В русском сознании традиционно закрепилась мысль о том, что армейская дедовщина – проблема нерешаемая. Действительно, этому социальному явлению не одна сотня лет, и свойственно оно солдатским коллективам во всем мире. Тем не менее, в последние годы в России кардинально снизилось число военнослужащих, пострадавших от неуставных проявлений. Согласно статистике Главной военной прокуратуры России, в 2014 году число преступлений в армии, связанных с неуставными отношениями, сократилось на 16%, в 2016 году – на 40%. По итогам 2018 года, количество правонарушений среди солдат уменьшилось на 11,2%, а по фактам рукоприкладства – на 45%. Таких оптимистичных результатов в ВС РФ смогли добиться, в первую очередь, благодаря грамотному руководству нынешнего Министра обороны Сергея Шойгу.
Бесконечная дедовщина, с которой безуспешно боролись с конца 60-х советские и российские министры обороны, постепенно сходит на нет по вполне понятным причинам. Первая – с приходом Шойгу в войсках возросло количество внезапных проверок, а также повысилась материальная мотивация к военной службе, что гарантирует эффективную работу на местах. Командиры своевременно пресекают взаимоотношения между военнослужащими, грубо нарушающие требования уставов. Помимо этого, доход офицера прямо пропорционален добросовестному выполнению им служебных обязанностей. Материальное благополучие командира и его карьера напрямую зависят от состояния дел в казарме. Вторая – борьбой с неуставными отношениями в Вооруженных силах стала заниматься специально созданная для этого военная полиция. Эффективная работа армейских правоохранителей позволила существенно сократить процент случаев дедовщины. В каждом гарнизоне висит памятка с телефоном представителя военной полиции, которому могут позвонить и военнослужащие, и их родственники.
Скрыть случаи насилия в армии теперь не удастся. В частях врачи проводят осмотр личного состава на предмет синяков и ссадин. Даже если упал с турника – назначается расследование. Виновные в неуставных отношениях наказываются по всей строгости
С 2012 года российская армия стала более профессиональной, а служба в ней более престижной: срочников постепенно заменяют контрактники, мотивированные на службу. В итоге наблюдается значительное снижение ЧП, связанных с издевательствами над новобранцами. Дедовщину как одну из форм неуставных взаимоотношений удается победить и за счет сокращения времени несения срочной службы до года. За этот короткий период трансформация статуса призывника – от «духа» до «деда» – просто не успевает происходить.
Конечно, целиком избавиться от правонарушений в армии (как и в обществе в целом) невозможно, но преступления на почве дедовщины сейчас – редкость. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что в современных Вооруженных силах РФ понятие «казарменные деды» превратилось в архаизм. Отдельные случаи данного вида неуставных взаимоотношений встречаются, но, как не раз писали СМИ, Шойгу держит их на личном контроле. Так, в мае 2016 года Министр обороны поручил провести доскональное расследование по фактам казарменного хулиганства военнослужащих в одном из соединений Брянской области. В кратчайшие сроки были приняты все необходимые меры, и виновные понесли наказание в соответствии с российским законодательством. В 2018 году Глава военного ведомства взял на контроль ситуацию в войсковой части №88503 в посёлке Сокол Пермского края, где было зафиксировано несколько случаев неуставных взаимоотношений.
Читайте нас: