

От 300 до 400

От 300 до 400

Middling ships

От 160 до 200

III

От 200 до 300

От 200 до 300

Small ships

Менее 160

IV

От 100 до 120

От 140 до 200

V

От 60 до 70

От 80 до 140

VI

От 40 до 50

От 40 до 80

В 1650-х годах корабли II ранга королевской постройки были флагманами эскадр и дивизионов. Ещё в предыдущем десятилетии их вооружение начали усиливать, ставя на верхнюю палубу дополнительные пушки. В итоге получились корабли с тремя рядами орудий. Или почти тремя — на спардеке обычно оставался небольшой промежуток. Историки назвали их довольно странным термином «квазитрёхдечник». Скорость и мореходность упали, но оставались достаточными для сражения в линии баталии.

В 1660 году в Англии произошла реставрация монархии. По уже сложившейся традиции новый король, Карл II, поменял систему классификации. Теперь ранг корабля определялся количеством пушек. Эта система, постоянно изменяясь, дожила до конца эпохи парусного судостроения.

Ранг корабля в зависимости от количества орудий на нём

Ранг

1660

1675

1685

1697

1714

1721

1760

1782

1801

I

80–102

90–100

90–100

94–100

100

100

100

100

100–120

II

56–92

56–84

64–90

90–96

90

90

90

90–98

90–98

III

56–70

58–74

60–74

64–80

64–80

70–80

70–80

64–80

64–84

IV

38–62

40–60

30–56

44–64

50–60

50–60

50–60

50–60

50–60

V

20–38

24–40

28–38

26–44

30–40

30–40

32–44

30–44

30–44

VI

4–20

4–20

4–18

10–24

10–20

20–24

20–30

20–28

20–28

Как видно из таблицы, до 1697 года ранги кораблей определялись неоднозначно.

Очень условно можно сказать, что к I рангу относились большие трёхдечники, к II — малые трёхдечники и «квазитрёхдечники», к III — двухдечники, к IV — малые двухдечники и «квазидвухдечники» (назовём так корабли, у которых на верхнем деке в середине был небольшой участок палубы без орудий). Корабли V ранга могли иметь от одного до двух деков, однако были недостаточно сильными, чтобы ставить их в линию баталии. Корабли VI ранга несли пушки только на верхней палубе.

​Борт корабля I ранга «Виктори». wikimedia.org​​​​​ - Линейный корабль и его подвиды | Warspot.ru
Борт корабля I ранга «Виктори».
wikimedia.org​​​​​

Естественно, в этой системе была масса исключений. Если при Карле I в V и VI рангах могла числиться обычная мелочь с различным парусным вооружением, то теперь все ранговые корабли обязательно имели три мачты с прямыми парусами. Правда, иногда в VI ранг записывали королевские яхты с иным парусным вооружением. Корабли, не вошедшие ни в один ранг, так и назывались «внеранговыми», а управлявший ими офицер не имел звания капитана.

Термин ship of the line или line of battle ship впервые появился в 1653 году, когда адмирал Роберт Блейк в «Инструкциях по походу и бою» (Fighting Instructions) упомянул, что атакуют в линии line of battle and over ships. То есть именно с этого момента можно считать, что все галеоны, каракки, орлогшипы, вассо и т.д. стали линейными кораблями, если адмиралы ставили их в линию.

Линейный корабль — это…

Линейный корабль — это не классификационное, а функциональное деление. Особенно это утверждение актуально для XVII и иногда для XVIII века. В эту категорию можно засунуть всё что угодно — как сочтёт нужным адмирал.

В дальнейшем, в начале XIX века, появились большие фрегаты IV ранга. Фрегаты V и VI рангов во второй половине XVII — первой половине XVIII века реально имели полтора-два дека, а потом и один. У шлюпов и более мелких кораблей все пушки находились на верхней палубе. Кроме того, первые пять рангов имели три мачты и парусное вооружение типа «корабль». VI ранг в XVII веке мог нести самое разнообразное мачтовое и парусное вооружение, ну а потом, когда появились фрегаты VI ранга, вытеснившие оттуда шлюпы и т.д., — исключительно парусное вооружение типа «корабль».

Все корабли, имевшие количество орудий меньше указанного или меньше двух мачт, входили в список внеранговых судов.

Линейными кораблями назывались те парусные суда, которые могли по своим тактико-техническим характеристикам вести бой в линии. Изначально это были корабли I–IV рангов, однако позже корабли IV ранга были признаны недостаточно сильными и выведены из состава линейных. Чаще всего их использовали в качестве колониальных стационаров или как средство усиления эскортов конвоев.


Литература:

  1. Rif Winfield. First Rate. The Greatest Warships of the Age of Sail. — Seaforth Publishing, 2010.
  2. Rif Winfield. British Warships in the Age of Sail, 1714-1792: Design Construction, Careers and Fates. — Seaforth Publishing, 2008.
  3. Brian Livery. The Ship of the Line. — Vol 1: The development of the battlefleet 1650-1850. — Conway, 1983.
  4. Brian Livery. The Ship of the Line — Vol 2: Design, construction and fittings. — Conway, 1984.
  5. Чепелев, В.Р. Подъем военного парусного корабля «Мэри Роуз» / В.Р. Чепелев // Судостроение. — 1984. — № 3.

Сергей Махов


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх