Брэндон Уэбб, директор секретного курса снайперов Сил специальных операций (ССО) ВМС США, известного, как спецотряд Navy SEAL (аббревиатура Sea — море, Air — воздух, Land — земля), разместил в Сети свою фотографию, сделанную, судя по всему, в северных широтах. Кстати, в Соединенных Штатах бойцов этого подразделения чаще всего называют «морскими котиками», или «тюленями» — элитой Вооруженных сил Америки.
На фоне нарастающих разговоров и усилий американских политиков и военных о «противодействии» русским в Арктике, можно предположить, что бывший ветеран войны с «Талибаном» *, переключился на подготовку метких стрелков в условиях суровой зимы Заполярья.
Брэндон Уэбб — личность довольно популярная в заокеанских профессиональных кругах. Это именно он застрелил трех сомалийских бандитов, спасая своего соотечественника, капитана сухогруза, оказавшегося заложником в руках пиратов 21 века. Ему пришлось добираться 10 часов до места драмы — самолетами и вертолетами, тем не менее, свою работу он сделал быстро и точно. По словам этого американского снайпера, помимо винтовки он всегда берет на задание специальное вычислительное устройство.
«При стрельбе на дальние расстояния крайне важно учитывать все экологические и баллистические факторы, ветер, температуру, барометрическое давление, степень широты, скорость полета пули и отклонение, вызванное вращением Земли (известное как „эффект Кориолиса“), — поясняет Уэбб. — Каждая деталь выстрела запрограммирована в моем портативном компьютере, который затем выдает мне готовое решение для стрельбы».
Самый важный момент для американского снайпера — это скрытность. Саму подготовку к выстрелу, он сравнивает с написанием картин: «Для снайпера поле боя — это как чистый холст художника». Ясно, что речь идет о психологической подготовке, как к выстрелу, так и к его последствиям. Одно дело — убивать врага в бою, защищая себя, другое — с безопасного расстояния.
Стрелков учат, что «морской котик», лишив жизни себе подобного, должен, во-первых, не заморачиваться лишними христианскими вопросами — ведь это враг Америки. Во-вторых, снайперы обязаны видеть в своей профессии творческое начало и даже что-то прекрасное, например, «пар медленно поднимается из пулевого отверстия в груди».
Благодаря такому подходу, снайперская школа Navy SEAL считается лучшей в США. Да что там в Америке! «Это самый сложный и технически продвинутый курс в мире, — пишет Брэндон Уэбб — Достижения выпускников курса являются достаточным оправданием такого утверждения. Конечно, мало кто за пределами Командования специальных операций США (SOCOM) знает об этом. Вы не прочитаете в Википедии или где-либо еще, что у „морских котиков“ в настоящее время есть самый опытный снайпер, с более чем сотней подтвержденных убийств на его счету».
Если предположить, что Брэндон Уэбб не врет (а такое в Соединенных Штатах случается часто, но об этом чуть позже), то приходится удивляться циничному отношению Пентагона к войнам за пределами Америки. Например, при штурме иракского Мосула вместо снайперов применяли авиацию, стирая с лица земли целые кварталы, чтобы ликвидировать стрелка «Исламского государства» **. Похоже, Минобороны США не хочет рисковать своими супер-стрелками.
Однако эмоции в сторону. Обратимся к курсу снайперов Navy SEAL, который нахваливает его же директор. Начнем с того, что кандидаты отбираются со всей армии специальными инструкторами. То есть в школу «морских котиков» приходят уже зрелые бойцы, как правило, разведчики. Если они выдержат экзамены и окажутся в числе выпускников, их зарплата взлетает в разы. Словом, можно почувствовать себя не только героем, но и миллионером.
Учитывая, что курс снайперов Navy SEAL длится всего 90 дней (по 100 часов в неделю), то, по словам Уэбба, основное усилие направлено на овладение специальных приборов. «На первом этапе кандидат изучает новейшие методы цифровой фотографии, компьютерной обработки/сжатия изображений и спутниковой радиосвязи, — поясняет директор школы. — В 21-м веке снайпер использует технологию в своих интересах, он использует самые передовые системы зеркальных камер, небольшие портативные компьютеры и самое современное баллистическое программное обеспечение в мире для информации о цели и получения точного решения для стрельбы».
Понятно, что Пентагон стремится ограничить число людей, которые получат такие навыки. Заказные убийства в США никто не отменял, да и утечка ноу-хау может серьезно ударит по безопасности самих снайперов. «Цифровое железо», безусловно, выводит профессионализм стрелков на более высокий уровень, но оно может и выдать его местоположение.
Второй этап напоминает подготовку людей-невидимок. Здесь тоже имеется определенное программное обеспечение, которое подсказывает самые безопасные маршруты. Учат многому, но самое главное тому, как проникнуть в неприятельскую зону и выйти из нее незамеченным, не оставив после себя ни малейшего признака. Поломанная ветка или забытая гильза «отправит курсанта домой», подчеркивает Уэбб. Причем отчисляют, как он говорит, «пачками».
О психологической подготовке уже было сказано несколько слов, но «творческое» отношению к убийству является лишь малой частью «перепрошивкой» мозга. Курсантов натаскивают самоустраняться от реальности в условиях плена. К примеру, «вас пытает китайский или русский офицер службы безопасности, а вы в это время мысленно находитесь на лужайке гольф клуба и играете свою лучшую партию».
Дескать, так легче пройти сквозь пытки и забыться во времени. Такая методика появилась после возвращения одного американского солдата из вьетнамского плена. Когда другие сходили с ума от страха и лишений, не видя перспективы вернуться домой, он представлял себе самые сложные ситуации для удара клюшкой.
Самым сложным тестом является так называемый «предел» или «край» возможностей. У стажера есть всего 4 минуты, чтобы попасть во всплывающую на несколько секунд мишень. Первая трудность заключается в том, чтобы добежать до рубежа — где-то 600 метров, как правило, наверх небольшого холма. Вторая — камера следит за глазами снайпера — как только он начинает вытерать пот со лба, появляется цель примерно на несколько секунд. Большинство курсантов проваливают этот экзамен или вылетают во время курса. Впрочем, даже не сдав нормативы школы Navy SEAL, неудачники по возвращению в часть получают повышение жалование.
Казалось бы, в Америке и впрямь готовятся лучшие в мире снайперы. Однако, издание The Intercept, проверив послужной список документов Криса Кайла, которого назвали самым смертоносным снайпером в военной истории США, кстати, выпускника той самой школы Navy SEAL, пришло к выводу, что стрелок врал, приписывая себе меткие выстрелы. Напомним, его бестселлер «Американский снайпер», разошелся тиражом более миллиона экземпляров, а экранизация книги стала самым кассовым военным фильмом в американской кинематографической истории.
В Википедии об этом фильме говорится, как об исторической драме 2014 года режиссёра Клинта Иствуда, снятой по сценарию Джейсона Холла на основе мемуаров снайпера 3-й команды SEAL из Техаса Криса Кайла, который служил в Ираке и стал рекордсменом по числу убитых солдат противника — более 160 «врагов Америки».
По официальной информации, за свои 10 лет военной службы Кайл заслужил две серебряные звезды и шесть бронзовых — за «рекорд, подтвержденный морскими чиновниками». Об этом указано в специальном файле DD214 оборонного ведомства. Однако, как признались его сослуживцы, на них давило командование, чтобы они молчали об истинном положении дел. Оказывается, Крис Кайл был придуманной иконой снайперской школы, а его наградной список и близко не соответствовал заслугам.
Кроме того, даже в архивах ВМС США нашли реальные приказы на награждении Кайла только одной серебряной звездой и тремя бронзовыми. Еще столько — просто приписали. Когда в The Intercept задались вопросом о нестыковках, то никто из высших офицеров не смог дать четкий ответ. Впрочем, один чиновник все-таки признался, что всегда ставил под сомнение «мотивы» составления счета Кайла.
«Американского снайпера» убил на стрельбище в округе Эрат в центральной части Техаса его коллега Эдди Рут, тоже ветеран иракской войны. Кстати, отличник стрелковой подготовки, имеющий несколько наград. По одной версии, Рута, страдающего посттравматическим стрессовым расстройством, взбесило, что Кайл стрелял плохо по мишеням.
Александр Ситников
Читайте нас: